Глава 2. Помощь детям и родителям

В российском обществе меняющихся общественных ценно­стей, когда жесткая опека государства над гражданами немного ослабла и им предоставлена некоторая свобода выбора, отношение к специалистам «незрелое». В одном из мониторингов жителей Санкт-Петербурга в 1993 г. психологи задавали вопрос: «С кем вы советуетесь в особо ответственных ситуациях?» Оказалось, что чаще советуются с родственниками, из них реже всего — с отцами. К специалистам обратилось бы в ответственной ситу­ации всего 2% респондентов из 563 опрошенных. Ученые расце­нили такой результат как проявление недоверия к специалистам, как низкий статус профессионалов-психологов в обществе.

Может быть, вы, читатель, уже посоветовались с родствен­никами, что вам делать, например, с ребенком-третьеклассником, который вертится в классе, никогда не знает, что задано и ча­сами (уже третий год подряд!) делает домашние уроки только в вашем присутствии? Да скорее не родственники, а учитель­ница настоятельно порекомендует обратиться к врачу-психиатру, так как ученика с двойками она не может перевести в следу­ющий класс. Тогда вы, сами того не подозревая, оказываетесь заложником своего незнания (что же делать с ребенком) про­блем школы и учительницы; смутной неопределенности такого рода — «А чего ждать от психиатра?» Прежде всего следует знать, что существует закон о психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании, согласно которому никто не вправе без вашей воли отправить к психиатрам ни ваших детей, ни вас самих. В пп. 4 и 5 разд. IV этого закона говорится, что человек может быть освидетельствован психиатром без его согласия или согласия его законных представителей, когда дей­ствия человека представляют опасность для него и окружающих; он проявляет беспомощность в удовлетворении своих жизненных потребностей; существует опасность ухудшения его психического здоровья и, наконец, если он уже находится под диспансерным наблюдением врачей-психиатров. Если же какое-то учреждение (будь то учебное заведение, коммунальные или другие организа­ции) хочет знать о ваших отношениях с психиатрической службой, оно обязано направить официальный письменный запрос на своем фирменном бланке.

Итак, вы все-таки идете к детскому врачу-психиатру. Тот обязательно проконсультирует вашего ребенка очень вниматель­но, добросовестно и квалифицированно и... направит на консуль­тацию к психологу. В медицинских учреждениях работают клини­ческие (медицинские) психологи. Предметом их труда является исследова-

ние того, как личность человека сопротивляется болез­ненным процессам. Вы к нему очень долго добирались (три года не развивая у ребенка навыков самостоятельного обучения; через проблемы учительницы, через консультацию психиатра). Сами того не ведая, вы уже втянулись в ситуацию, когда на вашего ребенка смотрят через призму болезни.

Не все знают, что есть психологи разного профиля: социаль­ные, инженерные, возрастные, детские и другие. Вам следовало бы привести ребенка к школьному или детскому психологу в од­ну из городских или районных консультативных служб, когда вы первый раз почувствовали свою неумелость, некомпетентность в обучении сына или дочери. Может быть, еще до школы, может быть, еще в пятилетнем его возрасте. Конечно, если вы уверены, что ребенок от природы здоров.

Психолог и психиатр различаются предметом труда. Пси­хиатр занимается самой болезнью, ее историей в зависимости от этапов жизни человека и нервно-физической целостности его организма. Психолог (медицинский) в первую очередь изучает сами этапы жизни человека и то, как люди разного возраста и разной психической организации в них проявляются, как соотно­сят свою «душу» с событиями жизни (в том числе и с болезнью, если она есть). Поэтому, если вы уверены, что проявления жизни вашего ребенка здоровые, не болезненные, с разными проблемами и трудностями лучше обратиться сначала к детскому психологу. При этом важно знать: если вы проконсультировались у одного психолога или врача и идете к следующему, лучше иметь на руках письменное заключение предыдущего специалиста.

Здоров или болен?

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. «Полное благополучие» — это иде­альная цель. Социально-экономические и политические условия в стране существенно влияют на индивидуальную жизнь человека, но мало подвластны нашим усилиям и желаниям. Нестабильность общественных условий действует на наше настроение, формирует материальные возможности, но не избавляет от необходимости самостоятельно управлять своей личной жизнью.

