Особенности профессиональной деятельности психолога
Психолог-4 преподаватель Ь
Научная деятельность |
' I /
Практическая деятельность
Схема 16. Основные виды профессиональной деятельности психолога
В соответствии с родом психологической деятельности выделяют три подтипа психологической профессии: психолог-ученый, психолог-преподаватель и психолог-практик. Каждый из видов профессиональной деятельности – преподавание, научная и практическая деятельность – предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке, знаниям, умениям и навыкам специалиста, его личностным и профессиональным качествам.
Таблица 9 Особенности деятельности профессиональных психологов
Критерии
Цель деятельности
Основные функции
Требования к специалисту
Место работы
Научная
Проведение научных исследований, направленных на поиск новых психологических знаний и их обобщение
Исследовательская: объяснение психологических феноменов; доказательство теоретических положений (гипотез); прогнозирование психологических фактов
• Умение работать с научной литературой, выявлять существующие подходы к изучению психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные и описанные другими учеными;
• Умение разрабатывать, организовывать и проводить психологические исследования, направленные на сбор эмпирического материала;
• Владение методами
квалифицированной обра
ботки эмпирических дан
ных;
• Умение анализировать,
систематизировать и ин
терпретировать получен
ные и обработанные дан
ные;
• Владение языком и сти
лем письменной и устной
научной речи для изложе
ния результатов исследова
ния
Научные институты и центры; психологические лаборатории университетов и институтов; отделы прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов.
Деятельность
Преподавательская
Психологическое просвещение и обучение психологическим знаниям
Обучение: проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей
• Широкая образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний;
• Фундаментальное знание преподаваемого предмета;
• Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
• Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
• Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;
• Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
• Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;
• Владение педагогическим тактом;
• Учитывание возрастных, социально-психологических особенностей аудитории
Типы учебных заведений:
• Психологические факультеты вузов;
• Вузы, осуществляющие подготовку специалистов, работающих с людьми;
• Общеобразовательные учебные заведения (школы, гимназии, лицеи и т. д.)
Практическая
Оказание непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются
Практическая: проведение психологической диагностики и консультирования, коррекционной и развивающей работы, психологической профилактики
• Изучение психологических проблем жизни и деятельности клиентов и выявление их причин;
• Оказание помощи в преодолении критических ситуаций, трудностей, развитии личности и совершенствовании профессиональной деятельности клиентов;
• Умение организовывать и лично проводить социально-психологическую работу (диагностика, консультирование, коррекция, развивающая работа, просвещение и т.д.);
• Оказание содействия различным организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
• Осуществление социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов;
• Оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности
Социально-психологичес-кие службы (СПС) в различных организациях и на предприятиях; психологические консультации; социально-психологичес-кие и реабилитационные центры и т. д.