Пошаговая процедура замены убеждений
Бывшее убеждение.
Подумайте о чем-нибудь, во что вы чрезвычайно твердо верили, но теперь эта убежденность кончилась. Может быть это детская вера в Деда Мороза, или что-то, что вам казалось совершенно точным до приобретения нового опыта.
Музей Старых Убеждений.
Hайдите место на полу рядом с собой, где бы вы хотели разместить Музей Старых Убеждений. Поместите в эту область то старое убеждение, которое вы нашли на предыдущем шаге. Так же положите туда и все другие убеждения, которые вы считаете для себя ограничивающими. Hапример, это могут быть:
1. Я не достоин любви.
2. Мне трудно найти хорошую работу.
3. Меня никто не уважает.
4. ...
Встаньте на место Музея, и прочувствуйте "бывшие важные убеждения". Выйдите и посмотрите на это место со стороны.
Твердая вера.
Подумайте о каком-то полезном для вас убеждении, в которое вы верите совершенно твердо. Может быть это вера в то, что "все будет хорошо" или что вы "сможете справиться с любой проблемой".
Место Hовых Убеждений.
Определите место на полу перед собой, где Вам удобнее расположить место Hовых Убеждений. Положите туда свою твердую веру, а так же те новые убеждения, которые вы считаете для себя полезными (и хотите, чтобы они у вас были). Hапример, это могут быть:
1. Я способен справиться с любой трудностью.
2. Я могу быть таким, каким захочу.
3. Я могу сам менять собственную жизнь.
Принятие новых убеждений.
Войдите в область, где находятся новые убеждения и представьте, что они "втекают" в ваше тело. Подождите, пока процесс закончится.
Сохранение Музея.
А Музей Старых Убеждений разместите где-то в пространстве рядом с собой (но только не внутри вас): это место куда вы можете сходить, посмотреть ваши старые убеждения, если вам какие-то нужны - взять их обратно, а так же добавить в Музей те, от которых вы решили отказаться.
Поблагодарите свои старые убеждения за то, что они так верно служили и помогали вам.
Привязка к будущему.
Отойдите в сторону и посмотрите в свое будущее. Что там изменилось, как конкретно эти изменения проявятся в вашей жизни?
Стратегия творчества Уолта Диснея
(Разновидность позиционной техники)
1. Подготовьте четыре места в пространстве:
Мечтатель Вк | Реалист К | Критик Ад |
Наблюдатель |
2. Войдите в позицию Мечтателя. Мечтатель - человек, создающий самые красивые "воздушные замки". Всё, что он умеет - гениально мечтать, "отрываясь" от современной реальности и полностью направляя все свои творческие способности на создание самой совершенной и единственной в своём роде мечты.
Вообразите самую привлекательную, шикарную возможность реализации Вашей мечты. Представьте себя в лучшем виде, реализующим эту мечту. Вы достигнете больших результатов, если увидите всё это как цветной и яркий фильм. После того, как видение Вашей мечты будет полностью сформировано, перейдите в позицию Наблюдателя.
3. Войдите в позицию Наблюдателя. Наблюдатель - лицо нейтральное. Его цель - наладить эффективную работу всех трёх позиций и осуществлять своевременную связь между ними.
Из позиции наблюдателя оцените эффективность работы Мечтателя. Если нужно, Вы можете дать Мечтателю рекомендации по улучшению его работы в будущем. Затем мысленно передайте созданную Мечтателем репрезентацию мечты Реалисту.
4. Войдите в позицию Реалиста. Реалист - человек дела. Он получает удовольствие от процесса реализации доверенного ему проекта. Его меньше интересует, что было вчера, и что будет завтра, зато он точно знает, что можно и нужно делать прямо сейчас. В работе ему помогает его чувство реальности, благодаря которому он всегда может выбрать из многообразия предложений только те, которые можно реализовать в условиях данной реальности.
Рассмотрите проект реализации мечты, предложенный Мечтателем и выберите из него только те пункты, за реализацию которых Вы точно можете поручиться. Для осуществления этой задачи Вы можете ассоциироваться с процессом реализации мечты и почувствовать, как Вы воплощаете её в жизнь. Как эта мечта может быть выражена реальной серией действий?
5. Войдите в позицию Наблюдателя. Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Реалиста и, если нужно, дополните её. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист, как готовое к реализации, на доработку Критика.
6. Войдите в позицию Критика.Данный критик очень необычен: он изначально настроен позитивно к мечте и её реализации. Своей задачей он ставит: основываясь на богатом прошлом опыте, предупредить возможные трудности и ошибки ещё до того, как проект начал реализовываться. Критик умеет находить такие вопросы, о которых не думал ни Мечтатель, ни Реалист. Он по пальцам может пересчитать подводные камни на пути реализации мечты и заранее указать на те места, где нужно "подстелить соломки", чтобы всё прошло гладко.
