Особенности профессиональной деятельности психолога

Психолог-4 преподаватель Ь


Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru

Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru

Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru

Научная деятельность

' I /

Практическая деятельность

Схема 16. Основные виды профессиональной деятельности психолога

В соответствии с родом психологической деятельности выделяют три подтипа психоло­гической профессии: психолог-ученый, психолог-преподаватель и психолог-практик. Каждый из видов профессиональной деятельности – преподавание, научная и практическая деятель­ность – предъявляет специфические требования к профессиональной подготовке, знаниям, уме­ниям и навыкам специалиста, его личностным и профессиональным качествам.

Таблица 9 Особенности деятельности профессиональных психологов

Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Особенности профессиональной деятельности психолога - student2.ru Критерии

Цель деятельности

Основные функции

Требования к специалисту

Место работы

Научная

Проведение научных ис­следований, направленных на поиск новых психологи­ческих знаний и их обоб­щение

Исследовательская: объяс­нение психологических фе­номенов; доказательство теоретических положений (гипотез); прогнозирование психологических фактов

• Умение работать с на­учной литературой, выяв­лять существующие подхо­ды к изучению психологи­ческих проблем, система­тизировать научные факты, полученные и описанные другими учеными;

• Умение разрабатывать, организовывать и прово­дить психологические ис­следования, направленные на сбор эмпирического ма­териала;

• Владение методами
квалифицированной обра­
ботки эмпирических дан­
ных;

• Умение анализировать,
систематизировать и ин­
терпретировать получен­
ные и обработанные дан­
ные;

• Владение языком и сти­
лем письменной и устной
научной речи для изложе­
ния результатов исследова­
ния

Научные институты и цен­тры; психологические ла­боратории университетов и институтов; отделы при­кладной психологии отрас­левых научно-исследова­тельских институтов и уни­верситетов.

Деятельность

Преподавательская

Психологическое просвеще­ние и обучение психологиче­ским знаниям

Обучение: проведение лек­ций, семинаров, практиче­ских занятий, руководство психологическим самообра­зованием людей

• Широкая образованность, осведомленность в различ­ных областях психологиче­ских знаний;

• Фундаментальное знание преподаваемого предмета;

• Умение самостоятельно подбирать учебный матери­ал, определять оптимальные средства и эффективные ме­тоды обучения;

• Владение логикой и лек­сическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и ар­тистическими способностя­ми;

• Умение доступно объяс­нять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;

• Обладание наблюдатель­ностью, требовательностью и умением понять студента;

• Умение создавать и под­держивать мотивацию сту­дентов;

• Владение педагогическим тактом;

• Учитывание возрастных, социально-психологических особенностей аудитории

Типы учебных заведений:

• Психологические факуль­теты вузов;

• Вузы, осуществляющие подготовку специалистов, работающих с людьми;

• Общеобразовательные учебные заведения (школы, гимназии, лицеи и т. д.)

Практическая

Оказание непосредствен­ной психологической по­мощи людям, которые в ней нуждаются

Практическая: проведение психологической диагно­стики и консультирования, коррекционной и разви­вающей работы, психоло­гической профилактики

• Изучение психологиче­ских проблем жизни и дея­тельности клиентов и вы­явление их причин;

• Оказание помощи в преодолении критических ситуаций, трудностей, раз­витии личности и совер­шенствовании профессио­нальной деятельности кли­ентов;

• Умение организовывать и лично проводить соци­ально-психологическую работу (диагностика, кон­сультирование, коррекция, развивающая работа, про­свещение и т.д.);

• Оказание содействия различным организациям в эффективном использова­нии психологического фак­тора при решении практи­ческих задач;

• Осуществление соци­ально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов;

• Оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компе­тентности

Социально-психологичес-кие службы (СПС) в раз­личных организациях и на предприятиях; психологи­ческие консультации; социально-психологичес-кие и реабилитационные центры и т. д.

Наши рекомендации