Работа № 5. Процесс запоминания
Задачи исследования:
1) исследование значения отдельных повторений для запоминания всего ряда;
2) исследование значения положения отдельного объекта в ряду для его запоминания.
Оборудование: два ряда двузначных чисел.
Экспериментатор подготавливает два ряда по 10 двузначных чисел в каждом. Ряды не должны подчиняться какой-либо математической закономерности.
Порядок исследования: эксперимент состоит из двух опытов:
1. Воспроизведение первого числового ряда после однократного слухового предъявления.
2. Воспроизведение второго числового ряда после двукратного слухового предъявления.
Инструкция испытуемому:
Опыт № 1: «Сейчас Вам будут названы 10 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок на бланке (в тетради) делать не разрешается. Когда все числа будут названы, по команде «Запись!» надо будет записать все числа, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».
Опыт № 2: «Сейчас Вам будут названы 10 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок на бланке (в тетради) делать не разрешается. После того, как все числа будут названы, будет дана команда: «Повторяю!», после которой числа будут зачитаны еще раз. Когда все числа будут названы дважды, по команде «Запись!» надо будет записать все числа, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».
Ход работы:
Опыт № 1. Экспериментатор зачитывает испытуемому первый числовой ряд с интервалом в 1 секунду. После предъявления последнего числа дается команда: «Запись!». Испытуемый записывает запомнившиеся ему числа. Далее испытуемый отдыхает 10 минут.
Опыт № 2. Экспериментатор зачитывает испытуемому числа второго ряда с интервалом в 1 секунду. Затем экспериментатором дается команда: «Повторяю!» и повторно зачитываются числа второго ряда с интервалом в 1 секунду. После предъявления последнего числа дается команда: «Запись!» и испытуемый фиксирует те числа, которые он запомнил.
Обработка и анализ результатов:
В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:
–– каким образом испытуемый старается запомнить предъявляемые ему на слух числа;
–– исправляет ли испытуемый записанное (это разрешается, но учитывается при анализе).
В процессе опроса экспериментатор уточняет данные наблюдения, а также определяет степень уверенности испытуемого в правильности воспроизведенных им чисел.
Экспериментатор выясняет также у испытуемого как субъективно было легче запомнить числа: при однократном или двукратном предъявлении.
Количественные показатели определяются подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой и при зрительной экспозиции. Результаты оформляются в виде таблицы:
Объем памяти при однократном предъявлении | Объем памяти при двукратном предъявлении | ||||
Предъяв-ленные числа | Удержанные – пропущен-ные в памяти числа | Ошибочно названные числа | Предъяв-ленные числа | Удержанные – пропущен-ные в памяти числа | Ошибочно названные числа |
Далее вычисляются коэффициенты памяти при однократном и двукратном предъявлении материала по формуле, приведенной в лабораторной работе № 2.
Затем стоится график, который показывает зависимость удержания члена ряда в памяти от его положения в ряду:
В выводе экспериментатору необходимо оценить влияние на качество запоминания:
–– повторения ряда чисел;
–– местоположение отдельного числа в ряду (как проявляется в работе данного испытуемого эффект Г. Эббингауза).