Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).
7.09.16
Возрастная психология - наука, состоящая из нескольких разделов, каждый из которых изучает какой-то возраст (от младенческого до старческого).
Изучает закономерности психического развития человека.
Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности.
Психическое развитие новорожденного младенца.
Два периода:
- новорожденность - ребенок отделен от матери физически, связан физиологически, длится от рождения до появления комплекса оживления (4-6 недель)
- младенчество (от 4-6 недель до 1 года)
1.Кризис новорожденности
Причины:
- физиологические (отделение от матери - травма) + другие условия (свет, температура, питание...)
- психологические (шок, незащищенность, тревога)
Набор безусловных рефлексов:
- сосательный
- дыхательный
- хватательный (рефлекс Моро)
- ориентировочный
- глотательный
- защитный (рефлекс Робинсона)
Новорожденность (адаптация к новым условиям жизни) - промежуток между внутриутробным и вне утробным ОЖ. Основа - сон. Не приспособлен к жизни. Отсутствие терморегуляции.
- увеличивается время бодрствования
- устанавливается сосредоточение
- первые сочетательные и условные рефлексы
- развитие сенсорных процессов
1.2. Психическое развитие в период новорожденности
- различает вкусы
- реагирует на звуковые раздражители
- сосредоточение на звук (2-3 недели) и зрение (3-5 недели)
- поворачивает голову на звук (3-4 недели)
- основа перехода от ощущений к восприятию (5-6 недели)
- реакция на раздражитель - замирает, сосредотачивается, остальные
реакции прекращаются
- установление эмоционального контакта ребенка с матерью (комплекс оживления)
1.3. Новообразования периода новорожденности
С первых часов жизни взрослые - источник звуковых и слуховых сигналов.
Активизируют ориентировочные реакции ребенка.
Начало жизни - с крика - норма. Затем, крик - негативные эмоции.
1-ая неделя - улыбка неосознанная. К 5-ой неделе - человеческий голос вызывает улыбку.
Общение со взрослыми - первая социальная потребность ребенка.
Примерно к 1 месяцу - вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция.
Комплекс оживления - конец периода новорожденности и началом
младенчества.
1.4. Кризис первого года.
В первый год развиваются зрение (в первую очередь), восприятие, речь, память, мышление. Становление эмоциональных контактов с окружающими (см. лекции по ЗР).
Предметность - соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука. Может запоминать и хранить в памяти.
Процесс познавательного развития: 3 месяц + формирование хватательного движения.
Ориентировка на предметы: сначала форма, потом величина и свет (особое внимание на цвет). Юные исследователи =)
Активное развитие памяти (эмоциональная, моторная - в 7-9 недель,
образная - влияние на общение и мотивацию). Вербальная память - узнает голос мамы.
Наглядно-действенное мышление. Развивается речь.
Критический период - упрямство, агрессия, негативизм, обидчивостью - не устойчивы, потом проходят. Противоречия между потребностями ребенка и возможностями. Окончание младенчества.
Ведущий вид деятельности: эмоционально-личностное общение со
взрослыми. Задержки психического развития, если не уделять должного внимания.
1.5. Новообразования младенческого возраста
- хватание (первое организованное действие)
- ходьба
- первое слово
14.09.16
Стремление схватиться за предмет формирует процесс сидения. Развивается указующий жест.
Общение возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, который в данный момент недоступен - ситуативно-деловое.
Начинает ходить к 9 месяцам.
Речь - ситуативно-автономна эмоционально окрашена, специфична.
Между взрослым и ребенком - предметная деятельность.
Кризис 3 лет.
Характеризуется тем, что личностные изменения происходящие с ребенком приводят к изменению отношений со взрослыми. Этот кризис возникает, потому что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности и ощущает себя источником воли.
В этом возрасте появляются:
- негативизм
- упрямство - желание утвердиться в своей взрослости
- обесценивание
- строптивость
- своеволие
- протест-бунт
- деспотизм
Ведущий вид деятельности - предметная деятельность, которая влияет, как на психическое развитие ребенка, так и на общение со взрослым. В младенчестве носит манипулятивный характер. Но манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов.
В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей свое назначение и способ употребления. Ребенок старается овладеть всеми свойствами предмета. Роль взрослого - наставничество, помощь в познании. Усвоение назначения предметов не гарантирует, что ребенок станет его употреблять по назначению.
Важно, чтобы ребенок знал - что и когда и где можно делать.
Сначала действие и предмет в понимании ребенка очень тесно связаны между собой. Но со временем происходит отделение предмета от действия. Выделяют 3 фазы развития:
1) с предметом могут выполняться любые действия
2) предмет употребляется только по назначению
3) свободное употребление возможно, но только когда известно его истинное назначение
У предметной деятельности 2 направление:
1) развитие действия от совместного со взрослыми к самостоятельному исполнению
2) развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия, несколько этапов:
а) неспецифичное использование орудий; использование предмета, когда еще не сформированы способы его применения; овладение специфическим способом употребления
б) сопровождается возникновением игрового действия
- соотносящие действия - приведение нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия
- орудийные действия - когда один предмет употребляется при воздействии на другие (установлено, что это может являться показателем интеллектуального развития детей)
- предметные действия - указывают на степень обучения, широту контакта со взрослыми
Д/з - презентация (новорожденность)
28.09.16
Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).