Психология труда как профессия и как учебная дисциплина
Объективно существующая область приложения сил человека в роли специалиста по психологии труда может быть охарактеризована прежде всего перечнем трудовых постов, которые он может правомочно занимать, а также системой реальных задач в сфере организации, рационализации, оптимизации труда и профессионального образования, решение которых требует психологической компетенции, психологических подходов.
Где и кем может с пользой для других работать человек, образованный в психологии труда?
• В отделе (лаборатории, группе) научной организации труда предприятия. Возможные задачи:
- участие в решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым, морально-политическим качествам; психологический анализ рабочих мест с точки зрения их удобства для человека и в целях рационализации, а также проектирования более совершенных рабочих мест;
- участие в анализе и создании факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому сообществу, коллективу, соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хозяйства (в широком смысле), профессии;
- анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, в учреждении и поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов;
- участие в анализе и создании психологических факторов безопасного труда;
- анализ взаимоотношений в производственном коллективе в целях их оптимизации с точки зрения продуктивности производства, социального развития производственного коллектива и личностного развития работников;
- анализ мотивации трудовой деятельности и разработка рекомендаций по повышению ее уровня;
- изучение и описание профессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи, информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целях улучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитания и обучения, в целях профотбора, рационализации трудовых процессов;
- участие в разработке компьютеризованных баз профессиографических данных для информационной поддержки психологов профкон-сультантов (по вопросам выбора профессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), а также и лиц, выбирающих профессии (оптантов);
- проведение психодиагностических исследований, обследований; консультирование по вопросам адаптации к профессии (при смене человеком профессии, при внедрении новой техники, при вступлении человека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизации производства);
- работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника, стиля межличностных отношений в деловой сфере;
- работа по проектированию и осуществлению средств условий и средств "психологической разгрузки" работников, занятых напряженным трудом;
- организация и осуществление психотренажа;
- психологическое просвещение кадров (дифференцированно в зависимости от возрастно-половых, профессиональных, статусных характеристик);
- разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическим вопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией, оптимизацией "социального климата" в коллективе, составлением планов его социального развития и т.д.).
• В отраслевой научно-практической, исследовательской лаборатории, группе (например, в системе железнодорожного транспорта, в химической промышленности, торговле, гражданской авиации и т.д.). Задачи, возникающие перед психологом, здесь примерно такие же, что и в предшествующем пункте.
• В проектной организации, конструкторском бюро. Задачи (дополнительно к перечисленным выше и специфичные для данного случая): участие в эргономической, инженерно-психологической проработке проектов изделий, оценке опытных образцов, разработка рекомендаций в рамках эргономической службы, если таковая имеется (и, понятно, в пределах психологической компетенции).
• В кабинете (центре, пункте) профориентации, профконсультации (школьном, межшкольном, городском, районном и др.). Основные задачи:
- информационно-професси-ографическое и психодиагностическое обеспечение процессов профессионального самоопределения молодежи;
- консультирование по вопросам проектирования личных жизненных (трудовых) путей.
• В методическом кабинете системы профессионального образования, в составе так называемой психологической службы, например, вуза или других учреждений профессионального образования. Возможные задачи: изучение, анализ и распространение передового опыта и достижений науки, имеющих отношение к психологическим основам профессионального воспитания и обучения, профессиональной педагогики.
• В методическом кабинете, ориентированном на общеобразовательную школу (в области трудового обучения, воспитания, профориентации, профконсультации учащихся, анализа и совершенствования профессиональной деятельности и профессионального мастерства педагога).
• На инженерно-педагогическом факультете высшего учебного заведения и в инженерно-педагогическом среднем специальном учебном заведении (т. е. в техникуме; следует иметь в виду, что в последнее время много возникло малопонятных новых названий учебных заведений — "колледжей" и пр., — так что приходится вникать по существу, что кроется за модными вывесками). В обсуждаемом случае психолог ведет, прежде всего, преподавание профессионально профилированных курсов психологии.
• В непсихологическом вузе (преподавание основ психологии как необходимой информационной основы становления будущего профессионала того или иного типа).
Кроме указанных случаев, дипломированный специалист-психолог труда может работать всюду, где могут работать и другие выпускники факультета психологии университета.
