Наш мозг стремится к завершенности.

На эту тему есть множество исследований, и это явление является основным в гештальтпсихологии. Именно благодаря стремлению видеть картину целостной и облечь ее в целую форму, мы можем увидеть на этой картине стрелку и круг. Хотя на самом деле это просто отдельные точки.

Наш мозг стремится к завершенности. - student2.ru

Стремление к завершенности проявляется в том, что прерванные действия запоминаются лучше, чем те, которые были завершены. Именно поэтому вы будете помнить историю, которая прервалась на интересном месте, чем ту, которая завершилась. Это активно используют в сериалах. Мозг хочет узнать, что будет дальше и требует от вас вернуться и снова включить телевизор.

Как можно это использовать в ассоциациях и креативности.

Если вам дать задание найти связь между разными словами, то мозг не успокоится, пока ее не найдет. Он будет быстро перебирать варианты, иногда может даже халтурить и переходить большими скачками между словами, но ему важно решить задачу и выдать ответ. И пока он будет перебирать варианты, он будет строить новые связи.

Именно поэтому с ассоциативными техниками хорошо работать в группах. Чем больше людей, тем больше разных сочетаний ассоциаций, и мозг будет простраивать новые дорожки, в попытках понять, как так можно было такое придумать. Чем больше странностей вы услышите, тем больше новых связей накатаете.

Задание

В качестве задания я попрошу сделать две вещи.

1. Возьмите слово «Велосипед», и напишите к нему последовательно 10 ассоциаций.

Чтобы не было недопонимания, как это последовательно, приведу пример на слове «Бабочка».

Бабочка — личинка — гусеница — шелк — платье — горошек — кукуруза — царица — трон — власть.

2. А теперь вашей задачей будет ассоциативно перейти от слова «кактус» к слову «утюг». Здесь неважно, за сколько переходов вы это сделаете, главное, чтобы ассоциации для вас были близкими и не притянутыми. На примере «бабочки», чтобы не было: бабочка — королева — власть. Не надо стараться сократить путь. Пусть лучше будет больше.

3. Первым заданием к этому уроку будет выложить в комментариях два своих ассоциативных ряда. Но только сначала сделайте, а потом читайте, что у других. Посмотрим, как далеко можно зайти от велосипеда, и чем кактус связан с утюгом.

Для чего важно практиковать такой подход — путешествовать между двумя словами. Это важно, потому что креативные, оригинальные идеи возникают на стыке несочетаемых явлений, вещей, понятий. Именно нелогичное сочетание дает иной взгляд, такой, который нельзя придумать просто переходя из пункта А в пункт Б. Именно для этого и надо взять какую-то финальную точку В и подумать, как их можно соединить.

Я очень люблю играть с ассоциациями. Это действительно очень сильно прокачивает способность создавать идеи. Вы можете для тренировки брать любое слово и продлевать его как в первом задании, или брать два разных слова и соединять их. Эффект вы получите не сразу, но потом вам станет очень легко. Да и мозг спасибо скажет.

Наши рекомендации