Профессор Б. Д. Карвасарский, уточняя понятие «психическое здоровье», пишет, что оно определяется не только как отсутствие дезадаптации, «срывов» в разные моменты жизни, но и «как спо­собность к постоянному развитию и обогащению личности за счет

повышения ее самостоятельности и ответственности в межлич­ностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные ин­тересы с интересами группы».

С позиций общечеловеческих принципов и идеалов критерии здоровья можно сформулировать так:

раз как все, не отличается от сверстников, значит, нормаль­ный;

если хорошо приспособлен, умеет сам есть, пить, разговари­вать с людьми, играть с одногодками, смотрит мультики, ласков и привязан к близким, значит, здоров;

если послушен, вежлив со старшими, интересуется игрушка­ми и другими обычными детскими вещами, значит, нормален;

если радует схожестью в чем-то со своими родственниками (бабушками, дедушками, родителями) или знаменитыми людьми, то здоров.

Есть еще одна мерка прогноза вашего отношения к проблемам целостности организма и недомоганиям. Американский психолог Дж. Роттер выделяет два типа людей — «интерналы» и «экстерна-лы» — по такому интегрированному социально-психологическому качеству, как «уровень субъективного контроля» над жизненно значимыми ситуациями. Он рассматривает события, одинаково важные для всех людей: достижения, неудачи, отношения с дру­гими людьми, производственные и семейные проблемы, здоровье и болезни.

В чем же выражаются различия между людьми по способу контроля своего здоровья?

«Интернаяы», или внутренне контролирующие события лю­ди, полагаются на меры профилактики и предупреждения болез­ней. Может, и неосознанно, но они стремятся есть здоровую пищу, заниматься спортом, принимать витамины, чутко реагиру­ют на запросы своего организма. «Экстернаяы» апеллируют к внешним силам во всех важных событиях жизни, чаще заболевают и затем больше полагаются на врачей, лекарства и знахарей.

В одном исследовании психологи изучали отношение к эконо­мическим реальностям российской жизни трех групп людей: пред­принимателей, служащих госбюджетных организаций и школьни­ков. Эти группы испытуемых сравнивались, в частности, по выраженности качества «уровень субъективного контроля ситу­аций». Оказалось, что контроль за своим здоровьем выше у предпринимателей и школьников, а ниже — у группы испытуе­мых госбюджетных организаций. Так как процент предпринима­телей в обществе очень невелик, то основная масса родителей — это все-таки служащие. Согласно проведенному исследованию, дети контролируют свое здоровье внутренне, по наитию лучше, а родители — хуже.

Считаете ли вы своего ребенка больным, зависит не только от объективных, внешних проявлений признаков болезни, но в большой мере от вашей субъективной установки на проблемы здоровья и вашего мировоззрения.

Так, в одной известной автору этих строк семье психоло­гов повышенно чувствительно относятся к слову как носителю энергии или программы поведения. Считают, что слово обла­дает силой внушения, что неосторожно сказанное слово может само «запустить» программу болезни. Поэтому в данной семье избегают фраз и обращений со словами «болит», «болен» и т. п. Когда ребенок испытывает недомогание, ему не говорят: «ты плохо себя чувствуешь, ты заболел, тебя надо лечить», а форму­лируют по-другому: «отдохни сегодня дома, отоспись, согрейся», т. е. стараются произносить слова, не содержащие «болезненной» подоплеки.

Особое значение имеет речь родителей в ситуациях воспи­тания. Часто родители сокрушаются: «Говоришь ему, гово­ришь — не доходит», «Сколько раз тебе говорить?» Действитель­но, в спешной, напряженной повседневной жизни родители не успевают говорить так, «чтобы дошло», хотя считают, что «сто раз уже повторили». Секрет заключается в том, как говорить то, что вам хотелось бы или вы считаете нужным сказать ребенку. К сожалению, овладение секретом воспитания и воздействия на ребенка не дается без усилий и работы над собой.

