РОМАН И.А.ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ" – 2 часа
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ПОЭМА Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
ПЛАН
1. Идейный замысел и творческая история поэмы. Судьба второго и третьего томов поэмы.
2. Проблематика поэмы.
3. Сюжет поэмы. Роль Чичикова и его авантюры в развитии сюжета.
4. Образы помещиков в поэме. Приемы их обрисовки (портрет, интерьер, пейзаж, речевая характеристика, авторская характеристика. Роль художественной детали и гиперболы в поэтике Гоголя).
5. Губернское общество. Групповой портрет чиновников.
6. Образ Чичикова. Приемы обрисовки образа.
7. Народ в поэме. «Души мертвые» и «души живые». Идейный смысл поэмы.
8. Жанр и композиция поэмы, внесюжетные элементы. Авторское начало в поэме. Лирические отступления, их содержание и функция.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 9-ти тт. – Т.5,6. – М., 1994. Комментарии В.А. Воропаева и И.А. Виноградова к поэме «Мертвые души».
2. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Письма XXXI, XXXII.
3. Гачев Г. Русская душа. – М., 1992. – Глава «Гоголь».
4. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 тт. – Л., 1991. Т.1. – Глава «гоголь».
5. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М., 1981.
6. Золотусский И. Гоголь. – М., 1984.
7. Золотусский И. Поэзия прозы: статьи о Гоголе. – М., 1987.
8. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Гоголя. – М., 1987.
9. Манн Ю.В. В поисках живой души. «Мертвые души». Писатель, критик, читатель. – М., 1987.
10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
11. Манн Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь /Книга для учителя. – М., 1988.
12. Машинский С.И. «Мертвые души» Н. В. Гоголя. – М., 1968.
13. Смирнова Е.А. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.
14. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – Собр. соч. в 4 тт. – М., 1980. – Т.1.
15. Хьетсо Г. Что случилось со вторым томом «Мертвых душ» // Вопросы литературы. – 1990. – № 7. – С. 128-139.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
ПЛАН
1. Творческая история романа. «Княгиня Лиговская» и «Герой нашего времени». Эволюция темы, усиление психолого-реалистического начала.
2. Проблематика романа. Традиции русской и зарубежной литературы в изображении «героя века».
3. Группировка образов в романе.
4. Образ Печорина как героя времени. Черты романтизма и реализма в его сознании и характере. Мастерство психологической обрисовки героя, художественные приемы (портрет, авторская характеристика, характеристика другими героями, самохарактеристика Печорина, «журнал» Печорина, пейзаж и др.). Нравственная оценка героя. В. Белинский о Печорине.
5. Печорин и женщины в романе.
6. Образ Максима Максимыча, Грушницкого, Вернера, «водяное общество», их роль в раскрытии образа Печорина.
7. Особенности композиции романа. Художественное время в романе. Функция пейзажа. Особенности языка.
8. Проблема художественного метода М. Лермонтова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени (любое издание).
2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
3. Герштейн Э.Г. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М., 1978.
4. Гольдфайн И. Еще раз о Печорине // Вопросы литературы. – 2000. – № 2. – С. 310-311.
5. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.
6. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., 1973.
7. М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. – М., 1980.
8. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М., 1976.
9. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988.
10. Мануйлов В.А. Роман В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – Л., 1975.
11. Щеблыкин И.П. Лермонтов. – М., 1985.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" – 2 часа
ПЛАН
I. История работы И.Тургенева над романом. Отношение к Базарову.
2. Проблематика романа и ее актуальность.
3. Образ Евгения Базарова. Проблема нигилизма и нигилистов:
а) философские и социально-общественные взгляды героя;
б) отношение Базарова к народу;
в) отношение героя к искусству;
г) Базаров и дворянская культура;
д) взгляды Базарова на любовь;
е) смерть Базарова. Перспективы базаровского типа.
4. Образы Ситникова и Кукшиной в романе, их значение для раскрытия характера Базарова.
5. Образы "отцов" в романе. Отношение Тургенева к Павлу Петровичу Кирсанову. Судьба Николая Петровича и Аркадия. Позиция писателя.
6. Роман в русской критике.
7. Типологические особенности тургеневского романа.
ЛИТЕРАТУРА:
- Тургенев И.С. Отцы и дети (любое издание, выписки из текста, закладки в тексте).
- Батюто А.И. Тургенев-романист. – М., 1972.
- Батюто А.И. Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. – М., 1990.
- Богословский Н.В. Тургенев. – М., 1964.
- Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – Л., 1990. – С. 154-172.
