По направлению подготовки 030300 Социальная работа
Вопросы к зачету по учебной дисциплине «Пенитенциарная психология» для курсантов 3 курса очной формы обучения
по направлению подготовки 030300 Социальная работа
1. Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии как отрасли юридической психологии и ее взаимосвязь с другими отраслями знаний.
2. Роль и значение пенитенциарной психологии для теории и практики исправления осужденных, гуманизации процесса исполнения уголовного наказания.
3. Значение пенитенциарной психологии для индивидуализации и дифференциации осужденных в исправительных учреждениях.
4. Программы изучения личности и среды осужденных в местах лишения свободы. Их целевые функции и содержание.
5. Методы сбора и обработки психологической информации о личности и среде осужденных к лишению свободы. Специфика их применения в исправительных учреждениях.
6. Понятие и разновидности метода наблюдения. Наблюдение как метод диагностики психологических и социально-психологических явлений в среде осужденных.
7. Беседа как метод психологической диагностики и коррекции личности. Психологические основы проведения различных видов бесед с осужденными. Их цель, структура и особенности.
8. Концепции и подходы к пониманию личности осужденного (заключенного, преступника) в отечественной и зарубежной психологии.
9. Социальная и биологическая обусловленность психики человека. Социально-психологическая и индивидуально-психологическая характеристика личности осужденного. Структура личности осужденного.
10. Особенности мотивов совершения преступлений несовершеннолетними. Характеристика психологии несовершеннолетних осужденных (биологический и социальный факторы). Учет особенностей несовершеннолетних осужденных в воспитательной работе с ними.
11. Кризис середины жизни. Социально-психологическая характеристика осужденных молодежного возраста, отбывающих наказания в местах лишения свободы.
12. Биологические и социальные проявления возраста человека. Социально-психологические особенности осужденных зрелого, пожилого, старческого возрастов.
13. Биологические и социальные детерминанты поведения людей, обусловленные их половыми различиями. Социально-психологическая характеристика осужденных женщин.
14. Сущность и социально-психологический механизм адаптации. Особенности адаптации различных категорий осужденных к среде исправительного учреждения на различных этапах отбывания наказания. Позитивная и негативная адаптация, причины несовпадения их по форме и содержанию.
15. Методы психологической диагностики изменения личности осужденных на различных этапах адаптации осужденных к отбыванию уголовного наказания.
16. Психологические состояния, возникающие у осужденных на различных этапах отбывания уголовного наказания. Методы и формы профилактики отрицательных психологических состояний осужденных.
17. Общее понятие, характеристика и виды социально-психологических явлений в среде осужденных.
18. Социально-психологические особенности общения осужденных. Функции общения. Вербальное (устное, письменное), невербальное (жесты, мимика, пантомимика) общение осужденных. Использование предметов окружающей среды, как средств передачи информации. Слухи и мода в среде осужденных.
19. Стратификация в отрицательных малых группах осужденных и ее влияние на поведение, особенности общения осужденных.
20. Традиции и обычаи в среде осужденных. Их отличие и разновидности. Социально-психологические причины "оживления" уголовных традиций в местах лишения свободы.
21. Групповое мнение и настроение осужденных. Взаимосвязь этих явлений. Определение, виды, функции и формы проявления.
22. Понятие и разновидности малых групп осужденных. Социально-психологическая характеристика малых групп осужденных.
23. Понятие конфликта как особого способа общения. Виды конфликтов. Структура и причины конфликтов в среде осужденных. Методы разрешения конфликтов.
24. Понятие и социально-психологическая характеристика эксцессов в среде осужденных. Причины, пути и методы их разрешения.
25. Преодоление негативных социально-психологических явлений в среде осужденных. Искоренение, пресечение и перевод в разряд контролируемых положительных официальных социально-психологических явлений.
26. Понятие социально-психологического климата. Формирование позитивного социально-психологического климата как условие профилактики и разрешения конфликтов в среде осужденных.
27. Сущность исправления осужденных. Психологические и социально-психологические предпосылки исправления осужденных.
28. Основные средства исправления и требования к ним с точки зрения психологии исправления осужденных.
29. Составление психологической характеристики на осужденных, цели, реквизиты. Структура психологической характеристики.
30. Социальный, эмоциональный, смысловой, эмоционально-смысловой психологические барьеры, возникающие в процессе работы с осужденными, причины, условия их возникновения, их преодоление.
31. Сущность и виды психологических и психолого-терапевтических методик воздействия на осужденных в пенитенциарных учреждениях (системах) за рубежом. Их роль в исправлении, изменении, развитии психологических функций человека.
32. Принципы и виды психологической подготовки осужденных к освобождению.
33. Психологическая структура деятельности сотрудников исправительных учреждений: цели, задачи, условия и содержание деятельности сотрудников различных отделов и служб ИК. Социально-психологический анализ деятельности сотрудников исправительных учреждений в напряженных условиях. Виды экстремальных ситуаций и роль в их преодолении интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.
34. Сущность психологической подготовки сотрудников исправительных учреждений к действиям в экстремальных условиях. Формы реализации.
35. Характеристика ведущих профессионально-психологических качеств сотрудников органов, исполняющих уголовное наказание. Требования к личности сотрудника УИС в современных условиях.
36. Социально-психологический климат в коллективе сотрудников исправительных учреждений и условия его формирования.
37. Предмет, задачи и значение психологической коррекции в ИУ. Особенности проведения психологической коррекции в исправительном учреждении.
38. Диагностика осужденных методом беседы
39. Виды психокоррекционных программ и особенности их составления для различных категорий осужденных.
40. Метод обобщения независимых характеристик.
41. Специфика применения в ИУ метода анализа продуктов деятельности.
42. Принципы, программы изучения личности и среды осужденных в ИУ.
43. Наблюдение в ИУ, его виды.
44. Социальная интерпретация осужденных на основе аудиовизуальной психодиагностики.
45. Изучение личности осужденных при помощи метода анализа личного дела.
46. Биографический метод и его применение в условиях ИУ.
47. Возможности применения метода эксперимента в ИУ.
48. Изучение личности осужденных при помощи тестирования.
49. Методология и методы сбора информации о проблемах потребностно-мотивационной сферы осужденных.
50. Введение в аудиовизуальную психодиагностику осужденных.
51. Специфика психодиагностики различных категорий осужденных и разработка индивидуальных и групповых программ коррекции
52. Психологическая и физиологическая интерпретация осужденных на основе аудиовизуальной психодиагностики.
53. Оптимизация социально-психологического климата коллектива сотрудников ИУ.
54. Арттерапевтические методы работы с осужденными.
Вопросы подготовлены доцентом кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС кандидатом психологических наук, доцентом подполковником внутренней службы Лаврентьевой И.В. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС 28.11.2013 г., протокол № 5.
И.о. начальника кафедры
психологии профессиональной деятельности
в уголовно-исполнительной системе
подполковник внутренней службы Т.И. Савельева
«___» декабря 2013 г.