Понятие, природа и функции состояний социально-психологических явлений
Феномен состояния в социальной психологии. Особенности психического состояния человека и его проявлений в групповом, коллективном и массовом сознании и поведении людей издавна привлекали внимание социальных психологов. Уже в последней четверти XIX века в эпицентре внимания Тарда и Лебона во Франции, Н. К. Михайловского в России оказалось специфическое состояние такого феномена группового объединения и поведения людей, каким является толпа.
В отличие от других форм совместной психической деятельности людей именно в толпе были обнаружены такие сдвиги в ее психическом состоянии, которые характеризовались повышенной возбудимостью, впечатлительностью и внушаемостью, реактивностью, снижением чувства личной ответственности, ощущением своей силы и анонимности у ее представителей.
Другим, не менее популярным и привлекавшим внимание исследователей психическим состоянием массы людей являлась паника. Как специфический феномен динамики группового и массового психического состояния людей, паника была интересна своей спонтанностью и той силой дезорганизации и утраты способности к осмысленному действию, которые она придавала групповому поведению.
Несколько позже, уже в начале XX века, в поле зрения социальных психологов попал такой феномен группового и массового психического состояния, каким являлось общественное настроение, побуждавшее людей к тем или иным действиям и движениям (В. М. Бехтерев). В дальнейшем сфера видения различных состояний социально-психологических явлений все более расширялась по мере развития данной отрасли научного знания.
Статус категории состояния в социальной психологии. Несмотря на то, что становление социальной психологии оказалось изначально связанным прежде всего с изучением феноменологии состояния группового и массового сознания и поведения людей, это явление до настоящего времени не нашло должного отражения в соответствующих ему понятиях и категориях. Не только в учебниках, но и в монографической литературе по проблемам социальной психологии пока так и не стало предметом специальной разработки ни это явление во всем его многообразии, ни соответствующая ему научная категория, которая позволила бы судить о его сути и специфике.
Это не означает отсутствия интереса исследователей к социально-психической феноменологии состояния как таковой. Сегодня данный интерес к различным проявлениям психического состояния человека находит многообразные формы выражения как у социальных психологов, так и у представителей общей психологии и социологии. Об этом свидетельствует, например, рост публикаций по проблемам социально-психологического климата коллектива и общественного настроения[18].
Однако это принципиально никак не меняет обозначенную выше ситуацию. Отсутствие даже попыток обобщенной постановки проблемы состояния в социальной психологии объясняется, на наш взгляд, рядом обстоятельств. Во-первых, сложностью, структурной многозначностью и многокачественностью проявлений состояния социальной психики. Во-вторых, трудностью перехода от специальных исследований тех или иных частных проявлений, видов и форм психических состояний к их обобщенному осмыслению.
Об этом свидетельствует и тот разрыв во времени между первыми исследованиями психических состояний (чувств, эмоций, переживаний, аффектов, страстей, настроений) и последующей за ними обобщенной постановкой проблемы состояния, которая имела место в общей психологии. Обращение к исследованию явлений этой сферы имело место уже в последней четверти XIX — начале XX века, а первая постановка проблемы психического состояния с позиций общей психологии относится лишь к 50-м годам. Впервые вопрос о психических состояниях как самостоятельный был поставлен Н. Д. Левитовым в 1955 году [1, с. 14].
Понятие состояния социальной психики. Если в рамках традиций общей психологии понятие психического состояния адресуется индивиду, реже личности, то в социальной психологии круг его носителей значительно расширяется. Он включает в себя не только отдельного индивида как субъекта психического состояния, но и группы людей. В соответствии с этим принято говорить о состояниях больших и малых групп, о состоянии коллектива, например, его климате или о состоянии массового сознания и поведения людей.
Но поставим вопрос иначе: меняется ли понимание самой сути феномена психического состояния в зависимости от подхода к нему представителя общей или социальной психологии?
Для более развернутого суждения по этому поводу сравним то определение психического состояния, которое было в свое время предложено психологом Н. Д. Левитовым, с толкованием этого явления как социально-психологического другими авторами.
По мнению Н. Д. Левитова, психическое состояние "это — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности" [1, с. 20]. В этом определении существенны следующие свойства состояния: целостность, временный характер (динамизм), производность от ситуативных факторов, предшествующих состояний и свойств личности. Л. В. Куликов акцентирует внимание на интегрирующей функции состояния и его актуальных фазах, отражающих различные линии изменения психики [2, с. 15].
Нам представляется, что для определения понятия психического состояния применительно к его социально-психологической феноменологии вполне достаточно ограничиться указанием на динамизм, интегральность и целостность данного явления в его соотнесенности с двойной субъектной принадлежностью — личности и общности. Существенно при этом учесть и сформулированное в свое время, еще в конце XIX — начале XX века, психологом Вильямом Джемсом представление о состоянии психики как о "неповторимом потоке сознания" в противовес "атомистическому" взгляду на это явление, характерному для вундтовской школы [3, с. 434]. В. Джемс же впервые предложил в качестве синонима термина состояние термин настроение [1, с. 8].