Следует учесть, что область приложения сил профессионала определяется и особенностями его личной подготовки (тем, что он реально умеет делать и к чему он может разумно приступить). Более полное представление по данному вопросу можно составить только после освоения предлагаемого пособия, соответствующей специальной литературы и практического опыта. И, добавим, это представление у развивающегося профессионала все время меняется, обогащается в ходе жизненного пути.
Профессиональная общность психологов труда еще относительно малочисленна. Понятно, что она является органичной частью Российского психологического общества (РПО), организованного на рубеже 1994 и 1995 гг. [241]. Некоторой формой организации являются эпизодические контакты выпускников с соответствующими — "выпускающими" — кафедрами. Идеальная структура этой общности нам представляется такой: основное ядро, основной массив ее — это психологи-практики, успешно адаптировавшиеся на производстве (понимаемом в широком смысле слова). Например, кто-то организовал на предприятии "комнату" психологической разгрузки рабочих, занятых напряженным трудом (дело, конечно, не в самой комнате как помещении, а в том, какие специальные процедуры в ней проводятся), кто-то нашел себя в деле сенсорной тренировки профессионально важных качеств и сделал тем самым очевидной для трудового коллектива и его руководителей полезность психологии, кто-то успешно занимается оптимизацией психологического "климата" на предприятии, кто-то применяет психологические средства борьбы с ненормальной текучестью кадров, кто-то успешно (т. е. с очевидной для других пользой) занимается профотбором, профконсультацией, участвует в рационализации и проектировании новых рабочих мест, кто-то умело консультирует руководителей "фирм" по вопросам организационного развития этих новообразований (которые, вообще говоря, проходят фазы развития и, в частности, могут и "разваливаться", претерпевать крах).
В зоне приложения сил этих психологов и рождается то, что прежде всего можно назвать профессиональной культурой психологии труда в целом, а именно жизнеспособной культурой нашей профессии. И этой культуре (как совокупности достижений специалистов) должно, прежде всего, соответствовать содержание образования будущих психологов труда. Что касается соответствующих работников вузов, то это сравнительно небольшая группа людей, задача, призвание и оправдание бытия которых — выявление, структурирование этой профессиональной психологической культуры, хранение и передача специальными приемами другим, а также в меру разумения и близости к практике обогащение ее; в связи с этим создание условий для образования и самообразования студентов, воспитания и самовоспитания их как будущих профессионалов. В современной конкретной ситуации некоторого отрыва психологического образования от практики сказанное означает и задачу определенной коррекции научных интересов работников вуза и их самообразования в области, в частности, профессиоведения новых профессий и (это вечный вопрос) массовых рабочих профессий.
Укажем также те профессиональные общности, которые наиболее родственны рассматриваемой. Существуют люди, имеющие психологическую подготовку в системе высшего и среднего специального образования (педагогического, технического, культурно-просветительного, библиотечного). Так, воспитатели дошкольных учреждений оканчивают педучилище (или иначе называемое ныне, но аналогичное по содержанию образования), где преподается, в частности, и психология. Она преподается в инженерно-педагогических учебных заведениях, в пединститутах, медицинских и технических вузах, в институтах культуры, в учебных заведениях по подготовке и переподготовке государственных служащих и др. Соответствующие практические работники в состоянии уже на некоторой научно-психологической образовательной базе усваивать и строить полезное психологическое знание, обслуживающее профессиональные действия их и их коллег. Часто это знание остается достоянием индивидуального сознания, характеризует уникальный индивидуальный опыт соответствующих людей. Но все же оно не является житейским в том значении слов, которое имеется в виду, когда говорят о неадекватных понятиях детей, противопоставляя их научным понятиям. Речь может здесь идти об истинном и полезном психологическом знании о труде и людях труда (инженерах, педагогах, работниках художественной культуры, государственных служащих и т.д.).
Существуют, наконец, люди, пока не изучавшие собственно научную психологию, но, тем не менее, так или иначе производящие адекватное психологическое знание о трудящемся человеке, об обслуживаемом человеке и его поведении, деятельности. Так, например, способные руководители, мастера-наставники на производстве, работники отделов подготовки кадров предприятий, работники сферы обслуживания в ходе взаимодействия с людьми начинают хорошо "разбираться в людях", т. е. создают о них адекватное психологическое знание, позволяющее ориентироваться в текущей социальной обстановке и даже прогнозировать ее изменения, и соответственно этому успешно строят свое профессиональное поведение, свою деятельность. Одна из возможных задач психолога труда как специалиста — научное изучение и систематизация этого ценного опыта, который обычно ускользает от "серьезной" науки.