Как говорить с ребенком

Манера речи, интонации, паузы, эмоции, сопровождающие разговор или обращение к ребенку, играют важную роль в том, чтобы сказанное было услышано. Зачастую родители очень возбу­ждены, эмоционально неспокойны, говорят взволнованно, гневно, кричат. Они сами пребывают в стрессовом состоянии и вводят в него ребенка. Объективно, физически родитель — это отчасти воплощение власти, начальник. Представьте себе начальника, обращающегося с вами, как вы со своим ребенком. Дотошный контроль, повышенная требовательность, постоянные придирки и замечания. Психологи Роберт Т. Байярд и Джин Байярд считают, что в ответ на раздраженный тон родителя у ребенка формирует­ся «отрицательное внимание» на все последующие обращения к нему. Дети эмоционально зависимы от взрослых, до 9-10 лет они очень внушаемы. (Некоторые люди остаются чрезмерно внушае­мыми всю жизнь.) У детей быстро развиваются и закрепляются те эмоциональные состояния и реакции, которые им невольно демонстрируют родители.

От негативного стресса необходимо защищаться. Ребенок и делает это. Он раз, и два, и три, воспринимая ваше взволнован­ное, гневное, недовольное обращение к себе, либо прибегнет к уловке, либо будет подстраиваться под тот отрицательный образ, который вы навязываете своими словами, либо «замкнется» — будет нейтрален, глух к вашим обращениям.

Итак, главное для успешного взаимодействия с ребенком — ваше комфортное, спокойное, умиротворенное, радостное, сво­бодное эмоциональное состояние. Способы достижения такого состояния многообразны: от получасовой прогулки на воздухе и принятия расслабляющего и бодрящего душа до системы аутоген­ного расслабления и медитации. Если последним вы не владеете, то подойдет занятие любимым делом, вообще, тем, что обычно приводит вас в приподнятое, радостное расположение духа. Иначе говоря, воздействие на проблему с ребенком начинается с работы со своим собственным внутренним «Я».

С какими же проблемами родители чаще всего обращаются к медицинскому психологу? Обычно это плохая успеваемость, неса­мостоятельность ребенка, нарушение взаимоотношений, жалобы на плохой характер ребенка, на его плохое поведение (непослу­шание, ложь, воровство, конфликтность).

Плохая успеваемость

Причины плохой успеваемости могут быть субъективными и объективными. Объективные — это отсутствие способности у ребенка овладевать знаниями из-за недоразвития некоторых струк­тур мозга или нарушений в работе этих структур (в том числе наследственных); нарушение отношений в семье и неблагоприят­ная психологическая атмосфера, плохие материальные условия.

С объективными причинами связаны нередко встречающиеся нарушения школьных навыков — чтения (дислексия), письма (дисграфия), счета. Диагностировать эти расстройства умеют логопеды, дефектологи, психологи, психиатры.

Пример. Мальчик, 12 лет 1 мес., 5-й класс. Жалобы на сложности в оперировании большими числами. Считает медленно. По остальным предметам подтянулся; стал красивее писать по русскому. Посещает кружок моделирования. Воспитывается мамой и крестной. Известно, что отец пишет им письма. Успеваемость отца в школьные годы была невысокой, трудности в письме и математике. Мальчик помогает маме в домашних работах.

При выполнении заданий в психологическом исследовании про-являет старательность. По данным исследования методом Векслера,

1С): 88, 85, 93. В структуре интеллектуальных функций ослаблены спо­собности пространственного воображения и счета; уровень обобщения в мышлении также несколько ослаблен. Запас впечатлений средний. Отмечается хорошая переключаемость внимания (медленность выпол­нения арифметических действий связана, возможно, с дисфункцией структур головного мозга, отвечающих за пространственные образы и комбинацию символов). Родительский стиль воспитания (опросник для родителей Э. Г. Эйдемиллера) обнаруживает следующие тенден­ции: гиперопека, неустойчивость, воспитание неуверенным родителем, проекция на ребенка непризнаваемых в себе плохих качеств, предпо­чтение женских качеств в подростке, чрезмерная санкционированность и строгость в наказании.

В приводимом выше случае мама очень долго избегала встреч с психиатрами, но только они могли бы содействовать оптими­зации условий обучения мальчика, обосновав по медицинским показаниям необходимость «индивидуального подхода» в обуче­нии математике, например, индивидуальную аттестацию.