Разобравшись с информацией, полученной от Реалиста, подумайте о возможных трудностях в осуществлении данного проекта. Просчитайте возможные негативные эффекты его воплощения. Укажите в позитивной форме те места, которые ещё надо доработать прежде, чем претворять в жизнь задуманное.
7. Войдите в позицию Наблюдателя.Из позиции Наблюдателя оцените эффективность работы Критика и, если нужно, дополните её. Затем передайте информацию о том, что из мечты выбрал Реалист и о том, какие вопросы поднял Критик, для доработки Мечтателю.
8. Вернитесь в позицию Мечтателя.Проанализируйте информацию, полученную от двух других позиций и на её основе дополните и создайте обновлённый образ мечты. Может быть, мечта стала и менее глобальной, но зато она стала более чётко и ярко прорисовываться, приобретая реальные очертания. Используя свои колоссальные творческие способности, нарисуйте самый лучший образ, используя тот материал, который у Вас теперь есть.
9. Войдите поочерёдно в позиции Реалиста и Критика (через позицию Наблюдателя) для обработки дополнительной информации, полученной от мечтателя о преобразованной мечте.
Переход по позициям согласно шагам 2-7 совершается до тех пор, пока полученным проектом реализации мечты не будут удовлетворены все участники его разработки.
10. Интеграция позиций.Когда проект воплощения мечты в жизнь будет полностью доработан, войдитё ещё раз в каждую из трёх позиций, минуя позицию Наблюдателя, возьмите характерное для каждой позиции состояние и способ работы с мечтой и объедините их в себе.
11. Подстройка к будущему.Теперь, когда Вы имеете полное знание о том, что и как следует делать, чтобы получить плоды от реализации Вашей бывшей "мечты", с каких самых первых, конкретных шагов Вы начнёте действовать, чтобы задуманное начало реализовываться?
Данная техника может быть использована как для индивидуального консультирования, так и для организации группового мозгового штурма. Для этого могут быть определены особые пространства в большом помещении (или даже отдельные комнаты), которые будут играть роль пространственных якорей. Хорошо, если эти пространства будут иметь особый дизайн, настраивающий на работу в конкретной позиции.
Пошаговое описание способов работы применительно к ситуациям, не связанным с сильными негативными переживаниями.
Материал из книги Андрея Карелина "Снег на листьях" Саратов 1994г.
1. Воссоздать зрительный образ ситуации, связанной с малоэффективным поведением. Напомним, что в образе могут присутствовать не только элементы зрительной модальности, но и звуки, вкусовые и обонятельные ощущения, тактильные и т.д.
2. Найти природное явление, которое обладает необходимым для человека качеством. Имеется в виду качество, позволяющее стать эффективным в проблемной ситуации.
3. Поместить зрительный образ проблемной ситуации на первом плане, а образ природного явления за ним, на втором плане. Оба образа расположить на одной линии прямо перед человеком. Далее остается созерцать природное явление сквозь разворачивающиеся на первом плане события проблемной ситуации. Это делается три или пять раз подряд.
Может возникнуть взаимодействие образов первого и второго планов. В данном случае шаг процедуры заканчивается, когда в результате трансформации образов возникает некоторое стабильное изображение. Возможен вариант, когда изменения образа приобретают циклический, повторяющийся характер. Либо скорость трансформации изображения становится значительно меньше, чем на этапе бурных преобразований. Это также указывает на завершение данного шага процедуры.
4. Проверка. Человек мысленно проигрывает проблемную ситуацию от начала до конца. В оценке изменений он ориентируется на свои переживания. Окончательная проверка результативности процедуры происходит в реальной жизни.
P.S. Хотелось бы отметить, что часто эффективность деятельности человека после использования той или иной психотехнологии возрастает не сразу, не резко, а постепенно. Как уже говорилось, проблемное поведение обычно объясняется стереотипностью наших реакций. Приводимые здесь процедуры позволяют расширить человеческий репертуар поведения в той или иной ситуации. это, собственно, и приводит к повышению эффективности ваших действий. Однако, требуется некоторое время, чтобы "подогнать" новые способы реагирования к конкретной жизненной ситуации.
План Модельного Взмаха
Материал из книги К.и С.Андреас
"Измените свое мышление - и воспользуйтесь результатами", С.Пб 1994г.
1. Определите проблему или ограничение: "Что вы хотите изменить? В чем вы дисгармоничны? Чем вы не удовлетворены?"