Существование и развитие психологии труда как науки во многом будет зависеть от того, насколько она сумеет внимательно отнестись ко всем источникам психологического знания о труде и трудящемся.
В случае если отрасль науки достаточно выражена (значительным числом публикаций, практическими операциями) и если стала очевидной необходимость ее культивирования, развития, рано или поздно организуется подготовка соответствующих специалистов. В связи с этим возникает вопрос о построении соответствующей учебной дисциплины, системы учебных предметов в профессиональной школе. Задача учебных дисциплин в данном случае — обеспечить улучшенное воспроизводство профессиональной культуры специалистов, занятых в психологии труда. Профессиональная культура — объект функциональный, а не вещественный. Она существует только до тех пор, пока существуют люди, овладевшие определенным опытом и мастерством. Разумеется, и опыт, и мастерство, профессионализм [207] объективируются в результатах труда, в книгах, в частности, в учебных пособиях, компьютеризованных базах данных и других носителях информации, но все это — уже свидетельства, по которым можно, конечно, составить представление о профессиональной культуре, но это не сама культура профессиональной деятельности, носителями которой могут быть только дееспособные профессионалы, живые люди. При этом не просто "отдельные", а образующие некоторую своеобразную общественную среду друг для друга, включающую разные поколения — от новичков до ветеранов (вот почему в крупных центрах психологии уровень профессиональной культуры относительно высок и она, как говорится, "неистребимее", чем в ситуациях "робинзонады" пусть и способных специалистов).
Кстати, наличие новичков в профессиональном психологическом сообществе (каковым, в частности, является и факультет психологии Московского государственного университета) как бы не только автоматически стимулирует процессы трансляции обсуждаемой культуры от старших поколений к младшим, но и повышает качество этой трансляции (и есть возможность, и даже "приходится" проговаривать, формулировать в словах опыт, что является важным условием и его упорядочения, и появления качественных публикаций; вот почему, кстати, наука в учебном заведении обычно не хуже, чем в научно-исследовательском, где люди, казалось бы, только ею и заняты).
Явления профессиональной культуры динамичны, сложны, требуют внимательного, заботливого изучения и бережного отношения. Они возникают, существуют, "расцветают", а могут и утрачиваться. Так, например, в течение многих десятилетий сильно развивались опросные методы исследований, обследований, что само по себе неплохо, но относительно мало культивировались научное наблюдение, беседа; сильно преобладали методы рационализации трудовых процессов, адресованные всем работникам ("функциональная музыка" — одна для всех, разгрузочная гимнастика — для всех и пр.), и сравнительно мало уделялось внимания вопросам индивидуальной коррекции, индивидуального подхода t субъекту труда; преобладала рационализация трудовых процессов, проводимая'"сверху", и мало разрабатывались подходы, рассчитанные на активизацию соответствующей самодеятельности, понимаемой в хорошем смысле, инициативы самих трудящихся в отношении этих процессов. В последнее время наблюдается тенденция возрождения внимания к классическим методам психологии, к повышению их качества и уровня — наблюдению, биографическому методу, беседе [292], [1б7], а также к вопросам анализа индивидуального стиля работы и реализации индивидуального подхода к развивающемуся субъекту труда [166], [228], [325], [Зб5].
Область явлений профессиональной культуры психологов труда должна быть предметом специального изучения, и это особый вопрос. Здесь нам важно отметить, что во всяком случае система учебных дисциплин психологии труда должна быть изоморфна (должна соответствовать) подлинной профессиональной культуре данной отрасли науки и соответствующей практики. Но, как мы отмечали, профессиональная культура неотделима от ее "носителя" — человека. Поэтому система учебных дисциплин должна быть ориентирована и на формирование определенного склада личности профессионала, характеризующегося единством типичных и индивидуальных особенностей, профессиональной направленностью, соответствующими чертами характера, ума, чувств.
Основой построения системы учебных дисциплин поэтому является КХ — квалификационная характеристика. Она может быть, например, такой (приводим примерный сокращенный вариант).
Назначение специалиста.
Специалист должен быть подготовлен для научно-практической, преподавательской, научно-исследовательской, организационо-методической и информационо-библиографической деятельности в области психологии труда.
