Понятие «воля» и её роль в реализации произвольного поведения человека.

Главной задачей судебной психиатрии, точнее специалистов судебно-психиатрической экспертизы, назначенной в связи с совершением ООД, является решение вопроса о том, кто перед ними – преступник или душевнобольной? Согласно определения формулы невменяемости, описанной в статье 28 УК Республики Беларусь: «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства психики, слабоумия или иного болезненного состояния психики». Это определение подразумевает одновременное наличие двух критериев «невменяемости» - медицинского (соответствие одну из признаков специально выделенных групп психических расстройств) и юридического, который включает два компонента: интеллектуальный (человек не мог осознавать общественную опасность своих действий или бездействия…) и волевой (не мог произвольно руководить своими действиями…). Из вышесказанного можно сделать вывод о главенствующей роли воли в реализации характера поведения. Например, при навязчивом стремлении к воровству (клептомании) человек может осознавать, что воровать нехорошо, но, не обладая достаточным волевым контролем поведения, он не может остановиться и ворует даже вещи, которые ему по большому счёту вовсе и не нужны… Т.е. воля определяет выбор мотива поведения (того, что заставляет нас действовать или бездействовать).

Психические расстройства могут изменить наши потребности и влечения, например, вызвать отсутствие аппетита(анорексию)или наоборот - прожорливость(булимию).Биполярное расстройствов фазе мании характеризуется повышением сексуальности, что может быть причиной совершения изнасилования, в фазе депрессии - снижением сексуальности, когда теряется интерес к лицам противоположного пола. При сифилитическом поражении ГМ (прогрессивном параличе), старческом слабоумии, органических поражениях мозга могут наблюдаться снижение высших влечений (любовь к Родине, защита семьи и др.) и появление низших инстинктивных влечений в виде повышенной сексуальности, эротизма, извращения половых влечений.

Вопрос соотношения различных психических процессов поднимался ещё учёными древности. В несколько упрощённой форме это касалось и взаимодействия таких понятий как разум (сознание, мышление), дух (воля) и желание (стремление к определённому объекту, составляющее внешнюю сторону мотивации).

Платон* негативно относился к идее, что восприятие является источником знаний. Он утверждал, что данные полученные от наших ощущений переменчивы и ненадёжны, что истинное знание выходит только из рассуждений: «Если человек мера всех вещей (в смысле знаний из ощущений), то почему бы столь же надёжной мерой не быть свиньям и бабуинам, которые тоже обладают ощущениями?», «Предсказания врача о развитии болезни пациента, например, скорее окажется верным, чем мнение самого пациента; т.о., мудрый человек всё-таки лучшая мера вещей, чем глупец». Сократ и Платон считали, что знание является врождённым, идеи более реальны, чем объекты восприятия – идея «стула» вечна, а реальный стул рано или поздно сгниёт; любая красавица состарится, а идея «красоты» - вечна.

По Платону, когда душа поселяется в теле, она действует на 3-х уровнях: мысли, или разума; духа, или воли; потребности, или желания. Благо человека в гармонии этих составляющих. Он уподоблял душу упряжке коней, один из которых быстр, но послушен (дух), другой – дик и необуздан (желание); управляет ими возница (разум), благодаря которому кони помогают друг другу и везут колесницу. Этот пример очень напоминает возникшую позже теорию психоанализа З.Фрейда в плане соотношения Суперэго, Эго и Ид. Вывод Платона из метафоры об упряжке коней и вознице следующий: «Желания следует не уничтожать, а контролировать; попытка полного подавления желаний была бы подобна тому, чтобы держать коней на привязи, а не направлять их бежать к цели, указанной разумом».

Воля – это способность регулировать поведение, управлять собой. Воля начинает формироваться в дошкольном возрасте. В деятельности людей волевые усилия являются основными. В связи с этим Ф. Энгельс писал: «А чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определённых, заранее известных целей».

Воля – это способность принимать решения со знанием дела, а не по принципу: «Что хочу, то и творю!». Я так сделал потому, что так захотел. Но почему захотел? Должна быть причина! Иначе это ответ типа: «Дом сгорел, потому что сгорел!», «Тарелка разбилась, потому что разбилась!».

* - Платон, ученик Сократа, был назван Аристоклом, но мир знает его как Платона (греч. «платон» означает «широкий», такое прозвище он получил в юности, занимаясь борьбой, за ширину плеч). В возрасте 40 лет в беседе с Дионисием, тираном Саракуз, Платон смело осудил деспотию. Задетый Дионисий сказал: «Твои слова – слова выжившего из ума старика», на что Платон ответил: «Ты говоришь как тиран!». Дионисий приказал схватить Платона и продать его в рабство. Богатый поклонник Платона Аннисерис выкупил его и Платон вернулся в Афины. Друзья собрали 3 тысячи драхм, чтобы вернуть долг Аннисерису, но тот отказался взять деньги. Тогда собранная сумма была истрачена на покупку для Платона участка земли, где в 387 году до н.э. он основал свою Академию, которая просуществовала 9 веков и была интеллектуальным центром Греции.

Волевое усилие –это достижение сознательно поставленной цели. Что заставляет нас действовать изначально? Мотивация. Внутренним аспектом мотивации является потребность, внешним – цель. Например, появляется потребность «жить богато», появляется и мотивация «добыть денег» (цель). Когда потребность переходит в мотивацию, она уже является опредмеченной потребностью, т.е. потребность становится основой для целенаправленного поведения, когда опредметится. Предпосылкой к волевому действию человека является его желание (стремление к определённому объекту, цели).