- Гозенпуд А. И.С.Тургенев. – СПб., 1994.
- Курляндская Г.Б.Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972.
- Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. – Орел, 1994.
- Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982.
- Лебедев Ю.В. Тургенев.– М., 1990. (ЖЗЛ)
- Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. – М., 1973.
- Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. – М., 1979.
- Пустовойт П.Г.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Литературный комментарий. – М., 1980, 1987.
- Пустовойт П.Г. Эстетическая роль музыки в произведениях И.С.Тургенева // Филологические науки. – 1999. – № 5. – С. 51-54.
- Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. – Л., 1988.
- Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. – М., 1979.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
РОМАН И.А.ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ" – 2 часа
ПЛАН
1. Творческая история романа.
2. Проблематика романа. Жанр романа.
3. Образ Обломова в романе. Место Обломова в галерее "лишних людей". Проблема положительного героя и образ Обломова. Споры в критике об Обломове (Добролюбов, Писарев, Дружинин, А.Григорьев).
4. Образ Штольца и отношение автора к герою. Споры в критике о герое.
5. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в романе. Отношение автора к героиням. Споры в критике о героинях.
6. Художественное мастерство Гончарова: сюжет, композиция, средства и приемы обрисовки образа, роль художественной детали.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаров И.А. Обломов. (Выписки из текста, закладки в тексте).
2. Горелов А.Е. Обломовщина И.А.Гончарова // В кн.: Очерки о русских писателях. - Л., 1984. - С. 298-340.
3. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина (любое издание). Конспект.
4. Дружинин А. "Обломов", роман И.А.Гончарова (любое издание). Конспект.
5. Писарев Д.И. "Обломов». Роман И.А.Гончарова (любое издание). Конспект.
6. Захаркин А.В. Роман И.А.Гончарова "Обломов". - М., 1963.
7. Краснощекова Е.А. "Обломов" И.А.Гончарова. - М., 1970.
8. Краснощекова Е.А. "Семейное счастье" в контексте русского "романа воспитания" (И.А.Гончаров и Л.Н.Толстой // Русская литература. - 1993. - № 1.
9. Кантор В. Долгий навык ко сну. Размышления о романе И.А.Гончарова "Обломов" // Вопросы литературы. - 1989. - № I.
10. Криволапов В.Н. Еще раз об "обломовщине" // Русская литература. - 1994. - № 2.
11. Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. - М., 1993.
12. Лощиц Ю.М. Гончаров. - М., 1977, 1988.
13. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова. - М., 1996.
14. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров и русская философия любви // Русская литература. – 1993. – № 1.
15. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. – Л., 1991.
16. Романова А.В. В тени Обломова (автор и герой в сознании читателя) // Русская литература. – 2002. – № 3. – С. 53-69.
17. Гуськов С.Н. Хрустальный башмачок Обломов // Русская литература. – 2002. – № 3. – С. 44-52.
18. Ильинская Т.Б. Категория времени в романе «Обломов» // Русская литература. – 2002. – № 3. – С. 38-43.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
ПЛАН
1. Замысел и творческая история поэмы. Композиция поэмы.
2. Широта изображения народной жизни в поэме. Энциклопедичность поэмы в показе жизни народа.
3. Образы «дольщиков» народа. Отношение автора и крестьян-правдоискателей к ним.
4. «Золото, золото сердце народное» (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь Святорусский, Матрена Тимофеевна Корчагина).
5. Образ "народного заступника" в поэме, значение образа Гриши Добросклонова.
6. Проблема счастья в поэме:
а) счастье в понимании "дольщиков " народа;
б) "счастливые» представители народа;
в) счастье "народного заступника».
7. «Легенда о двух великих грешниках» и ее значения для понимания идейного содержания поэмы. Проблема кровопролития и насилия, ее несоответствие православным канонам народного характера.
8. Художественные особенности поэмы, ее связь с русским фольклором.
ЛИТЕРАТУРА:
I. Некрасов Н.A. Кому на Руси жить хорошо. ПСС в 15 тт. – Т. 5. – Л., 1982. С. 601-686 – комментарии к поэме.
2.Аникин В.П. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо". – М., 1972.
З.Груздев А.И. Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". – M., 1966.
4. Жданов В.В. Некрасов. - М., 1971.
5. Прокошин В.Г. "Где же ты, тайна дворянства народного?". - М., 1990.
6. Розанова Л.А. Поэма. Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо". Комментарий. - Л., I970.
7. Скатов Н.Н. Некрасов. - М., 1994. (ЖЗЛ).
8. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. - М., 1971.
Практическое занятие №7