Специалист указанного профиля предназначен для работы в подразделениях предприятий, учреждений, занятых вопросами оптимизации "человеческого фактора" производства, понимаемого в самом широком смысле (как производство и материальных, и духовных ценностей, и информации, и услуг, и упорядоченности социальных процессов), в соответствующих системах отраслевых служб, лабораторий, кабинетов, центров (таких, как служба научной организации труда, эргономическая, психологическая, профориентации и профконсультации, подготовки, расстановки кадров, профотбора, профподбора и т.д.), в системах просвещения, профессионального образования разных типов и уровней, трудоустройства населения. Он может быть также использован в медицинских, правоохранительных и научных учреждениях, проектных организациях, в системе средств массовой информации, выходящих на решение проблем оптимизации кадров, трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультации, проектирования технических средств труда, социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями трудоспособности. Специалист предназначен для работы в первичных должностях, предусмотренных типовыми номенклатурами должностей для замещения их лицами с высшим специальным образованием.
• Общие требования к специалисту. Специалист должен обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, устойчивым и положительным отношением к профессии, обязан ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите Родины. Он должен быть убежденным патриотом и интернационалистом, ясно понимать и внутренне принимать задачи страны и той отрасли хозяйства (в широком смысле), в которой занят, должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки и направленность на его постоянное повышение, должен обладать широкой эрудицией и высокой культурой, быть достойным представителем общенародной интеллигенции, уважительно относиться к представителям других профессиональных общностей, активно проводить в жизнь ценности своей профессии.
Специалист должен сочетать широкую научную фундаментальную подготовку с основательной практической подготовкой, в совершенстве владеть умениями по своей специальности, непрерывно совершенствовать свои знания, умения, навыки, расширять общественно-политический кругозор, на практике применять принципы научной организации труда, ориентироваться в передовых методах управления трудовыми коллективами, навыками просветительской работы среди трудящихся.
• Специфические требования к специалисту. Работник в области психологии труда должен иметь выраженный интерес к человеку и его внутреннему миру, к тонким особенностям межлюдских отношений и к сфере труда, профессионально положительное отношение к людям независимо от их социального, соматического и психического статуса, возрастно-половых и индивидуальных особенностей. Он должен иметь систему профессиональных убеждений (в центре которой находятся идеи о бесконечных возможностях положительного развития человека) в сочетании с готовностью приходить стороннему человеку как члену общества на помощь с соответствующими профессиональными средствами (такими, как консультирование, психологическое просвещение, психотренинг, проектирование деятельности, ее внутренних средств, участие в проектирование внешних средств и условий труда, коррекция индивидуального стиля труда, активизация самопознания и саморегуляции человека как субъекта труда в целях продвижения его на все более высокие уровни профессионализма, мастерства).
• Специалист должен уметь: входить в деловой контакт с людьми на основе научной методики социально-контактного взаимодействия, применять полученные знания (о них несколько ниже) для решения конкретных научно-практических, преподавательских, организацонно-методических, информационных (в частности, связанных с применением компьютерной техники), исследовательских задач; пользоваться научными методами поиска и производства необходимых знаний (методами психологических исследований, построения научного знания), методами воспитательного воздействия на сознание подрастающего человека как субъекта продуктивной деятельности, методами психологически обоснованной коррекции трудовой деятельности, оценки ее внутренних и внешних средств и участия в работе междисциплинарных групп по их проектированию; мобилизоваться для работы не только "по интересам", сложившимся в предшествующем своем развитии, но и "по заданию", и работать в группе разнопрофильных специалистов-непсихологов над решением задач по комплексной (например, эргономической, акмеологической) рационализации труда и производства, организовывать и проводить соответствующую работу по специальности, разрабатывать (и дорабатывать после коллективных обсуждений, эмпирической проверки) приемы, пути, методы, средства профессионального развития, совершенствования человека как субъекта труда, разбираясь в конкретных противоречиях его жизненной и трудовой ситуации; предлагать и корректно внедрять рекомендации по организации труда, отдыха и быта людей, учебной деятельности, по оптимизации процессов трудового воспитания, выбора профессии (построения личных профессиональных жизненных планов человека, проектирования будущего трудового пути), адаптации молодежи, "новичков" к труду.
Специалист должен также уметь вести сбор необходимых эмпирических материалов неэкспериментальными и экспериментальными методами, обрабатывать современными методами полученные материалы, научно их интерпретировать и делать обоснованные заключения о конкретных ситуациях труда, личностного развития трудящихся, собирать и упорядочение хранить научно-информационные материалы, составлять отчеты о выполненных работах, вести научную документацию, содействовать повышению эффективности и социального признания своего профессионального сообщества и своего трудового коллектива.
