Общий список работ для обязательного конспектирования

1. Законспектировать статьи по хрестоматии: Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. [1979, 1988] 3-е изд. М., 1997. – Допущено МО РФ.*

Раздел II. Литература как вид искусства и ее роды.

1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии.

2. Бахтин М.М. Слово в романе.

3. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.

4. Гинзбург Л.Я. О лирике.

Раздел VI. Литературные жанры.

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике.

2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») (1835).

3. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.

4. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики (1899).

5. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции.

6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.

7. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа.

8. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров.

2. Законспектироватьстатьи по хрестоматии:Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л.Е. Ляпина. [1998] М., 2002.*

1. Томашевский Б.М. Стих и язык.

2. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка.

3. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория.

4. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений.

5. Холшевников В.Е. Типы интонации русского классического стиха.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Акростих Лирика Силлабическое стихосложение
Акцентный стих (Ударник) Лирический герой Силлабо-тоническое стихосложение
Аллегория Лирическое отступление Символ
Аллитерация Лиро-эпический жанр Символизм
Аллюзия Литературный герой Синекдоха
Анапест Литературный язык Сонет
Анафора Литота Сравнение
Амфибрахий Мадригал Стилизация
Антитеза Медитативная лирика Стиль
Антиутопия Мелодика стиха Сюжет
Ассонанс / Ассонансная рифма Мелодрама Тема
Ассоциация Метатеза Терцет
Баллада Метафора Типизация
Басня Метр / Метрик Типическое
Белый стих Модернизм Тоническое стихосложение
Бурлеск Мотив Травести, травестирование
Венок сонетов Направление литературное Трагедия
Верлибр (Свободный стих) Натурализм Трагикомедия
Вечные образы Научная фантастика Трагическое
Вид литературный Новелла Троп, тропы
Вольный стих Образ автора Условность художественная
Вымысел художественный Образ художественный Фабула
Гипербола Ода Фантастика
Градация Оксюморон Фантастическое в литературе
Гротеск Октава Фигура стилистическая
Дактиль Олицетворение Форма и содержание
Деталь художественная Онегинская строфа Фэнтези
Диссонанс / Диссонансная рифма Очерк Характер художественный
Дольник Парабола Холостой стих
Драма / Драматургия Парадокс Хорей
Жанр Параллелизм Цезура
Завязка Парафраз(а) Центон
Игра языковая Пародия Эвфония
Идиллия Пафос Эзопов язык
Идеал эстетический Пейзаж Эклога
Идея художественная Перифраз(а) Экспозиция
Инвектива Повесть Элегия
Инверсия Повторы Эллипсис
Интерпретация Подтекст Эпиграмма
Интонация Постмодернизм Эпилог
Ирония Поток сознания Эпиталама
Катарсис Поэма Эпитафия
Катахреза Поэтика Эпитет
Катрен Притча Эпифора
Квалитативное стихосложение Прозаизмы Эпопея
Квантитативное стихосложение Пролог Эпос
Классицизм Развязка Эссе
Клаузула Рассказ Юмор
Коллизия Реализм Язык художественный
Комедия Реминисценция Ямб
Комическое Род литературный Ямбы
Композиция Роман  
Конфликт Романс  
Метод художественный Романтизм  
Метонимия Сарказм  
Кульминация Сатира  
Легенда Сентиментализм  
Лейтмотив    

Задание 1:выучить терминологический минимум (к каждому понятию обязательно должны быть приведены 2–3 примера) и сделать терминологический словарь в рабочей тетради.

Задание 2: выучить произведения наизусть, написанные в заданном жанре, метре или строфике.

1. Баллада (отрывок: не менее 16 стихов)

2. Басня

3. Белый стих

4. Бурлеска

5. Верлибр (свободный стих)

Вольный стих

7. Дольник

8. Мадригал

9. Ода (отрывок: не менее 16 стихов)

10. Октава

11. Онегинская строфа

12. Пародия

13. Песня

14. Послание (отрывок: не менее 16 стихов)

15. Поэма (отрывок: не менее 16 стихов)

Сонет

17. Терцины (стихотворение или отрывок из поэмы: не менее 18 стихов)

18. Травести

19. Элегия

20. Эпиграмма

21. Эпиталама

Эпитафия

Методические указания к индивидуальной Самостоятельной работе Студентов

Целью самостоятельной работы студентов является освоение в полном объеме основной учебной программы по дисциплине «Литературоведение» и последовательная выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время включает в себя подготовку к аудиторным занятиям – лекциям и практическим – и выполнение соответствующих заданий. Рекомендации по проработке лекционного материала и работе с научной литературой при изучении разделов лекционного курса даны в Методических указаниях по изучению теоретического курса.

Основные задачи СРС:

· привить навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, научными трудами и художественными текстами;

· развить умения и навыки выполнения заданий, предусмотренных практическими занятиями;

· сформировать начальные навыки научно-исследовательской работы;

· расширить литературоведческий кругозор студентов, опираясь на междисциплинарные связи;

· дать представление об использовании полученных знаний в муниципальных образовательных учреждениях.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

· изучение соответствующих разделов учебников, учебных пособий и справочной литературы;

· чтение и конспектирование научных статей и монографий;

· литературоведческий анализ художественного произведения;

· подготовка рефератов и спецвопросов к практическим занятиям;

· составление словаря терминов по литературоведению;

· заучивание текстов наизусть, написанных в заданном жанре, метре, строфике.

Конспекты статей и монографий, читательский дневник, словарь терминов проверяются на практических занятиях и в течение семестра.

В начале и конце семестра проводится контрольный срез (в форме тестирования) полученных знаний и выставляется оценка.

Планирование индивидуальной СРС

1. Изучение научной литературы – 26 часов.

2. Конспектирование научных статей и монографий – 24 часа.

3. Литературоведческий анализ художественного произведения – 6 часов.

4. Составление словаря литературоведческих терминов – 12 часов.

5. Заучивание текстов наизусть – 8 часа.

6. Подготовка реферата и спецвопроса – 10 часов.

Темы для самостоятельного изучения

1. Основные этапы развития науки о литературе.

2. Проблемы художественности. Современные концепции художественного образа.

3. Современные концепции содержания и формы в литературе.

4. Теория художественной речи.

5. Проблема художественного метода. Понятия художественной системы, литературного течения и направления.

6. Творческий метод и проблемы стадиального развития литературы.

7. Проблема литературного стиля в современной теории литературы.

8. Современные проблемы стиховедения.

9. Художественное произведение и его анализ.

10.Теория литературы в школьном литературоведении.

Наши рекомендации