Тема 3: Познавательные процессы.
Учебная цель: углубить представления студентов о познавательных процессах: ощущениях, восприятии, памяти, внимании; рассмотреть механизмы, находящиеся в основе этих психических процессах; определить роль познавательных процессов, развивать познавательную активность студентов о познавательных процессах; развивать творческую инициативу студентов.
Основные понятия: ощущение, абсолютный порог ощущений, восприятие, целостность, избирательность, константность восприятия, иллюзии восприятия, внимание, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание, фигура, фон
Время: 2 часа
Форма проведения: интеллектуальная игра
Учебные вопросы:
- Понятие, виды, свойства ощущений.
- Понятие, виды, свойства восприятия.
- Функции и виды внимания.
Темы рефератов:
1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма .
2. Влияние мышления на восприятие.
3. Психологические теории внимания.
4. Развитие внимания.
Дополнительные вопросы:
- Что составляет сенсорно-перцептивную группу психических процессов?
- В чем заключается специфика проявления психических процессов?
- Какие общие свойства характерны для всех видов ощущений?
- Возможна ли умственная деятельность без внимания?
- Какие особенности присущи человеческому восприятию?
- Что нужно сделать, чтобы предупредить забывание важного материала?
- Какое значение имеют познавательные процессы в жизнедеятельности человека?
- В чем отличие ощущения от восприятия?
- Из каких органов состоит анализатор?
- Какие общие свойства характерны для всех видов ощущений?
- Что называется низким абсолютным порогом ощущений?
- Что такое синестезия? Приведите примеры.
- Что является основой становления адекватного восприятия?
- Как соотносятся категории „фигура” и „фон”?
- Какие факторы способствуют привлечению внимания?
- Какие виды рассеянности выделяются в науке?
Ход игры:
• Студенты делятся на группы, примерно по 5 ч.(команда№1,№2...№5).
• Выбирается арбитр, в функции которого входит: слежение за временем, дисциплиной, фиксирование фамилий отвечающих студентов, фиксирование штрафов (пользование учебниками, разговор при команде: „Обсуждение закончено”).
• По команде арбитра студенты начинают обсуждение вопросов в рамках заданной темы занятия. На это предоставляется примерно 3 минуты.
• По команде арбитра: „Обсуждение закончено”, - наступает тишина. Представитель первой команды задает вопрос команде №2, представитель команды №2 задает вопрос команде №3, представитель команды №3 задает вопрос команде №4, представитель команды №4 задает вопрос команде №5, представитель команды №5 задает вопрос команде №1.
• По команде арбитра: „Обсуждение ответов»,- команды начинают вполголоса обсуждать варианты ответов. Время - 5 минут.
• По команде арбитра: „Обсуждение закончено”,- наступает тишина. Представитель первой команды повторяет вопрос команде №2. Все представители команды №2 отвечают. Так происходит по кругу. Последними отвечают представители команды №1.
• Главным экспертом по оцениванию ответов является команда, которая задавала вопрос. Она рекомендует арбитру оценки тем, кто отвечал. Варианты оценивания: „Вопрос раскрыт полностью. Дополнений нет”. „Вопрос раскрыт. Дополнения...”. „Вопрос раскрыт не полностью”. „Вопрос не раскрыт”. В этом случае команда, задававшая вопрос, дает правильный ответ. Участникам других команд нельзя вмешиваться в обсуждение вопросов, чтобы игра не превратилась в дискуссию. Арбитр фиксирует фамилии и оценки тех, кто отвечал, дополнял.
• В ходе игры круг „вопросы - ответы” повторяется примерно раза 3. В конце игры арбитр подводит итоги. Команда, получившая наибольшее количество баллов, является победителем. Члены этой команды получают дополнительные баллы.
• Группа экспромтом ставит вопрос арбитру. Тот отвечает и получает оценку.
Методические рекомендации:
Семинарское занятие проводится по теме „Познавательные процессы”.
Анатомо-физиологический аппарат, служащий для приема и переработки раздражителей И.П.Павлов назвал анализатором. Каждый анализатор состоит из следующих органов: рецептора (органа чувств) - сенсорных клеток, "настроенных" на прием определенных раздражителей (слуховых, вкусовых и др.) и преобразующих их действия в электрические импульсы; нервных (ведущих) путей, которые передают эти импульсы в центральную нервную систему; центра анализатора - специализированного участка в коре головного мозга, в котором импульсы "декодируются", физиологический процесс превращается в психический (ощущение) и человек осознает, что на него действует, - шум, запах, тепло и др. Также нужно определить следующие виды ощущений: внешние, возникающие при воздействии раздражителей на рецепторы, расположенные на внешней поверхности тела, - зрительные (важнейшие для функционирования человеческой психики), слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые; органические, сигнализируя о том, что происходит в организме (ощущения боли, голода, жажды и др.); кинестетические, при помощи которых мозг получает информацию о положении, движение различных частей тела; их рецепторы располагаются в мышцах и сухожилиях.
Готовясь ко второму вопросу, студентам необходимо обратить внимание на то, что в результате переработки информации органами чувств отдельные ощущения объединяются в целостные образы предметов и явлений окружающего мира. Процесс создания этих образов называется восприятием. Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений в форме психических образов при их непосредственном воздействии на органы чувств. К основным свойствам восприятия относят: константа - неизменность образа восприятия физических условий, изменяющихся, например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения, благодаря этому человек может воспринимать и познавать мир устойчивых вещей, которые сохраняют свои основные признаки при малейшем изменении, например, освещенности и расстояния до объекта, который воспринимается; наглядность - восприятие внешнего мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме обособленных в пространстве предметов; целостность - независимость воспринимаемого образа от искажения и замены его компонентов; например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами; восприятие фигуры и их части не отдельно, а в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллюзии восприятия, например иллюзию стрелы; обобщенность - возможность правильного познания объекта и отнесение его к определенному классу независимо от его индивидуальных особенностей; так, мы можем познать стол как таковой независимо от его формы, размеров и др; прочитать любой текст независимо от особенностей шрифта или почерка. Данные свойства не являются врожденными и развиваются в течение жизни.
При подготовке третьего вопроса студентам необходимо знать определение понятия „внимание”. Внимание - это ориентировочно-поисковый процесс, который направляет и сосредотачивает сознание на определенных объектах действительности при одновременном отвлечении от других, обусловливает избирательность, отбор информации, поступающей через органы чувств. Внимание характеризуют: объем - показатель количества объектов, одновременно находящихся в поле внимания; устойчивость - временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания; концентрация - показатель степени сосредоточенности сознания на объекте; распределение способности удерживать внимание на нескольких объектах одновременно, что дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания; переключение - показатель скорости перехода от одного вида деятельности к другому; наглядность - способность выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с установками и личной значимостью (например, слушая музыку, человек не обращает внимания на другие звуки). В зависимости от условий возникновения выделяют различные виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
План семинарского занятия №5.