Психология познавательных процессов: внимание и память».

Практическое занятие 7

Неосознаваемые процессы в структуре психики».

Цель:Усвоение знаний по теме: «Неосознаваемые процессы в структуре психики».

Задачи:

1. Рассмотреть структуру неосознаваемых процессов психики.

2. Изучить неосознаваемые психические процессы.

План занятия:

1. Обсудить различные проявления неосознаваемого в психике.

2. Рассмотреть классификацию основных форм бессознательного в психике.

3. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;

4. Подвести итоги, сформулировать выводы;

5. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.

Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о бессознательном.

2. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

· Неозознаваемые автоматизмы (навыки) (Н.А. Бернштейн)

· Явления неосознаваемой установки (Д.Н.Узнадзе).

· Неосознаваемые сопровождения сознательных действий (идеомоторные акты).

3. Неосознавамые побудители сознательных действий (З.Фрейд).

4. «Надсознательные» процессы.

Задание для самостоятельной работы:

1. Внести в словарь психологические термины по теме.

2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.

3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.

4. Представить в виде схемы виды неосознаваемых процессов и их взаимосвязь

Практическое занятие 8

Психология познавательных процессов: ощущение и восприятие».

Цель:Усвоение знаний по теме: «Психология познавательных процессов: ощущение и восприятие».

Задачи:

1. Рассмотреть познавательную сферу личности.

2. Провести сравнительный анализ ощущения и восприятия как форм чувственного познания.

План занятия:

1. Обсудить уровень чувственного познания окружающего мира.

2. Классифицировать формы проявления процессов ощущения и восприятия.

3. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;

4. Подвести итоги, сформулировать выводы;

5. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.

Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие об ощущении. Классификация ощущений.
  2. Учение об ощущении:

· Теория специфической энергии И.Мюллер

· Теория «знаков» Гемгольца

· Солипсизм

  1. Строение и функции анализатора.
  2. Общие свойства ощущений.
  3. Характеристика модальностей ощущений: тактильные, вкусовые, обонятельные, слуховые, зрительные, прориоцептивные и другие.
  4. Понятие о восприятии. Классификация видов восприятия.
  5. Теории восприятия.
  6. Свойства восприятия. Аперцепция.
  7. Восприятие пространства: формы, величины, удалённости, направления.
  8. Особенности зрительного восприятия: монокулярное, бинокулярное зрение, зрительные иллюзии.
  9. Восприятие движения.
  10. Восприятие времени.
  11. Сравнительная характеристика ощущения и восприятия как форм чувственного познания.

Задание для самостоятельной работы:

1. Внести в словарь психологические термины по теме.

2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.

3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.

4. Составить таблицу свойств ощущения и восприятия:

Ощущение и его свойства
№ п/п Наименование свойства Краткая характеристика
     
Восприятие и его свойства
№ п/п Наименование свойства Краткая характеристика
     

Практическое занятие 9

Психология познавательных процессов: внимание и память».

Цель:Усвоение знаний по теме: «Психология познавательных процессов: внимание и память».

Задачи:

3. Рассмотреть познавательную сферу личности.

4. Провести сравнительный анализ процессов внимания и памяти.

План занятия:

1. Обсудить познавательные процессы личности и выделить их специфику.

2. Классифицировать формы проявления процессов внимания и памяти.

3. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;

4. Подвести итоги, сформулировать выводы;

5. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.

Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие внимания и его психологическая сущность.

2. Физиологические основы внимания.

3. Виды внимания и их психологическая характеристика.

4. Свойства внимания.

5. Понятие памяти. Особенности памяти как процесса.

6. Физиологическая основа памяти.

7. Теории памяти

8. Процессы памяти: запоминание, припоминание, воспроизведение и узнавание.

9. Виды памяти: по запоминаемому материалу, по характеру целей деятельности, по времени сохранения материала.

Задание для самостоятельной работы:

1. Внести в словарь психологические термины по теме.

2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.

3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.

4. Классифицировать виды памяти по различным основаниям в виде схемы:

5. Составить сравнительную таблицу видов внимания по критериям: наличие цели; наличие волевых усилий:

Виды внимания Критерии
цель волевые усилия
1. Непроизвольное    
2. Произвольное    
3. Послепроизвольное    

Практическое занятие 10

Наши рекомендации