Проблема интерпретации невербального поведения
Различные ученые неоднократно пытались составить своеобразный словарь жестов. Однако всегда выяснялось, что это достаточно сложно сделать. Невербальное общение многогранно по своей сути. В его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными. Достаточно сложно сделать четкую словесную привязку слов и состояния человека. Скорее целесообразно говорить об общих закономерностях. Да, определенные правила существуют. Обычно люди следуют им бессознательно и так же бессознательно реагируют на нарушение правил. Учеными установлено, что однозначными являются лишь проявления эмоциональных состояний, таких как радость, страх, гнев, внимание, удивление, презрение и пр. В целом же при оценке невербального поведения человека необходимо учитывать множество различных факторов, таких как (В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, 2001):
* Общая ситуация общения.
* Особенности поведения конкретного человека.
* Пол.
* Возраст.
* Степень значимости партнеров друг для друга.
* Культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.
Именно в силу многогранности невербального поведения его трактовка в достаточной степени вероятностна. Интерпретировать невербальное поведение сложно, поскольку приходится учитывать все привходящие факторы. Для того, чтобы научиться лучше понимать других людей, необходимо развивать в себе такое качество, как наблюдательность. В этом может помочь искренний интерес к людям.
1. Попробуйте перед зеркалом выразить два противоположных состояния, например радость и грусть, подъем и усталость и т. д., сначала используя только мимику, затем используя лишь жестикуляцию, а потом объедини те и мимику, и жесты для более точного выражения вашего состояния. Что получилось?
2. Понаблюдайте за невербальным поведением актеров, дикторов телевидения при выключенном звуке. Попробуйте определить, что происходит на экране, о чем говорят эти люди. Чтобы проверить себя, включите звук.
КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
Зачастую в общении возникают так называемые коммуникативные барьеры. У них могут быть совершенно разные причины, но их результат можно предсказать заранее: отсутствие взаимопонимания, контакта. Психологическая дистанция между партнерами возрастает, они не понимают друг друга либо понимают друг друга неточно, общение становится дистанционным и менее доверительным.
» Увеличение психологической дистанции между людьми.
» Снижение взаимного доверия.
* Изменение характера взаимодействия в общении.
Что же приводит к подобным результатам? В силу высокой значимости для взаимного понимания этих своеобразных преград рассмотрим их более подробно. Возьмем за основу классификацию барьеров, возникающих в общении, предложенную Е.В. Руденским:
* Барьер темперамента.
* Барьер акцентуации характера.
* Барьер интеллекта.
* Барьер манеры общения.
* Барьер отрицательных эмоций.
* Барьер непонимания важности сказанного.
* Барьеры речи.
* Физические барьеры.
* Социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные и иные различия.
Барьер темперамента.
Мы знаем, что люди бывают разные — гармоничные и негармоничные, нравственные и безнравственные, сильные и слабые, волевые и безвольные и т.п., при этом каждая личность неповторима. Но, несмотря на это, у разных людей можно выявить сходные черты. Сходство проявляется в поведении, внешнем облике, отношениях. Группирование по определенным признакам позволяет выделить определенные типы личности. Чем больше объективных оснований, тем многограннее описывается личность. Систематизация информации о личности с опорой на выбранное основание позволяет создавать типологии личности, с помощью которых можно определить истинные характеристики личности, прогнозировать ее поведение.
Основателем учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IV вв. до н.э.). Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis), лимфа (phlegma), желчь (спо!е) и черная желчь (melan chole). Каждая жидкость имеет свои свойства: кровь — тепло, лимфа — холод, желтая желчь — сухость, черная желчь — влажность. При правильном смешении этих жидкостей человек чувствует себя здоровым, при неправильном он болен. Гиппократ считал, что одна из жидкостей в человеке преобладает. Это и определяет тип его темперамента. Он соответственно дал им названия: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики.
В человеке сочетается биологическое и социальное. Основу нашего характера составляет тип темперамента, данный нам от рождения, который в свою очередь зависит от типа нервной системы. Познакомившись с различными особенностями характера людей, становится понятно, почему подчас бывает сложно установить контакт и гармоничное взаимодействие с другим человеком. Не учитывая индивидуально-типологические особенности человека — партнера, подчиненного, руководителя, — с человеком бывает достаточно сложно взаимодействовать. Тем более, что такие особенности человека, как темперамент, даются людям от рождения. Его невозможно изменить, его приходится только учитывать.
В поведении, деятельности и отношениях человека огромную роль играют его природные качества, а они в основном проявляются именно в его темпераменте. Следовательно, учитывая особенности темперамента того или иного человека, можно довольно точно предвидеть его поведение.
Темпераментом называют закономерное отношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующие различные стороны динамики ее психической деятельности.
Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности. Он основан на свойствах нервной системы, связан конституцией человека, с обменом веществ в организме.
Тип темперамента наиболее отчетливо проявляется в способах деятельности человека и его отношениях с другими людьми. Из огромного спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек выбирает и воспринимает определенную информацию, останавливая свое внимание на одних явлениях и не замечая другие. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных личностей при одинаковых условиях среды,
В России попытка перевести учение о типах темпераментов на новую научную основу была предпринята И.П. Павловым. Он рассматривал темперамент как тип высшей нервной деятельности. Первые работы И.П. Павлова о свойствах нервной системы появились в 1920-х гг. Вплоть до 1950-х гг. эта проблема была прерогативой физиологов, которые изучали свойства высшей нервной деятельности человека. Характерными особенностями темперамента являются:
1) сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);
2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов выделил такие свойства нервной системы, как:
* сила нервной системы, т.е. сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность коры головного мозга, выносливость;
* подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). Эти свойства нервной системы формируют наиболее яркие индивидуальные различия;
* уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного процесса.