Научно-исследовательская работа студентов
(темы для выступлений на студенческих научных конференциях
и заседаниях научно-образовательного кружка)
1. Морально-психологический климат в коллективе и пути его формирования.
2. Структура нравственного сознания.
3. Природа этических категорий.
4. Диалектика добра и зла.
5. История этики об истолкования природы и происхождения долга.
6. Проблема ответственности и ее связь с реальной нравственной свободой человека.
7. Достоинство как форма индивидуальной самооценки.
8. Формальная и полная свобода морального выбора.
9. Поступок: мотив и последствия.
10. Диалектика целей и средств в управленческой деятельности.
11. «Нравственная мудрость» как высший уровень нравственной культуры личности.
12. Профессиональная этика и нравственная культура менеджера.
13. Нравственная культура и нравственная ответственность личности.
14. Моральные принципы как одна из форм нравственного сознания.
15. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного.
16. Этика и этикет
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Этика как наука. Роль этического компонента в культуре управления.
2. Мораль как особый способ освоения мира. Основные функции и свойства морали.
3. Мораль и политика.
4. Мораль и право.
5. Мораль и искусство.
6. Основные категории этики и их роль в формировании личности госслужащего.
7. Добро как наиболее общая положительная моральная оценка.
8. Понятие морального долга. Государственный долг административного работника.
9. Честь и достоинство, их роль в формировании нравственного облика госслужащего.
10. Совесть как выражение нравственной самооценки госслужащего.
11. Проблема морального выбора и моральной оценки поступка.
12. Диалектика целей и средств в деятельности госслужащего.
13. Свобода и моральный закон.
14. Моральные ценности гражданского общества и социальная ответственность госслужащего.
15. Общественные требования, предъявляемые к госслужащему.
16. Понятие профессиональной этики. Профессиональная этика госслужащего.
17. Личностно-нравственные качества госслужащего.
18. Нравственная культура личности госслужащего.
19. Социальная ответственность госслужащего.
20. Моральные нормы и принципы в работе госслужащего.
21. Этические принципы взаимоотношений руководителя и подчиненного.
22. Этика взаимоотношений госслужащего с посетителями.
23. Нравственные аспекты авторитета госслужащего.
24. Духовно-нравственное состояние современного российского общества.
25. Этические проблемы связи органов государственного управления с гражданским обществом.
26. Этический кодекс госслужащего.
27. Служебный этикет госслужащего как проявление его нравственной культуры.
28. Национально-культурные особенности делового этикета.
29. Этикетные требования к деловому общению на госслужбе (деловые переговоры, встреча, беседа).
30. Этикетные правила на госслужбе (посещение учреждений, деловая переписка, внешний вид госслужащего).
31. Имидж госслужащего и его слагаемые.
32. Способы разрешения нравственного конфликта в управленческой деятельности.
33. Нравственно-психологические особенности поведения госслужащего в конфликтной ситуации.
34. Эстетический компонент культуры управления.
35. Этика взаимоотношений власти с населением.
ТЕСТЫ
Этические знания
1. Что такое этика?
а) наука о красоте
б) наука об общении
в) наука о морали.
2. В каких ситуациях человек должен сделать моральный выбор?
а) когда пожелает
б) по совету других людей
в) постоянно, но особенно в конфликтной ситуации.
3. Что такое нравственная культура человека?
а) знание им основных нравственных понятий
б) усвоение им основных нравственных категорий
в) единство нравственных знаний и поведения.
4. Кто из античных философов связывал добродетель с мужеством, умеренностью, мудростью, справедливостью?
а) Платон
б) Сократ
в) Пифагор.
5. Сторонникам какого из философских направлений принадлежит высказывание о том, что при исполнении человеком своего долга важно лишь само действие, а не мотивы, которыми при этом человек руководствовался?
а) интуитивистам
б) экзистенциалистам
в) марксистам.
6. Кому принадлежит высказывание о том, что совесть – «единственное основание морального долга»?
а) Фихте
б) Гегель
в) Кант.
7. Чем отличается профессиональная этика от корпоративной морали?
а) ничем
б) включает в себя и понятие корпоративной морали
в) в основе профессиональной этики лежат высокие нравственные чувства.
8. К какому типу личностных качеств менеджера относится благородство?
а) моральные качества
б) волевые качества
в) эмоциональные качества.
9. Как называется моральный принцип, обозначающий чисто внешнее следование заповедям и нормам?
а) догматизм
б) формализм
в) авторитаризм
г) фатализм.
10. Какое понятие в этике используется для обозначения слепой некритической приверженности исповедуемой идее?
а) фатализм
б) догматизм
в) фанатизм
г) эгоизм.
11. Как называется в этике понятие, обозначающее отрицание значения всякого, в том числе морального авторитета в жизни общества во имя «абсолютной свободы личности»?
а) авторитаризм
б) нигилизм
в) фанатизм.
12. Какая философская теория изучает природу ценностей?
а) гносеология
б) аксиология
в) генезис.
Деловой этикет
13. Из какого языка пришло слово «этикет»?
а) латинского;
б) французского;
в) итальянского;
г) испанского.
14. Кто в Х веке написал трактат «Поучение»?
а) Владимир Красное Солнышко;
б) Иван Грозный;
в) Владимир Мономах;
г) Ярослав Мудрый.
15. Как называется 1-й трактат о культуре поведения?
а) «Поучение Кочемии»;
б) «Дисциплина Клерикалис»;
в) «Книга о вежливом поведении и достойном обхождении как с высокими и почитаемыми персонами, так и с дамами, а также о том, как дама может соблюсти вежливость по отношению к нам».
16. Какая страна считается родиной этикета?
а) Франция;
б) Италия;
в) Испания;
г) Греция;
д) Англия.
