УПРАЖНЕНИЕ 1: Импровизация на заданную тему
Задание 1.
Внимательно прочтите рассказ И.Л. Андроникова. Обратите внимание на название рассказа. Дайте трактовку понятия «устные мемуары».
По материалам рассказа составьте «Практические рекомендации для работы над текстом устной речи от И.Л. Андроникова». Добавьте свои комментарии.
«Устные мемуары» - устные рассказы (в стиле импровизация).
Практические рекомендации для работы над текстом устной речи от И.Л. Андроникова:
ü Работа перед камерой:
· Нужно уметь размышлять перед камерой и говорить содержательно, живо, доступно и очень естественно.
· Не терять мысли, не волноваться, не испытывать скованности от отсутствия перед глазами аудитории.
ü Работа с рассказом:
· В процессе возникновения рассказа к бумаге не прикасаться. Законы устной и письменной речи слишком различны.
· Рассказ не задумывается. Он рождается как импровизация и растет в процессе рассказывания.
· Запоминаются форма, интонация рассказа. Ее нужно воспроизводить как музыкальную мелодию, со всеми особенностями ритма, темпа, характера, образа.
· Выступая на эстраде, вы должны успеть подумать о тех, кто знает изображаемого, и о тех, кто его не знает; о тех, кто, может быть, его родственник; о тех, кои, не спрашивая, могут записать это на портативный магнитофон, и тогда это будет уже навсегда; о тех, кто не любит того, о котором вы рассказываете, кто сидит далеко и кто – близко, кто слышит хорошо и кто – плохо. И чтобы получилось правильно и тактично в отношении всех. И учесть, кто и как может понять и истолковать рассказ. И надо успеть увидеть себя изнутри и одновременно – из зала, и все это в тот самый момент, когда произносится фраза!
· Главное – это стремление отобразить важнейшее, передать самую суть образа.
· Образ возникает из множества разновременных наблюдений, но лепится не по частям, а с ходу. Вы должны видеть его как бы перед собой, несколько сбоку, в воздухе.
· Рассказы зарождаются при общении с интересными, острохарактерными людьми.
· Годы идут, и ход времени превращает рассказы в воспоминания. Именно поэтому все рассказы следует записать, создать «звучащую» книгу.
· Мемуары (рассказы) должны передавать дух времени, идеи времени, характеры времени, а не сведения из послужных списков.
· В мемуарах отражается не только то время, о котором идет речь, но и не меньше (а иногда больше) то, в которое они пишутся. В мемуарах события осмысливаются с позиций новой эпохи. И в этом случае небезразлично, когда они написаны, какое время и какие события отделяют их от впечатлений, положенных в основу воспоминаний.
· И.Л. Андроников говорил: «Мои «воспоминания» рождаются всегда о людях живых, которые находятся рядом и в любую минуту могут «опротестовать» мои разглагольствования о них, если я стану рассказывать неправдоподобные вещи. Кроме того, о «воспоминаниях» моих судят люди, знающие того, о ком ведется рассказ: их много, и они тоже определяют стремление быть близким к образу. Так близость оригинала в значительной степени определяет меру трансформации материала. Но, конечно, характеристики сгущены, опускается все, что менее характерно. Образ возникает из бесконечного количества наблюдений. Предпочитаю не описание, а действие в образе того человека, хотя описание тоже иногда входит – в микродозе, необходимой для знания места, времени и обстоятельств действия».
Я могу предложить подборку упражнений и игр на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать и в одиночку, но если есть возможность потренироваться в небольшой группе, то будет гораздо эффективнее.
УПРАЖНЕНИЕ 1: Импровизация на заданную тему
Открываете книгу на любой странице. Смотрите, с какого слова эта страница начинается. Берете это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать эту тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с этой темой, которые приходят вам в голову.
Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.
Задача - продержаться 2 минуты, причем без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.
Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится достаточно много любопытных фактов - нужно только вытащить их из темных закоулков памяти на белый свет.
Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.
УПРАЖНЕНИЕ 2: Импровизация «пинг-понг ассоциаций»
Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.
Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.
«Говоря о живописи, в первую очередь хочется рассказать о жанрах. Это...»
Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему, произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40 импровизирует.
«Продолжая тему живописи, хотелось бы напомнить о самых известных художниках, картины которых знают во всем мире. Это...»
Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера №1, затем от партнера №2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5 ассоциаций. Потом меняете тему.
Эта игра хорошо тренирует умение находить ассоциации на заданную тему (прием «ассоциации»).