2. Соберите информацию: Воспользуйтесь схемой Ричарда Бэндлера "исполнение": "Скажем, я должен был бы на день заменить вас. Чтобы выполнить задачу до конца, мне нужно было бы продемонстрировать ваше ог- раничение. Научите меня, как это сделать." Вам нужно выяснить, когда это делать (стимул) и как (процесс). Конкретно вам нужно знать, какие две аналоговые субмодальности изменяют стимул, и как они меняются, дабы породить проблему. В сущности, вы выясняете, как клиент уже проделывает с собой взмах, так чтобы вы смогли использовать процесс того же рода, чтобы совершить с ним взмах в каком-либо другом направлении.
3. Проверьте стимул: Когда вы думаете, что знаете, как это делается - сделайте проверку, испытав на себе. Если вы знаете то же самое, что и ваш клиент, похожи ли ваши реакции? Клиент может делать что-то еще, о чем вы пока не знаете; или он может быть организован иначе, чем вы, так что это не сработает у вас таким же образом - если только вы не скопируете его взаимоотношения между субмодальными изменениями.
Когда вы получаете ту же реакцию, что и ваш клиент - это не обязательно означает, что ваша информация верна; но это хороший знак. Когда вы пробуете делать то же самое, что и клиент, его способ реагирования часто становится вполне обоснованным. Если не становится - соберите больше информации, чтобы выяснить, что вы, возможно, пропускаете.
4. Разработайте желаемое я-представление и проверьте: Сначала разработайте желаемое Я-представление в той же системе, в которой репрезентирован стимул, а потом выясните, как на него влияют те же самые две аналоговые субмодальности. "Как меняется ваша реакция на изображение себя, владеющего большим количеством выборов, когда вы усиливаете или ослабляете эту конкретную субмодальность?"
5. Обзор данных: В этой точке вы должны иметь следующее:
А. Стабильно присутствующее ключевое представление, запускающее ограничение; и как могут быть использованы две сильнодействующие аналоговые субмодальности для варьирования интенсивности проблемной реакции.
Б. Желаемое Я-представление в той же системе восприятия, что и стимул; и как те же две субмодальности могут быть использованы для усиления или ослабления реакции клиента на представление желаемого Я-образа.
6. План: как использовать эти две субмодальности, чтобы связать стимул с Я-представлением. Легче и безопаснее всего планировать для стимула и Я-представления по отдельности.
А. Стимул. Определите, как вы можете изменить эти две субмодальности, чтобы начать с интенсивной реакции на стимул, а потом ослабить ее.
Б. Я-представление. Определите, как вы можете изменить те же две субмодальности, чтобы начать со слабоинтенсивной реакции, а потом усилить ее до максимальной интенсивности.
В. Совместите а) с б), чтобы определить начальное состояние как стимула, так и Я-представление и переходы, которые приведут вас к конечному состоянию обоих.
Пошаговое описание процедуры изменения, позволяющей получить доступ к сокровищам личного мастерства.
Материал из книги Андрея Карелина "Снег на листьях" Саратов 1994г.
1. Найдите то, в чем вы считаете себя мастером.
2. Переживите это поведение в ассоциированном состоянии, т.е. как главный участник, а не сторонний наблюдатель. Важно воспроизвести не только зрительные образы, но и звуки, связанные с ситуацией мастерства, эмоциональные переживания, вкусовые и обонятельные ощущения, если они, конечно, присутствуют там. Часто большую роль в данном поведении играют ощущения, связанные с движением тела или отдельных его частей.
3. Диссоциируйтесь от ситуации личного мастерства. Иначе говоря, посмотрите на все происходящее от начала и до конца с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы становитесь в позицию зрителя сцен из своей собственной жизни.
4. Вы имеете теперь две картины одного и того же события. В одном случае, вы ассоциированны со всем происходящим, в другом - диссоциированны от него.
Далее, перед своим внутренним взором расположите диссоциированный образ на заднем плане, а ассоциированный - на переднем. И затем, синхронно запустите события ситуации мастерства на переднем и заднем планах. Итогом данного шага процедуры будет трансформация диссоциированного образа в комнату личного мастерства.
5. Мысленно войдите в "комнату мастрства". Найдите там удобное место для занятия делом, в котором решили совершенствоваться. И сделайте то, в чем вы хотите стать мастером.
Уже говорилось, что комната может использоваться разными способами. В ней можно отдыхать, размышлять, искать решения в сложных ситуациях, набираться сил и т.д. Все зависит от вашей изобретательности.
6. Проверка эффективности изменений происходит в реальной жизни. Одним из критериев действительного изменения является то, что человек обнаруживает в новом для него деле какой-то важный момент, определяющий успех работы.