Субъективные причины плохой успеваемости таковы: нераз­витие познавательной активности родителями, несформирован-ность у ребенка установки на учебу, непривитие навыка учебы, негативная установка на учебу. Эти субъективные причины могут быть следствием того, что:

1. Родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки.

2. В семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры.

3. Родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности.

4. В семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели.

5. Учитель в начальной школе был нечувствителен к индиви­дуальности ребенка.

6. В начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Что же предпринимать в этих случаях, если есть желание улучшить успеваемость ребенка?

В случае причин 1-4 остается смириться с тем, что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». В случаях 5-6 можно изменить отношение учителя и педогогического коллектива к вашему ребенку, а также свое собственное отношение к процессу школьного обучения.

Познавательный интерес к учению и навыки обучения, ада­птация к школе развиваются в первых трех классах началь­ной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на поисковую активность в интере­сах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется — компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т. д. Попытаться свя­зать его интерес с одним из школьных предметов.

Несамостоятельность

Вопрос о том, когда ребенок становится самостоятельным, часто беспокоит родителей. Выдающийся психолог Э. Эриксон начало развития самостоятельности связывает с возрастом 1,5 лет, когда ребенок начинает осваивать навыки самообслужи­вания. Вероятно, первый опыт ответственности ребенок получает из общения и взаимодействия с людьми и предметами, при соот­несении своих интересов с интересами окружающих: оказывается, чего-то нельзя, а что-то можно из богатого мира вокруг.

От одной мамы последовала такая жалоба на сына-третьеклассника: «Такой несамостоятельный! То и дело звонит на работу: как решить то, как сделать это! Я волнуюсь, работа у меня далеко. Прихожу домой вечером — уроки не сделаны Дневник весь в двойках. Рассеянный, забывчивый: не может со­брать портфель сам. А у меня еще старший сын кончает школу, в выпускном классе...»

Мальчику 9 лет 8 месяцев. С папой встречается по выходным дням. Мама водит его в кружок механической игрушки. В школе ему нравятся занятия ритмикой, танцами. Участвует в конкурсах. По рабочим дням мальчик действительно предоставлен самому себе.

На вопрос о домашних школьных заданиях он поясняет: «ко­торые могу делать примеры, делаю, некоторые задания не по силам... пытаюсь еще и еще решить...»

В ситуации обследования у психолога мальчик несколько замедлен в реакциях, эмоционально вял. Коэффициент интеллек­туальности: 111; 106; 114. Это соотносится с уровнем нормы. Данные теста Люшера показывают на актуальность потребности в любви и теплых отношениях. Ему свойственны черты стенично-сти, активной позиции, высокой мотивации на достижение успеха и самореализации. Повышенно эмоционален, непоследователен, своеволен. Цветовой тест отношений обнаруживает некоторые тенденции отношений мальчика с родными. Образ папы свя­зывается с цветом покоя, брата — комфорта, мамы — эксцен­тричности, экспрессии; самому себе отдается цвет нейтральный, отгороженный, цвет безразличия.

Анализируя проблему, на которую указывает мама, можно сказать, что причина лежит в заорганизованности при невоз­можности уделять внимание каждодневным проблемам мальчика, недостаточной опоре на его чувство собственного достоинства, неиспользовании его потенциала стремлений утвердиться в соб­ственных достижениях. Чрезмерны также ожидания «самостоя­тельности» у мальчика этого возраста в его школьных делах.

Самостоятельность у детей развивается «авансом доверия» к способности ребенка справляться с чем-либо. Это должно быть произнесено бодрым тоном: «ты справишься с этим, ты умный» и т. д. При этом желательно поддерживать в себе непроходя­щий интерес к школьным делам ребенка и не отказываться от ненавязчивого косвенного контроля.

Непослушание

Непослушание может быть связано с тем, что мы, взрослые, подчас требуем от детей «недетских» качеств. Проблема выра­жается в форме высказываний «не хочу», «не могу», «не буду», которые нам кажутся слишком частыми.

Бабушка и мама привели на прием к психологу девятилетнюю девочку, которая причину обращения к психологу объясняет так: «Мама считает, что я плохо веду себя дома (и я так считаю). Если меня о чем-то просят, могу выполнить, могу не выполнить... Если мне не идут на уступки — повышаю тон на маму... меня просят, что мне не нравится... если настроение хорошее с утра —•• могу сделать что-то — кастрюлю помыть, кашу сварить. Если плохое настроение — ничего не хочу делать. Чаще плохое настроение...' Например, отрывают меня в самый разгар игры, посылают за хлебом...»