В частности, специалист должен уметь составлять психологические описания новых (вновь возникающих) профессий, оценивать личные качества и функциональные состояния человека, проявляющиеся в труде, принимать участие в анализе и составлении планов социального развития трудовых коллективов, в работе по рационализации и проектированию рабочих мест; должен уметь самостоятельно находить зону приложения своих сил в качестве психолога-практика (скажем, способствовать правильному формированию профессиональных интересов молодежи, совершенствованию практики подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной их подготовки, личностного развития, рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью или в связи с внешними, вынужденными ограничениями в выборе профессии).
Специалист должен уметь выявлять, анализировать, усваивать и распространять передовой опыт по своей специальности, хорошо ориентироваться в специальной литературе (по профилю подготовки и смежным вопросам), создавать свои и использовать типовые средства внешней памяти, в частности, компьютеризованные базы данных, использовать для разного рода профессиональных целей средства вычислительной техники, специальную литературу, учебное и научное лабораторное оборудование, технические средства обучения, научного эксперимента и практической работы; он должен уметь реферировать, редактировать, рецензировать и создавать тексты по специальности, подготавливать к публикации и осуществлять авторский контроль за их изданием, а также за внедрением научной психологии в практику; на практике применять знания и навыки в области научной организации и охраны труда, организационного, социального развития трудовых коллективов; систематически повышать свою квалификацию; вести лекционную и пропагандистскую работу.
• Специалист должен знать для обеспечения качества и уровня охарактеризованных выше умений (иметь основы знаний, чтобы при необходимости разумно и сознательно пользоваться дополнительными средствами "внешней" памяти — книгами, компьютеризованными базами данных): общенаучные, философские, социально-экономические, общепсихологические, некоторые биологические дисциплины, общую психологию, анатомию и физиологию человека, социологию труда, информатику и применение ЭВМ; педагогику и педагогическую психологию, нейро- и патопсихологию, основы материальной и духовной культуры и ее истории; специальные дисциплины, раскрывающие методологические и прикладные вопросы психологии, социальную психологию, психологию труда и инженерную психологию, эргономику и научную организацию труда, физиологию и гигиену труда, основы современного производства, организационно-психологические основы руководства трудовыми коллективами и соответствующего психологического воздействия, методы диагностики, профилактики и коррекции функциональных состояний в труде, методику проведения психологических исследований и воспитательного воздействия на человека, а также дисциплины по узкой специализации, например, психологию профессий, основы профконсультации, психологические основы оценки, организации и проектирования рабочего места, историю психологии труда и инженерной психологии (исходя при этом из предпосылки о достоинствах и ценности именно отечественной истории).
Это лишь примерный вариант квалификационной характеристики, поскольку такого рода документы должны постоянно совершенствоваться. Вообще говоря, официально утвержденная квалификационная характеристика (скажем, Министерством общего и профессионального образования страны, Учебно-методическим объединением группы вузов, Ученым советом вуза или факультета) является в свою очередь документом, которым обязаны руководствоваться подчиненные системы, подразделения, ответственные за подготовку специалистов, и сообразно этому совершенствовать учебные планы, программы, учебные пособия, "живой" учебно-воспитательный процесс по специальности. Аналогично и содержание психологии труда как учебной дисциплины не является "окаменелостью", оно совершенствуется, живет, развивается. В некотором приближении о нем можно судить по содержанию данной книги и работ, приведенных в списке литературы.
Если психология труда как наука — это сфера производства новых и полезных умений, знаний, навыков, то соответствующая учебная дисциплина — система средств доставки их определенной категории потребителей до тех пор, пока они не окажутся сами в состоянии пойти путем непрерывного самообразования и трудового участия в рассматриваемой области деятельности.
Упражнение
Ниже приведены фрагменты текстов, отображающие психологические знания о труде. Распределите их по четырем категориям в зависимости от того, характеризуют ли они: 1) ненаучную область знания; 2) отрасль науки как производство психологических знаний; 3) учебную дисциплину как изложение знаний и 4) практическую область приложения сил психолога.
1) "Любое исследование в психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — перед ним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятельности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека".
2) "Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках строительный камень, задали один и тот же вопрос:
— Что вы делаете?