На наш взгляд, это предложение В. Джемса имеет глубокий смысл, который так и не получил должного понимания ни у его последователей, ни у комментаторов его концепции. Между тем есть основание полагать, что по своей сути любое психическое состояние человека представляет собой определенный настрой всех проявлений его психики. Разумеется, при этом следует учитывать те смысловые оттенки, которые имеют место при сопоставлении терминов настрой и настроение, о чем речь пойдет несколько позже.
Пока же с учетом всего только что сказанного можно было бы предложить такое определение: состояние социальной психики — это динамическая структура всех ее психических проявлений в каждый данный момент жизнедеятельности как отдельного индивида, так и той или иной общности людей.
Состояние психики человека представляет собой психический настрой, который характеризуется как предметной направленностью его внимания, так и уровнем эмоционально-энергетической активности.
Феномен состояния психики может рассматриваться с различных сторон в качестве психического состояния: личности, общности, общения, деятельности, сознания, отношений и др.
Природа состояния социально-психологических явлений.
Состояние социальной психики человека в конечном итоге — результат интегральной оценки всей совокупности информации, получаемой субъектом в тот или иной промежуток времени относительно степени соответствия его потенциала, возможностей и статуса в данный момент уровню его же притязаний, ожиданий, планов и надежд.
В числе переменных, влияющих на психическое состояние индивида в тот или иной отрезок времени, как его физическое самочувствие, так и ситуативные факторы среды, так или иначе согласующиеся или, наоборот, не согласующиеся с его ближайшими или более удаленными планами, намерениями и ожиданиями.
При оценке психического состояния личности в ситуации группового взаимодействия особую актуальность приобретает ее статус, престиж и рейтинг популярности среди других. Аналогично влияние на психическое состояние успехов или неудач, порицания или поощрения и в ситуации совместной деятельности любых групп (как малых, так и больших).
В конечном итоге одним из важнейших факторов, влияющих на психическое состояние как личности, так и общности, оказывается степень эффективности деятельности субъекта, стабильность его статуса и перспективы роста.
Интегральная оценка всех плюсов и минусов жизнедеятельности личности и общности, оказывающих влияние на их психическое состояние, есть, в свою очередь, продукт сложного взаимодействия различных механизмов и функций этого состояния, занятых обработкой поступающей информации.
Последняя носит во многом скрытый характер, не поддающийся в полной мере контролю сознания. Из этого вытекает в ряде случаев безотчетность, многозначность или неопределенность самого психического состояния.
Применительно к феномену состояния массового настроения, например, эта фаза характеризуется как стадия "брожения" [4, с. 222].
Функции состояний. Функциональная характеристика состояния социально-психологических явлений связана как с определением влияния их внутренних механизмов на данное состояние, так и с оценкой роли самого состояния в жизнедеятельности его субъекта. В связи с этим правомерно говорить о таких функциях психического состояния, которые направлены преимущественно на его собственное формирование как: интегративная, регулятивная, оценочная, защитная, или компенсаторная, рефлексивная, или эвристическая.
Интегративная функция психического состояния субъекта связана с формированием его цельности из большого многообразия психических процессов, протекающих в единицу времени.
Регулятивная функция нацелена на преодоление рассогласованности как между изменениями психических процессов и инерцией прошлого состояния, так и между ними и установками субъекта.
Оценочная функция направлена на определение уровня оптимальности, характера психического состояния и диагностику степени его соответствия текущим обстоятельствам жизнедеятельности субъекта.
Защитная, или компенсаторная, функция предполагает поиск субъектом мер противодействия тенденциям снижения качества психического состояния и использования механизмов психической саморегуляции.
Рефлексивная, или эвристическая, функция состоит в развитии потенциала осознания субъектом природы изменения его психического состояния, факторов, оказывающих на него влияние, и путей его уравновешивания, контроля и регуляции. Эта функция предполагает формирование осознанного отношения ко всем другим функциям — интегративной, регулятивной, оценочной и защитной.
Наряду с этими можно различать и функции, направленные вовне, т. е. на внешнюю среду субъекта психического состояния. К ним мы относим:
— коммуникативную функцию, предполагающую самокоррекцию психического состояния субъекта с учетом реальной ситуации и достижения интересов эффективного как делового, так и межличностного общения;
— воспитательную функцию, связанную с осуществлением контролируемого субъектом влияния его психического состояния (за счет его возбуждения или, наоборот, торможения) на других субъектов, участвующих во взаимодействии с ним.
На этом, например, основаны эффекты психического заражения, убеждения, внушения, подавления или расположения и др.