По данным обследования тестом Люшера, у девочки отмеча­ются такие особенности: стеничная, активная, с высоким уровнем мотивации достижений и потребности самореализации, непосле­довательна, своевольна, повышенно чувствительна к средовым воздействиям, прихотлива и капризна. Зона жизненного ком­форта сужена, напряжение в контактах с близкими, испытывает потребность в .щадящем режиме.

Свое представление о «самых счастливых людях» излагает так: «Они не нервные, умные, с хорошим характером, здоровые, не очень переутомляются». «Самые несчастные», по ее мнению, «это мои родители от того, что терпят такую дочь».

Воспитательные стили мамы и бабушки отличают тенденции недостатка требований к ребенку, неуверенность в применении тех или иных воздействий. Мама, к тому же, проецирует нежелательные в себе качества на девочку, а бабушка чрезмерно запре­щает. Чрезмерность запретов ведет к форсированию эмансипа­ции (ускоренному взрослению, свободе от авторитетов, независи­мости).

В ответ на детское «не хочу», «не могу», «не буду» в более младшем возрасте родитель может избрать тактику обходного маневра, отвлечения внимания ребенка (до пяти лет). В более старшем возрасте приходится уже договариваться, спокойно и терпеливо объясняя, почему все-таки «надо». Психологи Байярды предлагают в таких случаях родителям не терять настойчивости, а в словесном обращении к ребенку использовать союз «и». Например: «Да, я понял, что сейчас ты занят просмотром кино, и убери все-таки мусор в своей комнате».

Как относиться к ребенку

Самое простое, что приходит в голову: к детям надо отно­ситься с любовью, заботой и лаской. Остается только уточнить, когда и сколько, и возможно ли это? Любовь бывает слепа, не­критична. Как совместить с любовью наши раздражение, злость, негодование на ребенка, вызванные его поступками?

Психологи Р. и Дж. Байярды разделяют уровни любви. Они считают, что сначала мы любим и заботимся о беспомощном ма­леньком человеке за его телесную слабость. Потом же следует проявлять высокий уровень любви — любви к внутреннему «Я» вашего ребенка, к его уникальной внутренней «самости». Необ­ходимо понять, что поступки ребенка, которые не соответствуют нашим собственным представлениям о «должном», и поэтому раздражают, злят нас, зачастую являются проявлением впервые развивающегося нового способа жизни, новых реакций человека с чувством собственного достоинства. Это внутреннее «Я» ре­бенка уже не принадлежит нашей системе отсчета. Любовь к растущему ребенку мы можем проявлять двумя способами. Пер­вый — это демонстрировать, показывать пример, как мы забо­тимся о собственном «Я». Второй — поддерживать способность ребенка принимать самостоятельные решения. Умение прини­мать самостоятельные решения — центральный компонент здоро­вой полноценной личности. Развить такое умение в человеке — главная проблема воспитания.

В нашем обществе превалирует авторитарный тип управле­ния. Этот стиль принят и семьях. Вариации в стиле воспитания связаны с некоторыми традициями отдельных семей, с мировоз­зрением родителей. Социологи детства исторически выделяют неоднозначное отношение общества к детям и взгляды на проблемы воспитания. Стили воспитания рассматривают по таким аспектам:

обучение послушанию;

обучение ответственности, обычно путем участия в хозяй­ственной деятельности и домашних делах;

обучение заботливости, т. е. научение детей помогать млад­шим братьям и сестрам и другим зависимым людям;

формирование потребности в достижении, обычно путем со­ревнования или оценки качества исполнения;

обучение самостоятельности, умению заботиться о себе, не зависеть от помощи других в удовлетворении своих потребностей и желаний;

обучение общей независимости, включающей не только удо­влетворение собственных нужд, но и все прочие формы свободы от внешнего контроля, господства, надзора.

