Значение элементов структуры личности в деятельности психолога 2.1.Направленность личности
Выделяя то общее и данное, что объединяет различные подходы к изучению структуры личности Б.Ф.Ломов замечает: "…не смотря на различие планов анализа в изучении личности, все... подходы выделяют в качестве главной характеристики личности ее направленность. Она, так или иначе выявляется в изучении всей системы психологических свойств (качеств) и состояний личности: потребностей, интересов, способностей, одаренности, волевых, эмоциональных, интеллектуальных свойств, характера и т.д. Направленность личности выступает как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад. Именно она выступает в роли" побудительной" силы, определяющей избирательность отношений и активности личности" [8].
В традиционном подходе к изучению личности - это выступает как характер. В психоаналитическом - от того, как структурируется эта система отношений (к себе, к другим, к делу, к вещам, к социуму) формируется тот или иной механизм психологической защиты и вынуждает человека «играть» определенную функциональную роль по соответствующему сценарию.
Направленность личности многозначительное качество, проявляющееся в отношениях "личности к окружающему миру - это ее отношение к природе, обществу, труду, другим людям, самой к себе" [1].
Ряд ученых считают направленность личности совершенно самостоятельным свойством личности, как и характер, темперамент; другие относят ее к системе доминирующих мотивов. Вероятно то, что доминирующие личностные ориентации человека, определяющие всю мотивационную сферу и составляют направленность. И.Д.Ладанов (1982г.) подчеркивает, что общая направленность личности включает в себя трехуровневую систему побуждений:
1. Желание - как вполне осознанный, согласующийся с собственными взглядами, целями интерес (мотив). Этот интерес порождается доминирующими потребностями. В основе потребностей могут быть различные активизирующие факторы - рефлексы, инстинкты, влечения, общение, принадлежность к какой либо группе и т.п.
2. Необходимость - это мотив, который вполне осознанный, согласующийся с целями государства, общества и т.п., но не с собственными целями, взглядами. Внешнее поведение при этом может проявляться, как поведение по желанию, а не по необходимости.
3. Установка - это неосознаваемое действие, согласно закрепленного стереотипа, шаблона, прошлого опыта - привычка, навык, автоматизм. В частности, сюда могут включаться и психологические механизмы защиты. "В конечном счете, - указывает И.Д.Ладанов, - все они могут подпадать под контроль сознания, однако сознание здесь выступает только в качестве регистратора события"..[6].
При изучении направленности, некоторые авторы [17], выделяют такие параметры личности, как - социоцентрическая направленность и эгоцентрическая. Эти два показателя являются полярными. Он рассматривает их с позиции социума, общества, т.к. социоцентристы, в его трактовке, это люди для которых цели, интересы и потребности общества являются их личными целями, интересами и для достижения этих целей применяются социально одобряемые средства. Эгоцентристы - это люди, которые для удовлетворения своих потребностей и интересов используют общественные средства и при этом применяют социально не одобряемые средства для достижения своих целей. Но в любом случае человек действует или по собственному желанию или по необходимости или в силу прошлого опыта, исходя из ориентаций на общество, на деловую активность или на себя.
В практической деятельности психологу при решении конкретных задач психологического плана придется определять соотношение между индивидуальными потребностями какой-либо личности с потребностями общества в целом; анализировать в каких количествах и в каком качестве находится в структуре личности мотивы, ориентированные на производство и потребление.
Знание направленности личности (на себя, на других, на дело, на общество) поможет психологу или менеджеру правильно строить отношения с людьми, которые представляют интерес, а также выбрать методически правильное воздействие; в какой-либо мере определить содержание жизненный целей и особенности воспитательных воздействий по формированию профессиональных свойств.