Первый ответил через плотно стиснутые зубы:
— Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем, будь он неладен! Вон, какие мозоли на руках набил! Второй сказал добродушно:
— Как это — что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум маленьким дочуркам
А третий распрямился, отер со лба крупные капли пота, широко улыбнулся и сказал:
— Я строю Шартрский собор"!
3) "Стимулы — это средства, побуждающие человека к труду. Стимулом являются, например, общественная потребность, пример авторитетных людей, поощрение. Мотивы — это осознанные человеком побуждения к труду..."
4) Наблюдение охватывало как трудовые операции каждого члена бригады, так и все внешние формы взаимоотношений членов бригады. В таблице (протоколе) фиксировались соответственно двумя рядами трудовые операции каждого члена бригады и все акты, относящиеся к сфере взаимоотношений (по ходу работы).
Запись велась в кодированной форме, предусматривающей определенную классификацию всех актов поведения испытуемых (наблюдаемых). Так, взаимоотношения в связи с предстоящими или текущими операциями делились на следующие категории: затруднение; вопрос; мнение; предложение; информация; приказ; доброжелательное поручение; согласие; несогласие; проявление напряженности, антагонизма; действие, направленное к смягчению напряжения. В результате получены, в частности, следующие данные:
Испытуемые (наблюдаемые) | Негативные реакции, связанные с трудом, % к общему числу реакций | Негативные реакции, не связанные с трудом, % к общему числу реакций |
В.И. Тр-ин, бригадир | 4,5 | |
Б.Н. Бур-ин | 12,0 | 10,5 |
И.И. Куз-ов | 5,2 | |
Е.И. Мош-ов | 2,5 | |
А.П. Роз-ов | 7,4 | 2,5 |
5) "Вот какой вопрос: мы распространяем в цехе передовой опыт рабочих приемов. Делаем так — внимательно изучаем работу передовых работниц, выбираем у каждой те приемы, которые она выполняет быстрее всех; после объединяем все эти отобранные лучшие приемы в одном описании и, опираясь на него, учим этим единым лучшим приемам всех работниц. И не получается. Как только инструктор отходит от работницы, она опять начинает работать по-своему. А некоторые работницы и вовсе злятся, когда им предлагают осваивать новые передовые приемы, "Отойди, — говорят инструктору, — и над душой не висни!". Как быть?"
6) Юра Г., завершивший неполное среднее общее образование, о выбранной, облюбованной им профессии (механика по торговому оборудованию): "Работа там — ерунда, ходи, смотри; будешь завом, делать ничего не надо... все делать будут слесари".
7) Дошкольник Вова (в ответ на вопрос "Что делает доктор?"):
"Спрашивает у мамы,как я кашляю".
8) "Подобает живописцу быть смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице... Наипаче же хранить чистоту душевную, телесную со всяким опасением".
Вопросы и темы для размышления и разработки
1. Как бы вы улучшили процесс подготовки психолога труда в вузе? Набросайте реализуемый проект исправления хода дел.
2. Стремиться ли к единственному образцу психолога-профессионала или рациональны разные варианты таких образцов ("единобожие" или "многобожие" в нашем деле)?
3. Знать или уметь? И каким быть психологу труда?
4. Зачем психологу-практику теоретическая подготовка?
5. "Практика исследований" — что этому выражению соответствует? Не шутка ли это?
6. Должен ли что-то уметь психолог-исследователь?
Тема 1. Научное описание трудовой деятельности практикующих психологов (для целей профпросвещения школьников).
Тема 2. Научное описание трудовой деятельности психологов-исследователей (для целей профориентации школьников).
Тема 3. Система профессиональных умений психолога (варианты:
психолог-преподаватель, практик, исследователь).
Тема 4. Множество психологических специализациий, ориентированных на труд, и их возможная классификация.
Тема 5. Психология труда и акмеология.
Тема 6. "Самостроительство" студента как будущего специалиста.
Человек как субъект труда
Употребляя слово "субъект", мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала.
Активное построение человеком своей трудовой деятельности — ее целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля — частное выражение общего свойства активности психического отображения реальности. Напомним, что игнорирование этого свойства или тем более разного рода "посягательства" на него, выражающееся в попытках предельно регламентировать проявления субъективного фактора труда по тем же принципам, по которым принято относиться к техническим средствам (ограничение степеней свободы действий, приемов, предписывание разным людям единого образца поведения и действий как путь якобы оптимального управления "человеческим фактором"), не соответствует объективным закономерностям психики и нормам морали как специфически человеческим регуляторам деятельности, в связи с чем не может привести к достижению высокого качества труда (его производительности, безошибочности действий), а тем более личностного развития человека, развития в направлении высокого профессионализма.