Стили воспитания в разных культурах особенно различаются по критерию дисциплинарного контроля. В европейском сти­ле принято контролировать в младшем возрасте и предоставлять больше свободы в юном возрасте. У японцев, малайцев и некото­рых других народов, наоборот: маленьким детям предоставляют максимум свободы, мало ограничивают и не наказывают строго, с возрастом же дисциплинарный контроль возрастает.

Американский психоаналитик, социолог и историк Ллойд Де-моз создал концепцию стилей воспитания и форм взаимоотноше­ния между родителями и детьми, связывая их с историческими периодами человечества. Так, с древности до IV в. н. э. "* пре­валировал стиль, который Л. Демоэ называет «инфантицидным». Он характеризуется массовыми детоубийствами, а выжившие дети часто становились жертвами насилия. В ГУ-Х1П вв. еще только начали признавать в ребенке зачатки души, но сами родители его не воспитывали, а старались сбыть с рук: отдать в монастырь, на воспитание в чужую семью, либо держали заброшенным в собственном доме («бросающий» стиль). Стиль воспитания и от­ношений с ребенком в ХГУ-ХУП вв. назван амбивалентным: ре­бенку было дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его окружали вниманием, но отказывали в самостоятельном духов­ном существовании. Характер ребенка «лепили» по собственному разумению. Если ребенок сопротивлялся, его беспощадно били, выколачивая своеволие как злое начало. «Навязчивый» стиль XVIII в. обозначил усиленный контроль за внутренними миром растущего человека, обострив конфликты отцов и детей. Стиль воспитания XIX — середины XX в. назван социализирующим. Важным было не столько подчинить ребенка, сколько воспиты­вать его волю, готовить его к будущей самостоятельной жизни.

Стиль воспитания середины XX в. характеризуется Демозом как «помогающий». Этот стиль предполагает, что ребенок лучше знает, что ему надо, а родители только способствуют раскры­тию его индивидуальности. Поэтому в наше время столь сильны тенденции к эмоциональной и моральной близости с детьми, вза­имопониманию, сопереживанию.

Итак, в наше время отношения с детьми и воспитательные воздействия основываются на знании индивидуальности ребенка, способности родителя управлять собой, своими состояниями, на взаимной возможности поддерживать диалог в трудном процессе жизни.

Предлагаемый ниже тест может дать некоторое представле­ние о тенденциях психологических качеств вашего ребенка.

Тест для взрослых «Что у вас за ребенок, какой он?»

Инструкция. В каждом вопросе выберите ответ «а», «б», «в» или «г», который больше подходит вашему ребенку. 1. Когда он играет, ...

а) он ничего не слышит и не видит, его не дозовешься;

б) он разбрасывает игрушки, по всей комнате, играет сразу в несколько игр;

в) его интерес быстро меняется. Он не останавливается надолго ни на одной игре, ни на одной игрушке;

г) он мне непонятен, я не знаю, что его привлекает, какие игры или игрушки ему интересны.

2. Бывает, что он подсказывает мне, где находится потерявшаяся вещь...

а) постоянно; б) иногда; в) очень редко; г) никогда.

3. Ребенок рассказывает вам содержание пропущенной вами части в очередном сериале...

а) да, постоянно;

б) да, как и я ему;

в) да, рассказывает, но я все равно не смотрю эти сериалы;

г) нет, наши интересы к сериалам не совпадают.

4. Ребенок уходил от вас (терялся) в возрасте 3-5 лет, но...

а) возвращался сам;

б) возвращался с помощью милиции, чужих людей;

в) такого у нас не случалось;

г) не помню.

5. Если ваш ребенок засиделся вечером допоздна (за книгой, у телевизора и т. п. ), то утром он просыпается...

а) не очень довольный, но без капризов и быстро;

б) очень трудно, с долгими уговорами;

в) не стоит и будить, пусть лучше останется дома;

г) в своей постоянной манере — долго, тяжело. Лучше не обращать на это внимания.

6. Ваш поход, поездка на дачу, за город, прогулка по городу затянулись, и ваш ребенок...

а) не подает виду, что устал, всячески демонстрирует бодрое настроение;

б) резко впадает в подавленное настроение;

в) начинает хныкать, плакать. Лучше его никуда не брать;

г) никак не реагирует на это, или же не понимает, устал он или нет.

7. Ваш ребенок помогает вам в выполнении тяжелой работы (несет пакеты с продуктами, передвигает мебель и др...

