Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента
В начале 60-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета под руководством А.Томаса и С.Чесс было начато лонгитюдное исследование темперамента, которое продолжается и в настоящее время. Цели этого исследования состоят в том, чтобы:
1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития;
2) рассмотреть, как особенности темперамента, которые обнаруживаются в самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях;
3) выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям в детском и взрослом возрасте, на вероятность появления девиантного (отклоняющегося) поведения и патологических состояний (например, неврозов).
На основании опросников и интервью с родителями, а впоследствии, когда дети достигли подросткового возраста, на основании интервью с самими испытуемыми авторы оценивают 9 свойств темперамента — активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания, настойчивость. Особенности поведения, по которым судят о выраженности тогоили иного свойства темперамента, меняются с возрастом. Содержание этих характеристик у детей в первые годы жизни следующее.
Активность — уровень двигательной активности и соотношение периодов двигательной активности и пассивности.
Ритмичность (регулярность) — предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями организма, например хочет ли ребенок есть в одно и то же время, легко ли его приучить засыпать в определенное время и т.д.
Приближение или удаление — непосредственная реакция на новые стимулы. Приближение проявляется в положительных эмоциях (например, ребенок улыбается, увидев новую игрушку) и в соответствующей двигательной активности (в желании подойти к этой игрушке и взять ее в руки). Противоположная реакция – удаление – характеризуется возникновением отрицательных эмоций на все новое (настороженностью, плачем, испугом) и желанием от этого нового и незнакомого оказаться как можно дальше (оттолкнуть новую игрушку, убежать).
Адаптивность — легкость привыкания к новым или меняющимся условиям.
Интенсивность реакций — энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности (насколько интенсивно выражается радость, недовольство).
Порог реактивности— уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал, легко ли ребенка рассмешить, легко ли он расстраивается).
Настроение — соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности.
Отвлекаемость — эффективность действия новых стимулов для изменения поведения (например, когда ребенок плачет, легко ли его успокоить, показав ему что-то интересное.
Устойчивость внимания и настойчивость — две взаимосвязанных характеристики, проявляющиеся в том, насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же и склонен ли он продолжать какую-либо деятельность, если возникают трудности в ее осуществлении.
При диагностике темперамента у подростков и взрослых большинство свойств темперамента оценивается по аналогичным особенностям поведения. Например, порог реактивности определяется по чувствительности к жаре, холоду, свету, шуму и т.д.; о настроении судят по преобладанию положительных или отрицательных эмоций; интенсивность реакций оценивается по их внешним проявлениям. Иначе говоря, рассматриваются внешне похожие динамические (в терминологии авторов — стилевые) особенности поведения. Однако есть и такие свойства темперамента, содержание которых при диагностике во взрослом возрасте в значительной степени изменяется. Так, о приближении ‑ удалении судят по тому, насколько легко человек вступает в контакт с другими людьми, предпочитает ли проводить свободное время в одиночестве или же в компаниях, то есть, фактически, по степени его общительности. Таким образом, динамические показатели общительности рассматриваются авторами как “взрослый” аналог приближения — удаления.
Анализируя клинические случаи, авторы пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств, то есть при патологических отклонениях существует определенное сочетание свойств темперамента. Впоследствии этот вывод был подтвержден при статистическом анализе (при факторизации данных, полученных на лонгитюдной выборке), а всего было выделено три синдрома свойств, названных авторами “легкий темперамент”, “трудный темперамент” и “темперамент с длительным привыканием”.
Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. В первые месяцы жизни дети с такими свойствами быстро привыкают ко времени кормления и сна, приучаются к новой пище и не боятся новых людей. Становясь старше, они легко адаптируются к детскому саду и школе и легко сходятся с другими детьми. У родителей и воспитателей редко возникают с ними проблемы. Это — “легкие” дети, что и дало название этому синдрому свойств. Взрослые люди, обладающие этими свойствами темперамента, не испытывают проблем в общении и легко привыкают к новой работе. У них преобладает положительный эмоциональный настрой, а выражение эмоций не отличается сильной интенсивностью.
Трудный темперамент представляет собой полную противоположность легкому и характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления. В первые месяцы жизни дети с этими свойствами темперамента не могут привыкнуть к распорядку дня: они засыпают и просыпаются в разное время, промежутки между кормлениями оказываются для них то слишком длинными, то слишком короткими. Они часто плачут, а приучение их к новой пище требует огромных усилий. Подрастая, они остаются “трудными” для окружающих: они настороженно относятся к новым людям, с трудом знакомятся с другими детьми, плохо адаптируются к новым ситуациям, им тяжело привыкнуть к школе. Во взрослом возрасте у них остаются сложности в адаптации к изменяющимся условиям жизни (например, при переходе на новую работу) и в общении. Они подвержены плохому настроению и склонны бурно выражать отрицательные эмоции.
Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности, реакцией на новые ситуации. Обладателям этих свойств темперамента не нравится непривычная пища, незнакомые люди, новые занятия, однако их отрицательная реакция имеет довольно слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную. Во взрослом возрасте такие люди стараются избегать новых ситуаций, часто имеют проблемы с общением, хотя они выражены не так отчетливо, как у людей с трудным темпераментом, и, как и в детском возрасте, люди с этим типом темперамента не склонны к интенсивному выражению эмоций.
Описанные в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании 9 свойств темперамента и три синдрома свойств (легкий темперамент, трудный темперамент и темперамент с длительным привыканием) оказались онтогенетически стабильными, то есть все эти параметры темперамента, диагностированные в раннем детстве, связаны с аналогичными параметрами в более старших возрастах. При этом особую прогностическую ценность продемонстрировали синдромы свойств: обладатели “легкого” темперамента чаще имеют хорошую социальную адаптацию (они чаще удовлетворены своей работой, отношениями с окружающими, у них реже обнаруживаются невротические отклонения).
Вместе с тем, те или иные свойства темперамента и синдромы этих свойств не фатальны для будущего их обладателей. Действительно, “трудный” темперамент оказывается статистически чаще, чем “легкий”, связан с разнообразными сложностями, возникающими и в детстве, и во взрослом возрасте. Однако, как показали авторы Нью-Йоркского исследования, сложности эти не неизбежны и часто являются результатом ошибок в воспитании. В тех случаях, когда родители учитывают индивидуальные особенности своего “трудного” ребенка и исходят из этих особенностей, им удается помочь ребенку избежать многих сложностей в дальнейшем. Такие родители тщательно подготавливают ребенка к будущим новым ситуациям, например к началу школьного обучения, помогают ему наладить общение с другими детьми, то есть обучают ребенка навыкам общения, которые у него сами собой не складываются. Они стремятся не переломить не нравящиеся им свойства, а изменить их проявления, не ждут быстрых результатов. В этих случаях эффект оказывается поразительным.
Дело в том, что, чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет не сам темперамент, а свойства, сформированные на его основе. Так, детский страх общения с незнакомыми людьми продолжает играть деструктивную роль во взрослом возрасте только в тех случаях, когда робость и застенчивость ребенка много раз становились причиной его неудач в общении, что приводит к естественному желанию оказываться в этих ситуациях как можно реже. Но, избегая этих ситуаций, стараясь как можно меньше общаться с незнакомыми людьми, ребенок сокращает свои возможности научиться тому, в чем он и так не слишком успешен. Именно эти вторичные наслоения на свойства темперамента и приводят к тому, что во взрослом возрасте сохраняются те же проблемы, что были в детстве.
Трудный темперамент потому и называется трудным, что для адаптации детей, обладающих им, требуется гораздо больше внимания и усилий со стороны родителей и воспитателей, чем для адаптации детей с более благоприятными свойствами темперамента. Не у всех хватает на это сил и умения, и именно поэтому дети с определенными свойствами темперамента чаще оказываются менее подготовленными ко взрослой жизни.
Нефатальный характер свойств темперамента проявляется и в противоположном эффекте. Неблагополучная семейная ситуация, неправильный стиль общения с ребенком могут привести к тому, что дети с синдромом свойств легкого темперамента окажутся впоследствии замкнутыми, невротичными, боящимися любых изменений.
Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, оказались онтогенетически устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка.
Наиболее тщательное исследование генетической обусловленности свойств темперамента, выделенных в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании было проведено норвежским психологом А.Торгерсен. Она отобрала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет. Полученные данные показывают, что внутрипарные различия МЗ близнецов всегда оказываются меньше, чем внутрипарные различия ДЗ близнецов. Для одних свойств темперамента эта разница между МЗ и ДЗ небольшая, для других — значительная и увеличивается с возрастом. Кроме того, по большинству свойств темперамента внутрипарные различия между МЗ близнецами имеют тенденцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам, чего не происходит у ДЗ близнецов. То есть эти данные свидетельствуют о влиянии генотипа на индивидуальные различия всвойствах темперамента.
Более традиционный путь анализа данных — вычисление внутриклассовых коэффициентов корреляции для МЗ и ДЗ близнецов — позволяет сделать тот же вывод. В табл. 2.2.1 представлены внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов по семи свойствам темперамента.