17. Какой из видов этикета является совокупностью правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом?
а) дипломатический этикет;
б) светский этикет;
в) общегражданский этикет.
г) деловой этикет
18. В кабинет, где работают несколько сотрудников, вошла женщина-начальник. Кто в этом случае должен первым поздороваться?
а) начальник
б) сотрудники-подчиненные
в) сотрудники-мужчины
19. Начальник-мужчина и рядовая сотрудница учреждения идут навстречу друг другу. Кто из них должен первым сказать: «Здравствуйте!»?
а) начальник, если он воспитанный человек
б) сотрудница
в) начальник, но только в том случае, если женщина значительно старше его
20. В кабинет, где за своим столом сидит руководитель, вошел посетитель и поздоровался с хозяином кабинета. Как должен поступить в этом случае руководитель?
а) не вставая с кресла, протянуть посетителю руку для рукопожатия, пригласить его присесть за стол и изложить суть вопроса;
б) выйдя из-за стола, поздороваться с посетителем за руку, предложить ему стул и начать разговор;
в) не вставая с кресла, ответить на слова приветствия и спросить о цели прихода посетителя.
21. В кабинет руководителя учреждения вошла посетительница. Хозяин кабинета, как воспитанный человек, ответил на приветствие и предлагает женщине присесть. Куда в этом случае необходимо усадить посетительницу?
а) на стул напротив кресла хозяина кабинета;
б) в кресло рядом с журнальным столиком;
в) сказать посетительнице: «Пожалуйста, садитесь, где Вам удобно».
22. В течение рабочего дня Вы несколько раз встречаетесь с одним и тем же коллегой. Надо ли каждый раз при встрече приветствовать его?
а) нет, достаточно поздороваться один раз за день, а
при следующих встречах отвести взгляд;
б) да, но вместо слова «Здравствуйте» достаточно
улыбнуться этому человеку и в знак приветствия
слегка кивнуть;
в) обязательно. Приветствуя, мы желаем человеку здоровья, так что ничего плохого нет в том, чтобы пожелать здоровья несколько раз в день.
23. Известно, что, приветствуя начальника, женщину или старшего по возрасту, мужчина должен встать. Когда ему разрешается снова сесть?
а) только после того, как усядется тот, кого
он приветствовал;
б) сразу по окончании процедуры
приветствия;
в) только после того, как начальник и т.д.
предложат ему сесть.
24. Возможны случаи, когда Вы случайно встретились с коллегой в туалетной или курительной комнате. Уместно ли в этом помещении обмениваться рукопожатиями?
а) да, но предварительно вымыв руки;
б) да, но сигарету не следует держать во рту;
в) нет, достаточно обменяться словесными приветствиями и легким поклоном;
г) нет, надо сделать вид, что Вы не заметили коллегу.
25. Ваш коллега, с которым Вы идете по улице, остановился, чтобы поздороваться со знакомым. Должны ли и Вы приветствовать этого человека, незнакомого Вам?
а) да, но Ваше приветствие должно быть в форме легкой улыбки и поклона;
б) нет, так как приветствие незнакомого человека может вызвать его недоумение;
в) да, если коллега познакомит Вас.
26. Принимая посетителя, Вы дали ему исчерпывающий ответ на вопрос, однако он не уходит, разговор неоправданно затягивается. Как дать понять посетителю, что пора заканчивать визит?
а) прервать посетителя и объяснить ему, что у вас нет времени продолжать разговор;
б) начать барабанить пальцами по столу или перебирать деловые бумаги;
в) подняться со стула и продолжать выслушивать посетителя стоя.
27. На совещание, которое проводит руководитель, опоздал один из сотрудников. Как должен прореагировать на это опоздание руководитель?
а) остановить совещание, сделать замечание опоздавшему и разрешить ему занять свое место;
б) не останавливая совещания, подать опоздавшему знак рукой, чтобы тот прошел к своему месту;
в) остановив совещание, спросить опоздавшего о причинах задержки и, если причина уважительная, разрешить сесть на свое место;
г) жестом разрешить опоздавшему занять место, а по окончании совещания выяснить у него причины опоздания и, если необходимо, сделать замечание.
28. В каком месте своего кабинета должен располагаться руководитель?
а) лицом или боком к окну;
б) лицом к двери;
в) спиной к окну;
г) спиной к двери.
29. Если руководитель находится в своем кабинете, а в кабинет входит посетитель, кто должен первым протянуть руку для рукопожатия?
а) посетитель;
б) хозяин кабинета;
в) хозяин кабинета должен встать из-за стола, а вот руку первым должен протянуть посетитель.
30. Вы беседуете с посетителем, и в это время раздается телефонный звонок. В таком случае нужно:
а) извиниться перед посетителем и провести телефонный разговор;
б) извиниться перед посетителем, ответить на звонок и договориться о переносе телефонного разговора;
в) проигнорировать звонок или отключить телефон.
Ключ к тестам
1. в
2. в
3. в
4. а
5. а
6. в
7. в
8. а
9. б
10. в
11. б
12. б
13. б
14. в
15. б
16. б
17. в
18. а
19. а
20. б
21. в
22. б
23. а
24. в
25. а
26. в
27. г
28. б
29. б
30. б
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………. | ||
Учебно-тематический план ………………………………... | ||
Программа курса …………………………………………… | ||
Список рекомендуемой литературы ………………………. | ||
Планы семинарских занятий ……………………………… | ||
Рекомендации по проведению практических занятий …… | ||
Научно-исследовательская работа студентов …………….. | ||
Вопросы к зачету …………………………………………… | ||
Тесты ………………………………………………………… |
Учебное издание
Зарайченко Виктор Евгеньевич
кандидат педагогических наук, доцент