Этапы сложного волевого действия включают: осознание его цели и задач (зависит от мотивов, возможно наличие двух и более целей, тогда происходит борьба мотивов, исход которой определяет воля; планирование действий; исполнение решения. Волевое действие всегда сознательно направлено к результату. Оно представляет собой рефлекторный акт в ответ на раздражения внешней среды. Воля является вершиной психических способностей человека, эпифеноменом его психики. Она, как способность регуляции всеми психическими процессами, выполняет функцию власти над ними. Волевой акт всегда целенаправлен и осознан. Посредством воли человек способен руководить и управлять своими осознаваемыми психическими процессами. Посредством воли осуществляется выборактуальной темы восприятия, мышления, памяти, эмоционального состояния и поведения.

Все успешные акты и их результаты, направленные на удовлетворение каждой потребности, немедленно фиксируются в памяти и «оживляются» всякий раз при возникновении соответствующей потребности. Именно доминирующая потребность является тем механизмом, который позволяет извлекать из памяти накопленный (генетический и индивидуальный) опыт для построения целенаправленных реакций.

Однако воля не только самая совершенная психическая функция, но и самая ранимая и уязвимая. Для её деятельности требуется максимальная энергетическая затрата, особенно лобных отделов ГМ. Воля способна вершить всё, но только на уровне достаточного энергетического обеспечения деятельности, при отсутствии выраженной утомляемости нейронных структур ГМ. Она, как и самый совершенный компьютер, без энергетического обеспечения превращается в ничто. А поскольку энергетические возможности ГМ истощаемы, то и регуляторная функция воли нестабильна. В таких случаях концентрация и направленность внимания истощаются, целенаправленная деятельности сменяется рассеянностью и несобранностью, выбор целенаправленного приоритета утрачивается. Всё вышесказанное имеет прямое отношение к механизму возникновения галлюцинаций и бреда, к утрате реального контроля над окружающей обстановкой. Примером могут быть исключительные состояния, чаще возникающие у здоровых лиц, основным признаком которых является внезапно наступившее психотическое расстройство, приводящие к тяжкими преступлениями. Им предшествует некоторый период психического и физического переутомления, недосыпания, хронического стресса и т.п., что существенно уменьшает энергетическое обеспечение структур ГМ и делает невозможным волевой контроль поведения в криминальной ситуации.

Выделяют следующиеособенности волевой деятельности: целеустремлённость, решительность, настойчивость. Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация - это процесс целенаправленной, организованной, устойчивой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей. Мотивационная сфера также включает в себя несколько параметров: широту (достижение цели возможно несколькими путями), гибкость (достижения цели не исключает изменения линии поведения в ходе реализации плана), иерархизированность (наше поведение зависит от индивидуальной шкалы жизненных ценностей и мы в своей деятельности отдаём предпочтение личным приоритетам).

Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Мотивом познавательной деятельности может быть и интерес, который играет важную роль в приобретении новых знаний. Мотивация и деятельность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как «двигательно-волевая».

Человек не только отражает, но и преобразовывает. Нужда образует потребности. Биологические потребности у человека такие же, что и у других живых существ (пить, есть, размножаться). Но они социально опосредованы, видоизменились – хочу определённую пищу, особо приготовленную… К. Маркс: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо…».

Для проавильного понимания волевой деятельности следует разъяснить некоторые понятия. Реализация волевого акта подразумевает какую-либо деятельность – это совокупность действий человека, которые объединены общей целью и выполняют определённую общественную функцию. Для взрослых лиц – это труд, для ребёнка – это игра. Деятельность выражается в действиях. Действие – это элемент деятельности, определяемый простейшей целью. Действия слагаются из движений. Отличия человеческой деятельности – её сознательный и общественный характер. Для её определения важен мотив, цель и способ осуществления. Под мотивом понимают то, что заставляет (побуждает) действовать (основание деятельности), то, что направляет деятельность на удовлетворение определённых потребностей. Под целью - тот результат, на который направлена деятельность. Способы осуществления деятельности включают применениеорудий, наработанных навыков и умений. Личность формируется в деятельности и выражает себя в ней. Навыки («память действий») – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе её выполнения: устраняется лишнее, напряжённость, несколько движений в одно. Упражнение – это целенаправленное, многократно повторяющееся действие с целью его усовершенствования.

Психические расстройства приводят к нарушениям действий: сложные движения уступают место простым, стереотипным. Например, при выраженном слабоумии теряется способность к сложным, целенаправленным двигательным актам (апраксия): больной не может самостоятельно одеться, путает последовательность одевания предметов одежды (на ботинки одевает носки), не доводит процесс одевания до конца, не может привычно пользоваться бытовыми предметами; при мании – движения чрезмерны и не всегда целенаправленны; при депрессии – они минимальны; при шизофрении – необычны, часто стандартны, например может иметь место ритмичное, неоднократное почёсывание затылка без видимой причины.

Потребности формируют интересы и влечения, которые шире, чем биологические потребности. Человек существо социальное. Он нуждается не только в еде и пище. Он должен самоутверждаться, самореализовываться. Ему свойственен патриотизм, моральная оценка собственных поступков и др. Наши потребности контролируются с одной стороны установленные (формальными и неформальными) правилами поведения в обществе, с другой – нашими личными установками, сформированными воспитанием в ходе индивидуального развития, которые реализуются осознанно, с помощью волевой регуляции поведенческих актов.

Наши рекомендации