Индивидуальное и коллективное бессознательное

Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание незначительным усилием; другие, болезненные воспоминания, подверглись активному сокрытию или вытеснению. Однако все эти воспоминания "существуют" в царстве бессознательного, несмотря на то что мы не можем к ним обратиться.

Коллективное бессознательное представляет собой мир архетипов, или универсальных моделей человека, которые могут быть констеллированы, инициированы или пробуждены, если им дадут энергию определенные обстоятельства. Эти модели существуют в коллективном бессознательном на протяжении длительного времени, – они много раз воплощались в жизни людей, ныне давно умерших. В некотором смысле, снова и снова возрождающиеся архетипы представляют собой "тени" из подземного мира.

Гадес как мужчина

Главная проблема мужчины-Гадеса – адаптация. Сможет ли он, оставшись верным себе, приспособиться к внешнему миру? Его врожденные субъективные предрасположенности не находят поощрения в обществе. Наоборот, его оценивают по личностным стандартам, не имеющим с ним ничего общего. Обычно этому человеку приходится расти в чуждой для него культуре, и, если Гадес хочет найти место в этом мире, ему необходимо выйти далеко за рамки своего архетипа.

Ранние годы

Интровертный ребенок, – а именно таков Гадес, – обычно не производит сильного впечатления на окружающих. Невидимость Гадеса проявляется рано, поскольку он не обладает ни сильной волей, ни бурным нравом своих братьев. Иногда он обращает на себя внимание своими "своеобразными" реакциями. На взгляд окружающих, он часто реагирует весьма неожиданно – особенно на новых людей и ситуации. Дело в том, что этот ребенок реагирует не на внешний образ человека, а на то, каким этот человек видится личноему.

Например, ребенок знакомится с новой няней или впервые встречается со своей бабушкой. Вместо того чтобы ответить на улыбку седовласой женщины, этот малыш может в тревоге отшатнуться и заплакать, поскольку она пробуждает в нем неприятные чувства или он замечает что-то пугающее в ее лице, – хотя другие люди видят самые заурядные черты.

Даже если маленький Гадес не делает ничего из ряда вон выходящего, он предпочитает воспринимать и впитывать опыт, а не реагировать на внешние раздражители. Поэтому, пока он совсем маленький, его считают застенчивым, а когда немного вырастет – серьезным и сдержанным. Такая замкнутость – особенно в мальчике – обычно встречает негативную оценку окружающих. Как правило, мальчик-Гадес с самого детства не получает такого одобрения, как общительные экстравертные дети. Его самооценка развивается с трудом, в лучшем случае – замедленно. Нередко у такого ребенка складывается негативное самоощущение.

Родители

С родителями некоторых типов отношения у мальчика-Гадеса складываются исключительно сложно. Гадес не соответствует общепринятым представлениям о том, каким должен быть мальчик, вследствие чего и он, и его родители чувствуют себя отвергнутыми и непонятыми.

В личности Гадеса есть некоторые аутические черты, проявляющиеся довольно рано. Он может расстроиться в силу каких-то субъективных чувств или впечатлений, – а окружающие совершенно не понимают, в чем дело. Это вначале сбивает с толку, а затем злит многих матерей.

Взаимоотношения с отцом нередко складываются еще сложнее. Довольно неблагоприятное сочетание – экстравертивный отец (особенно если для него интроверт значит "плакса"), рубаха-парень, который любит побалагурить с приятелями и сразу же покупает новорожденному детский бейсбольный набор, и его серьезный, замкнутый сын. Отец надеялся, что сынишка пойдет в него, станет его гордостью и младшим другом. Он хотел стать для сына тренером и товарищем по играм. А ребенок-Гадес не дает возможности осуществить эти мечты. Более того, если отец надеялся, что сын станет его гордостью, тогда гнев (гневливость – оборотная сторона этого дружелюбного характера) может выплескиваться на ребенка, не оправдавшего его ожиданий.

Таким образом, мальчик-Гадес может ощущать, что внешний мир не приветствует его таким, какой он есть, а это заставит его искать убежища во внутреннем мире. В любом случае, мальчик-Гадес не тяготится одиночеством и даже любит оставаться наедине с собой – или, возможно, в компании воображаемого друга. Начиная с детсадовского возраста, этому мальчику досаждает стремление окружающих втянуть его в общение. Нередко он глубоко разочаровывает мать, которая пытается воплотить свой воспитательский потенциал и хочет, чтобы ребенок зависел от нее и был отзывчивым. При этом ребенок получает сигнал, что быть таким, какой он есть, не вполне нормально.

