Список научных работ для конспектирования
1. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. (Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. - М.,1996, с.20-27., Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.5–8.
2. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития (Собр. Соч. В 6-ти т, М., 1982, т.4. С. 244-268; Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. -М.,1996, с.4-20.
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте (Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. - М.,1989., Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.169 – 176.
Тематика докладов (доклад делается по желанию)
1. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
2. Факторы риска в психическом развитии ребенка.
3. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
4. Проблема диагностики психологической готовности к школьному обучению.
5. Теории подросткового возраста: (Г.Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)
6. Аномалии в развитии характера в подростковом возрасте.
7. Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
8. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин)
9. Юношеская влюбленность как психологический феномен
Задания для индивидуальной работы
(обязательным является одно из заданий на выбор)
1. Составить аннотацию одного учебного пособия из предлагаемого списка дополнительной литературы.
2. Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психология и образование».
3. Написать реферат.
4. Сделать презентацию.
5. Написать эссе.
6. Написать работу о вкладе одного из выдающихся психологов в развитие возрастной психологии науки.
Тематика рефератов или презентаций
1. Актуальные проблемы современной психологии развития.
2. Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С.Выготского и его последователей.
3. Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.
4. Психоаналитические теории развития личности.
5. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.
6. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления в работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
7. Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
8. Роль активности ребенка в психическом развитии.
9. Роль общения в психическом развитии человека
10. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
11. Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онтогенезе.
12. Факторы риска в психическом развитии ребенка.
13. Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.
14. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
15. Психологические особенности младенческого возраста.
16. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.
17. Закономерности речевого развития в онтогенезе.
18. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
19. Развитие Я концепции в онтогенезе.
20. Роль семьи в психическом развитии ребенка.
21. Психологические особенности младшего школьника.
22. Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школе.
23. Теории подросткового возраста.
24. Развитие личности в подростковом возрасте.
25. Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
26. Психологические особенности юношеского возраста.
27. Специфика психического развития человека в зрелом возрасте.
28. Старость как завершающая стадия жизненного цикла человека.
Тематика эссе
Психологические предпосылки возникновения проблемы отцов и детей.
Норма и отклонения от нормы в психическом развитии.
Возрастные кризисы: плюсы и минусы.