а) всегда; б) иногда; в) очень редко; г) никогда.

8. Ваш ребенок чувствует сонливость, вернувшись из детсада, школы, с занятий музыкой или спортом...

а) никогда; б) очень редко; в) часто; г) наоборот, в этот день он засыпает позже, чем обычно.

9. Ваш ребенок в случае «разборки» с детьми «дает сдачу»...

а) очень редко и не торопится это делать; б) как когда; в) немедленно; г) никогда.

10. Ваш ребенок сочувствует вам в минуты переживаний...

а) всегда; б) изредка; в) никогда; г) мои переживания не должны задевать ребенка.

11. Ваш ребенок выполняет работу «мужскую» и «женскую»...

а) с равным удовольствием;

б) и ту, и другую, равно без энтузиазма;

в) выполняет только «женскую» или только «мужскую»;

г) ребенок имеет свои дела, а домашнюю работу есть, кому выполнить и без него.

12. Ваш ребенок переносит боль...

а) стойко;

б) с легким хныканьем;

в) очень болезненно;

г) не пришлось видеть.

13. Ваш ребенок реагирует на проигрыш...

а) остро, бурно, но продолжает играть;

б) уходит, но пытается вернуться в игру еще раз;

в) сразу бросает игру;

г) не знаю, как он реагирует на проигрыш.

14. Ваш ребенок...

а) стремится к интересной игре в компании, независимо от того, знакомые там дети или незнакомые;

б) играет только с хорошо знакомыми детьми;

в) любит играть один;

г) играет и со знакомыми, и с незнакомыми, и один.

15. В ответ на ваши замечания о плохих результатах его работы, ваш ребенок...

а) глубоко переживает;

б) бывает, что огорчается;

в) не огорчается никогда;

г) не знаю, как реагирует.

Обработка и интерпретация результатов

Отметьте на листе бумаги выбранные вами пункты ответов. Содер­жание каждого из пунктов характеризует наличие или степень выражен­ности той или иной психологической черты вашего ребенка, важной для его развития в нашем сложном социальном мире. Посмотрите описание психологических черт вашего ребенка, наличие которых подразумевают выбранные вами ответы.

Ответы по пункту «а»:

1) глубокое внимание и целеустремленность;

2) наблюдательность и надежность;

3) осмысленность и информативность;

4) самостоятельность и осведомленность;

5) ответственность;

6) сила духа;

7) социальная чуткость;

8) хороший потенциал энергии;

9) социальная доброжелательность;

10) эмоциональная содержательность и потенциальная способность стать на место другого человека;

11) разносторонность;

12) воля, эмоциональная сдержанность;

13) высокая побудительная активность в достижении успеха и цели;

14) общительность, рискованность, инициативность;

15) критичность.

Ответы по пункту «б»:

1) возможно, хорошая переключаемость внимания, но стоит скор-регировать его целенаправленность;

2) неплохо для совместной деятельности;

3) теперь можно побеседовать о том, какой сериал лучше, какой хуже и почему;

4) конечно, люди не дадут пропасть, но можно вам с ребенком повторить маршруты города, а заодно вспомнить уроки географии;

5) для развития чувства ответственности у вас есть все основания регламентировать просмотр телевизионных передач;

6) повышенная психическая утомляемость;

7) в социальной чуткости не откажешь;

8) достаточный потенциал энергии;

9) что ж, в некоторых случаях известная доля агрессии вовне бывает полезной;

10) нормальное социально-эмоциональное проявление;

11) нелишне почаще хвалить;

12) это естественно;

13) хорошая побудительная активность в достижении успеха и цели;

14) не предрасположен пока рисковать, осторожен;

15) неплохо.

Ответы по пункту «в»:

1) поверхностное внимание;

2) посвящайте ребенка чаще в бытовые проблемы и житейские трудности;

3) задумайтесь, что побуждает ребенка смотреть эти сериалы;

4) все-таки предусмотрите и это: изучите маршруты города, а также географию;

5) так можно проспать всю жизнь;

6) психически истощаем;

7) развитие навыка труда уместно в любом возрасте.

