Психология познавательных процессов: внимание и память».
Практическое занятие 7
Неосознаваемые процессы в структуре психики».
Цель:Усвоение знаний по теме: «Неосознаваемые процессы в структуре психики».
Задачи:
1. Рассмотреть структуру неосознаваемых процессов психики.
2. Изучить неосознаваемые психические процессы.
План занятия:
1. Обсудить различные проявления неосознаваемого в психике.
2. Рассмотреть классификацию основных форм бессознательного в психике.
3. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;
4. Подвести итоги, сформулировать выводы;
5. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.
Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о бессознательном.
2. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
· Неозознаваемые автоматизмы (навыки) (Н.А. Бернштейн)
· Явления неосознаваемой установки (Д.Н.Узнадзе).
· Неосознаваемые сопровождения сознательных действий (идеомоторные акты).
3. Неосознавамые побудители сознательных действий (З.Фрейд).
4. «Надсознательные» процессы.
Задание для самостоятельной работы:
1. Внести в словарь психологические термины по теме.
2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.
3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.
4. Представить в виде схемы виды неосознаваемых процессов и их взаимосвязь
Практическое занятие 8
Психология познавательных процессов: ощущение и восприятие».
Цель:Усвоение знаний по теме: «Психология познавательных процессов: ощущение и восприятие».
Задачи:
1. Рассмотреть познавательную сферу личности.
2. Провести сравнительный анализ ощущения и восприятия как форм чувственного познания.
План занятия:
1. Обсудить уровень чувственного познания окружающего мира.
2. Классифицировать формы проявления процессов ощущения и восприятия.
3. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;
4. Подвести итоги, сформулировать выводы;
5. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.
Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие об ощущении. Классификация ощущений.
- Учение об ощущении:
· Теория специфической энергии И.Мюллер
· Теория «знаков» Гемгольца
· Солипсизм
- Строение и функции анализатора.
- Общие свойства ощущений.
- Характеристика модальностей ощущений: тактильные, вкусовые, обонятельные, слуховые, зрительные, прориоцептивные и другие.
- Понятие о восприятии. Классификация видов восприятия.
- Теории восприятия.
- Свойства восприятия. Аперцепция.
- Восприятие пространства: формы, величины, удалённости, направления.
- Особенности зрительного восприятия: монокулярное, бинокулярное зрение, зрительные иллюзии.
- Восприятие движения.
- Восприятие времени.
- Сравнительная характеристика ощущения и восприятия как форм чувственного познания.
Задание для самостоятельной работы:
1. Внести в словарь психологические термины по теме.
2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.
3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.
4. Составить таблицу свойств ощущения и восприятия:
Ощущение и его свойства | ||
№ п/п | Наименование свойства | Краткая характеристика |
Восприятие и его свойства | ||
№ п/п | Наименование свойства | Краткая характеристика |
Практическое занятие 9
Психология познавательных процессов: внимание и память».
Цель:Усвоение знаний по теме: «Психология познавательных процессов: внимание и память».
Задачи:
3. Рассмотреть познавательную сферу личности.
4. Провести сравнительный анализ процессов внимания и памяти.
План занятия:
1. Обсудить познавательные процессы личности и выделить их специфику.
2. Классифицировать формы проявления процессов внимания и памяти.
3. Заслушать сообщения студентов по подготовленным самостоятельным работам;
4. Подвести итоги, сформулировать выводы;
5. Получить задания для самостоятельной работы к следующему занятию.
Используемые технологии преподавания:опрос, дискуссия, логический анализ, сравнение и обобщение.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие внимания и его психологическая сущность.
2. Физиологические основы внимания.
3. Виды внимания и их психологическая характеристика.
4. Свойства внимания.
5. Понятие памяти. Особенности памяти как процесса.
6. Физиологическая основа памяти.
7. Теории памяти
8. Процессы памяти: запоминание, припоминание, воспроизведение и узнавание.
9. Виды памяти: по запоминаемому материалу, по характеру целей деятельности, по времени сохранения материала.
Задание для самостоятельной работы:
1. Внести в словарь психологические термины по теме.
2. Составить схемы ответов на каждый из вопросов занятия, опираясь на тексты лекции, 2-3 учебников и справочных пособий.
3. Внести в список персоналий представителей общей и экспериментальной психологии по теме.
4. Классифицировать виды памяти по различным основаниям в виде схемы:
5. Составить сравнительную таблицу видов внимания по критериям: наличие цели; наличие волевых усилий:
Виды внимания | Критерии | |
цель | волевые усилия | |
1. Непроизвольное | ||
2. Произвольное | ||
3. Послепроизвольное |
Практическое занятие 10