Работа № 5. Процесс запоминания

Задачи исследования:

1) исследование значения отдельных повторений для запоминания всего ряда;

2) исследование значения положения отдельного объекта в ряду для его запоминания.

Оборудование: два ряда двузначных чисел.

Экспериментатор подготавливает два ряда по 10 двузначных чисел в каждом. Ряды не должны подчиняться какой-либо математической закономерности.

Порядок исследования: эксперимент состоит из двух опытов:

1. Воспроизведение первого числового ряда после однократного слухового предъявления.

2. Воспроизведение второго числового ряда после двукратного слухового предъявления.

Инструкция испытуемому:

Опыт № 1: «Сейчас Вам будут названы 10 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок на бланке (в тетради) делать не разрешается. Когда все числа будут названы, по команде «Запись!» надо будет записать все числа, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Опыт № 2: «Сейчас Вам будут названы 10 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок на бланке (в тетради) делать не разрешается. После того, как все числа будут названы, будет дана команда: «Повторяю!», после которой числа будут зачитаны еще раз. Когда все числа будут названы дважды, по команде «Запись!» надо будет записать все числа, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Ход работы:

Опыт № 1. Экспериментатор зачитывает испытуемому первый числовой ряд с интервалом в 1 секунду. После предъявления последнего числа дается команда: «Запись!». Испытуемый записывает запомнившиеся ему числа. Далее испытуемый отдыхает 10 минут.

Опыт № 2. Экспериментатор зачитывает испытуемому числа второго ряда с интервалом в 1 секунду. Затем экспериментатором дается команда: «Повторяю!» и повторно зачитываются числа второго ряда с интервалом в 1 секунду. После предъявления последнего числа дается команда: «Запись!» и испытуемый фиксирует те числа, которые он запомнил.

Обработка и анализ результатов:

В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:

–– каким образом испытуемый старается запомнить предъявляемые ему на слух числа;

–– исправляет ли испытуемый записанное (это разрешается, но учитывается при анализе).

В процессе опроса экспериментатор уточняет данные наблюдения, а также определяет степень уверенности испытуемого в правильности воспроизведенных им чисел.

Экспериментатор выясняет также у испытуемого как субъективно было легче запомнить числа: при однократном или двукратном предъявлении.

Количественные показатели определяются подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой и при зрительной экспозиции. Результаты оформляются в виде таблицы:

Объем памяти при однократном предъявлении Объем памяти при двукратном предъявлении
Предъяв-ленные числа Удержанные – пропущен-ные в памяти числа Ошибочно названные числа Предъяв-ленные числа Удержанные – пропущен-ные в памяти числа Ошибочно названные числа
           

Далее вычисляются коэффициенты памяти при однократном и двукратном предъявлении материала по формуле, приведенной в лабораторной работе № 2.

Затем стоится график, который показывает зависимость удержания члена ряда в памяти от его положения в ряду:

Работа № 5. Процесс запоминания - student2.ru

В выводе экспериментатору необходимо оценить влияние на качество запоминания:

–– повторения ряда чисел;

–– местоположение отдельного числа в ряду (как проявляется в работе данного испытуемого эффект Г. Эббингауза).

Наши рекомендации