Лучше раньше, чем никогда;

8) малый запас энергии и повышенная утомляемость;

9) повышенная агрессивность;

10) некоторая тенденция к «толстокожести»;

11) еще лучше — с удовольствием бы;

12) не помешает развить у него стойкость;

13) стимулируйте у ребенка желание побеждать;

14) хорошо, если это просто такая черта характера: необщитель­ность...;

15) хорошая личная защищенность, но слабая критичность.

Ответы по пункту «г»:

1) у ребенка недостаточно избирательное внимание. Выберите время и, хотя бы изредка, проводите совместные занятия и игры;

2) тренируйте у ребенка наблюдательность;

3) вам стоит для себя уяснить, в чем именно расходятся ваши интересы;

4) состояния безмятежного покоя вам не занимать;

5) самое время обратить внимание на его нервно-психическое здоровье;

6) у ребенка недостаточная ориентировка в своих настроениях и состояниях;

7) не лишайте ребенка радостного удовлетворения от усилий и эмоционального участия в трудном процессе;

8) склонность к перевозбудимости нервных процессов;

9) можно развивать боевитость и самозащиту;

10) вы ошибаетесь;

11) это уже несовременно;

12) когда бы всегда так было хорошо для вас и ребенка;

13) понаблюдайте за поведением вашего ребенка в играх;

14) в его повышенной общительности сомнений нет;

15) принято ли вообще в вашей семье лелеять и взращивать чувство здорового честолюбия? Времена настали как раз для этого.

Кстати, о воспитании в духе времени... В отличие от прежних времен, сегодня дети более информированы, чем мы, родители. Возможно, им больше дано понять. Знают ли они что-то о нас, родителях? Попробуйте предложить им опросник для детей (всех возрастов).

«Опросник для детей: «Знаешь ли ты своих родителей?»

Инструкция. Прочитай вопрос, подумай, ответь сам. Только ответив самостоятельно, можешь подойти к маме, папе, бабушке, сестре, брату или коту Ваське и обсудить свои ответы. 1. Носила ли твоя мама косички, когда была девочкой?

2. Какие неудачи случались у твоего папы, когда он был мальчи­ком?

3. Какие прозвища были у твоих родителей в детстве?

4. Какую песню любит громко петь папа? А мама?

5. Что больше всего любят делать твои родители?

6. Любят ли твои родители ходить на работу?

7. Как зовут начальника твоего папы? А мамы?

8. Накручивает ли волосы на бигуди твоя бабушка?

9. Красит ли усы твой дедушка? Какой бритвой он бреется?

10. Какой любимый цвет у твоих родителей? А какой праздник? А кто из политиков им нравится?

11. Мечтают ли твои, родители о круизе вокруг света на яхте или (Теплоходе? О том, чтобы завести еще одного ребенка? Ну тогда,

может быть, о собаке, кошке, крокодиле? О том, чтобы пойти с тобой

на футбол, или в театр, или куда бы ты хотел?

12. О чем твои родители мечтают больше всего?

Обработка и интерпретация теста (и в шутку, и всерьез)

1. Если ребенок ответил на 11 вопросов сам, смело можете идти получать диплом квалифицированного психолога или ученого-исследователя в любой области.

3. Если же ответил на все вопросы, выспрашивая у родителей или кота Васьки, он, несомненно, прирожденный журналист и теле-, радиокомментатор.

5. Ответив на половину вопросов с любой помощью, может пре­тендовать на профессию социолога.

Примечание для родителей. Желая вырастить из ребенка кого-либо, не забывайте показать, как это делается, иначе: не утаивайте от него факты собственной жизни.

Рекомендуемая литература

1. Байярд Роберт Т. и Джин. Ваш беспокойный подросток. М.,1991.

2. Годфруа Ж Что такое психология. М., 1992. Т. 2.

3. Золотарев Ю.Г. Жить, не болея... СПб., 1996.

4. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в обла­сти психиатрии / Под общей ред. министра здравоохранения РФ, д-ра мед. наук, проф. Т. Б. Дмитриевой. М., 1997.

5. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

6. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Ту-тушкиной. М., 1996.

7. Проблемы разрушительного поведения // Региональная програм­ма исследований научно-технического потенциала Санкт-Петербурга / ЦНИИРиЭ. СПб., 1992.

8. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Наши рекомендации