Психическое отображение реальности активно и проявляется в том, что человек, характеризуясь некоторыми устойчивыми внутренними условиями деятельности (неповторимой в каждом индивидуальном случае качественной определенностью личных качеств — индивидуальностью), отнюдь не просто следует за складывающимся стечением обстоятельств. Он преобразует и эти обстоятельства, и самого себя, и свои взаимоотношения с другими людьми, и этих людей, и уклад общественной жизни. Объект — "приемник" воздействий (а если это социальный объект, человек, то в свою очередь это объект активный), субъект — их инициатор в системе "субъект — объект".
Излишне говорить, что активному воздействию на объект предшествует процесс мысленного проектирования хода этого воздействия и его результатов. Но в условиях современной культуры, характеризующейся, в частности, очень дробным разделение труда, сплошь и рядом складываются ситуации, когда функции построения замысла трудовой деятельности, проектирования ее технических средств и условий среды возлагаются на одних людей, а функции исполнения — на других. Иначе говоря, целостная трудовая деятельность претерпевает деструкцию, своего рода принудительный распад. Это обязывает лиц, ответственных за оптимальное функционирование "человеческого фактора" производства, позаботиться о "реставрации" у работника-исполнителя отнятых у него функций целеобразования, построения замысла хотя бы в форме процессов осмысления цели в связи с конкретной ситуацией, построения систем промежуточных целей, обдумывания способов действия и т.д. Без этого "субъектная машина" не сможет работать полноценно. Надо специально создавать, пусть, казалось бы, "излишние" с чисто технологической, производственной точки зрения, условия для того, чтобы человек-исполнитель имел все же возможность некоторых самостоятельных усилий мысли, поисков и находок. Поясним сказанное примером (по Т.Б. Климиной [137].
Работницы собирают электродвигатели для вентилятора. При этом каждая должна установить четыре относительно крупные детали (ротор, статор, два щитка) и шесть мелких (втулки, шайбы), установить и затянуть электрическим гайковертом два крепежных болта и выполнить вспомогательные операции (смазка изделия, обкатка и постановка клейма). За смену каждая работница собирает 135 — 140 двигателей. Работа чисто исполнительская и крайне однообразная. Психолог с помощью специально разработанной методики стимулировал у работниц действия по мысленному анализу своих движений, действий и их сопоставлению с действиями друг друга. В частности, обращалось внимание на согласованность движений, распределение нагрузки "по рукам", одновременность, последовательность движений, "пробег" руки с деталью и т.д. В результате это насыщение однообразного труда интеллектуальным содержанием привело к тому, что возросла производительность труда, повысилась удовлетворенность работой, новички после окончания ученического срока более успешно стали осваивать деятельность и выполнять норму опытных рабочих.
Отношение к человеку как субъекту труда предполагает уважительное отношение, в частности, к его стойким индивидуальным особенностям. Есть люди быстрые и даже торопливые, а есть осмотрительные и медлительные, склонные, например, к кропотливой работе. Есть такие, которые выполняют тончайшую и сложную работу, если им не мешают (а помехой тут может быть просто частое появление поблизости "начальства" и пр.), и в то же время быстро теряются, демобилизуются, если их начинают торопить или даже просто стоять у них молча "над душой", "глазеть" около их рабочего места.
Каждый человек склонен "играть на тех струнах, которыми располагает", — максимально использует свои ценные качества (ведущие к успеху деятельности) и разными способами преодолевает те качества, которые этому успеху препятствуют. Например, "живой", подвижный человек в условиях однообразной, скучной именно для него работы начинает себя искусственно "веселить" (напевает, насвистывает, делает, казалось бы, лишние маршруты, движения), иначе его "тянет ко сну". Это реальность, и с ней нельзя не считаться. Человек медлительный чаще делает контрольные осмотры изделия и оборудования, чем это, быть может, требуется типовой инструкцией. Но это важно именно для него: он обретает уверенность, освобождает себя от тревожности, от опасений, что возникнет необходимость "рывков" в работе, с которыми он трудно справляется (в отличие, скажем, от человека подвижного, которого не слишком затрудняет "авральный" режим по исправлению допущенных оплошностей и пр.). Каждый работает с удовлетворением и хорошо лишь тогда, когда выработал свой "почерк" — индивидуальный стиль в работе и когда этот стиль ему не мешают себя реализовать, "быть самим собой". Чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства). Нужно уважать в работнике его "чудинку", а не стараться ее стереть, сломать ради квазиэстетики единообразия, которая, надо признать, "тешит душу" некоторых руководителей со сложившимися у них техническими, "технократическими" стереотипами мышления (культ "стандарта" во всем, включая и психическую реальность, где этот культ неуместен). Иногда эти стереотипы мало осознаны, в своем роде бессознательны, и человек реализует их не по "злому умыслу", а просто потому, что ничто другое ему в голову не приходит ("Криво рак выступает, да иначе не знает"). Если в технике, технологии стандарты, жесткие "допуски" (пределы допустимого варьирования признаков объекта) являются благом, то в отношении человеческого фактора производства аналогичный вопрос требует во всяком конкретном случае очень специального рассмотрения.