Ему живется хорошо, если родители уважают его индивидуальность и понимают, что склонность к уединению – это его сильная черта, а не отклонение. Но даже в таком случае обычно никто не помогает ему разобраться в субъективных переживаниях, и он должен либо сам учиться интерпретировать свой опыт, либо подавлять субъективные реакции.

Например, если ребенок видит ауры вокруг людей, он приходит в замешательство, когда осознает, что остальные ничего подобного не видят, – и он может так никогда и не связать видимые им цвета с объективной информацией о данном человеке. Или же, если ребенок ощущает некоторое давление в области солнечного сплетения в определенных ситуациях, он может подумать, что просто немного приболел, – и никогда не поймет, что он на самом деле способен физически ощущать некоторые влияния.

Хотя возможно, что родители просто не в состоянии помочь мальчику-Гадесу разобраться в этих субъективных ощущениях, они в силах помочь сыну адаптироваться к миру, где он живет. Они могут проявить по отношению к нему терпение, поощрять его к развитию собственных склонностей и в какой-то степени направлять – в общем, применять подход, подобный тому, который используется при воспитании детей, принадлежащих к другой культуре или детей с физическими дефектами. Благодаря любви и поддержке такой ребенок может вырасти уверенным в себе и вполне подготовленным к жизни в мире. Но этого не произойдет, если высмеивать его за субъективные реакции и непонимание некоторых вещей, – в ответ он просто замкнется в себе. Стандартное образование тоже очень полезно для его психологического развития, поскольку способность к объективному рассудочному анализу может стать хорошим противовесом его субъективному восприятию. И если близкие любят его и позволяют выражать себя свободно, он учится доверять людям. Это не стандартный ребенок, и он требует особого подхода.

Юность и молодость

Гадес-подросток идет не в ногу со временем и попадает впросак, когда пытается жить в одном ритме с ровесниками. Ему не понятно, откуда другим известны новейшие веяния моды, он не умеет "правильно" выбирать одежду и не попадает на "нужные" вечеринки, даже если его туда приглашают. Если ему удалось развить в себе экстравертивные качества, позволяющие "сносно" общаться, и при этом он не боится оставаться собой, то к этому возрасту юноша-Гадес успевает осознать, что не похож на других и предпочитает одиночество обществу большинства людей. Вероятно, у него уже есть один или двое друзей – а больше ему и не нужно.

Для того чтобы поступить в колледж или найти работу, этому молодому человеку необходимо развить в себе другие архетипы. Учеба способствует пробуждению таких качеств, как способность к рациональному мышлению и объективному восприятию действительности (Аполлон), а также овладению искусством письменной и устной речи (Гермес). Оба бога помогают юноше стать более экстравертивным. Однако, если Гадес слишком преуспевает на этом пути и старается соответствовать ожиданиям окружающих, это для него нехорошо: такой молодой человек может преуспеть в своей профессии, но есть риск, что работа не будет приносить ему радость.

Работа

Для того чтобы связать внешний и внутренний миры, ему важно обнаружить у себя основанный на внутреннем опыте интерес к какому-либо делу. Такой интерес позволяет Гадесу найти себя во внешнем мире и заработать на жизнь занятием, которое значимо лично для него.

Слабости этого архетипа включают отсутствие честолюбия, неумение общаться и нежелание работать над своим имиджем. Если этот молодой человек не разовьет в себе помимо Гадеса другие архетипы, он может оказаться "на обочине" в старших классах школы и в дальнейшей жизни. Нередко такому человеку после школы удается найти лишь неквалифицированную работу с минимальной оплатой. Как правило, он очень серьезно относится к любому делу, за которое берется. Часто Гадес занимается монотонной нетворческой работой, поскольку его "настоящая" жизнь все равно проходит внутри.

Если в мужчине-Гадесе также хорошо развит Гермес (архетип вестника, который путешествует между мирами, перенося информацию и проводя души в подземный мир), тогда он может выносить богатства своего внутреннего мира в мир внешний. Взаимодействие этих двух архетипов очень благотворно для работы кинорежиссеров, психологов, литераторов, людей, работающих с умирающими, теологов и т. п. В данных областях человек с этими архетипами может обнаружить, что у него есть особые способности, позволяющие делать важное дело, которое ему к тому же нравится.

Наши рекомендации