Прежде чем человек станет субъектом трудовой деятельности, проходит многолетний, многоэтапный и сложно обусловленный процесс его телесного и духовного развития. Человеческое дитя рождается одним из самых беспомощных существ на Земле; на третьем году развития оно произносит свое знаменитое "Я сам!", "Я сама!", а через полтора-два-три десятилетия после этого становится мощным генератором общественно важных деяний, преобразующих действительность, субъектом продуктивной профессиональной деятельности. Этот удивительный ход развития еще раз обязывает нас очень специально, по-особому относиться к уже сформировавшемуся и к формирующемуся субъекту труда и вместе с тем вызывает много вопросов. Каковы основные направления и этапы этого развития? Каковы его основные двигатели, факторы, признаки? Как на него влиять и как обеспечить его саморегуляцию, полезную творческую "самочинность"? Какова структура субъекта труда как сложной системной организации психики? Остановимся здесь лишь на отдельных вопросах.
Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь, — приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе подобными человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества — всех народов и времен.
В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрослых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятельности как условия высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это вместе с тем и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т.е. звено мировоззрения.
Человек — система саморегулирующаяся. При этом, как мы помним, важнейшие психические регуляторы его активности — потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения, одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное отображение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую ("надситуативную" [258]) активность. В связи с этим отметим еще одно направление развития человека как субъекта труда — формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются внутренние условия для усвоения знаний, умений, навыков (не говоря уже о том, что, как ясно, убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности).
Одно из направлений развития человека как субъекта труда — усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая и внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные). Вместо зубов, когтей, мускульной силы и в дополнение к своим интеллектуальным возможностям человек строит, использует, совершенствует инструменты, станки, машины, приборы, аппараты, средства искусственного интеллекта, автоматы и сложные автоматические системы управления производственными (в широком смысле слова) процессами, безгранично расширяющие его познавательные и исполнительные возможности.
И ориентировка в среде, и функции направленности личности, и исполнительные операции предполагают развитие некоторых личных психологических качеств, способностей. Так, например, чтобы ориентировка в среде была успешной, а направленность — определенной, нужно, чтобы в голове устойчиво удерживались, не искажались и образы предметов, и общие правила - нужно, чтобы человек мог мысленно оперировать этими образами, их элементами; нужно, чтобы человек мог, удерживая в сознании общее правило, мысленно сличать его с частными случаями. Для осуществления операций исполнения важны, например, способность точной оценки пространства, времени, поведения и реакций других людей; важны, скажем, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной (психомоторной, моторной, как иногда говорят) культуры — развитости двигательных функций и т.д. Словом, за каждой операцией ориентировки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят требования к соответствующим качествам, устойчивым характеристикам человека (аналогично таким характеристикам машин, как "мощность", "прочность", "быстродействие" и пр.).
В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда — формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности. Разумеется, и ориентированность, и направленность, и владение способами действия тоже создают условия успеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле — его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции).
Важным направлением развития человека как субъекта труда являются совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий — формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.
Вопросы и темы для размышления и разработки
1. Как логически согласовать признаки субъекта с принципом причинной обусловленности (детерминизма) в психологии?
2. "Самостоятельность субъекта" — приятная идея, но не миф ли это?
3. Если субъект "самочинен", то что остается делать науке?
Тема 1. Самочинность субъекта и производственные конфликты.
Тема 2. Свобода воли в трудовой деятельности.
Тема 3. Зоны проявления самостоятельности субъекта в разнотипных профессиях.