Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии 3 страница
Т.Г. Стефаненко, В.С. Агеев
Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т.д.). Исследование роли совместной деятельности в В. м., являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологического знания, определяет экспериментальную программу его изучения. Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие: 1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы В. м., которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т.п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного (см. Восприятие) процесса, в том числе процессов В. м. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы.
Л.А. Карпенко
"Времени распределения" методика — методика исследования мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов. Опубликована С.Я. Рубинштейн в 1979 г. Обследуемому предлагают пронумерованный список различных дел и просят приблизительно указать, сколько часов он затрачивает на эти дела в течение 20 дней (480 ч) трудового времени. Обработка полученных результатов сводится к сопоставлению фактического и желаемого распределения времени, что наиболее удобно изобразить графически. Теоретической основой "В. р." м. является положение Л. Сэва (1972) о том, что отношение человека к использованию своего времени является важнейшим показателем его жизненных установок, стремлений, осознаваемых и неосознаваемых потребностей.
Л.Ф. Бурлачук
Гамбургский счет — выявление реального, а не официального места индивида в статусной иерархии (политической, профессиональной, научной, спортивной и др.). Своим происхождением это условное обозначение обязано традиции, которая существовала в спорте в начале XX столетия, где главенствующее место занимала наряду с боксом классическая ("французская") борьба. Турниры и чемпионаты, как правило, проводились на арене цирков и не отличались честностью, имея откровенно коммерческий характер. Победитель зачастую отличался не столько своими спортивными успехами, сколько предварительным сговором борцов и арбитров. При этом возникла необходимость определять реальное место каждого борца среди других участников состязаний с тем, чтобы каждый из них в дальнейшем получал заслуженное место при распределении выручки. С этой целью раз в году в Гамбурге проводились соревнования борцов за закрытыми дверями, где честно определялось положение каждого из них. В дальнейшем термин "Г. с." получил широкое распространение за пределами спортивного мира. Так, в науке человек, не занимающий руководящих должностей в научных учреждениях и подразделениях и не имеющий особых степеней и званий, порой оказывается по Г. с. на более высоком месте, чем любой из официально признаваемых "корифеев". Так, Л.С. Выготский, который не был руководителем какого-либо научного учреждения и не имел официального признания, тем не менее оставался лидером психологической науки. И в настоящее время, занимая, к примеру, высокие посты президентов и вице-президентов академий, по Г. с. эти люди могут оставаться в научном сообществе неизмеримо малой величиной. Феномен Г. с. существенно значим для проблематики соотношения лидерства и руководства в социально-психологических исследованиях.
А.В. Петровский
Гармония сексуальная [греч. harmonia — связь, созвучие и лат. sexualis — половой] — социально-психологическая, психологическая, сексуально-поведенческая и сексуально-физиологическая взаимная адаптация супружеской пары, характеризующаяся уровнем полового влечения и половой активности, соответствующим половой конституции и темпераменту обоих супругов. Наличие Г. с. приводит к оптимальной суммации эротических ощущений и полному психосексуальному удовлетворению (В.В. Кришталь, 1990). Г. с. весьма сложное явление, имеющее различные аспекты: социальный, психологический, социально-психологический, сексуально-поведенческий, информационно-оценочный, психофизиологический и анатомо-физиологический. Существует четыре группы основных факторов, соответствие которых у супругов (партнеров) обеспечивает Г. с.: (1) социальные — обусловлены культурными факторами, степенью социализации сексуальности, типом сексуальных культур, а также сложившимся разделение мужских и женских социальных ролей, стереотипов мужественности и женственности; (2) психологические — определяются ролью психических процессов (осознаваемых и неосознаваемых), деятельности, состояний личности в развитии и проявлении сексуальности, типа сексуальной мотивации, мотивов полового акта; (3) социально-психологические — связаны с парным характером сексуальной функции. Сюда относят проблемы общей и сексуальной коммуникации, межличностных отношений, ролевых позиций, сплоченности, лидерства и т.д.; (4) анатомо-физиологические — обусловлены анатомическими структурами и физиологическими процессами и механизмами, определяющими состояние половых органов, нейро-эндокринную, нервную, психическую регуляцию сексуальности и тип половой конституции. В соответствии со сложной структурой Г. с., ее нарушение представляет собой социально-психобиологическое явление, итог столкновения патогенных факторов с защитно-приспособительными механизмами организма, включающими меры физиологической, социальной, психологической защиты.
В.В. Кришталь
Гендерный подход [англ. gender — род, пол] — исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин "гендер" вошел в употребление под влиянием "женских" исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А. и др.). Применение Г. п. в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях — использование Г. п. позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Г. п. также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами (М. Mead, 1949).
Л.В. Попова
Гилфорда—Циммермана "темперамента обозрение" (Guilford—Zimmerman Temperament Survey) — опросник личностный. Предложен Дж. Гилфордом и В. Циммерманом в 1949 г. Опросник состоит из 300 утверждений, образующих 10 шкал-факторов. Предусмотрены три варианта ответов: "да", "нет", "не знаю". Полученные результаты выражаются в процентильной шкале и представляют в виде "профиля личности". Предназначен для измерения следующих факторов: общая активность, уравновешенность, доминирование, общительность, эмоциональная устойчивость, объективность, дружелюбие, рефлексивность, отношение к людям, мужественность. При интерпретации полученных результатов Дж. Гилфорд и В. Циммерман рекомендуют исходить из "профиля" в целом, ибо высокий показатель, напр., по эмоциональной устойчивости рассматривается как благоприятный в том случае, когда сочетается с высоким показателем общей активности. Дж. Гилфорд рассматривает личность как обобщенную совокупность черт. Под чертой понимается любая переменная, обладая которой индивид отличается (или может отличаться) от других людей.
Л.Ф. Бурлачук
"Гормическая" концепция (в психологии) — выдвинута англо-американским психологом В. Мак-Дугаллом, согласно которому движущей силой индивидуального и социального поведения является особая прирожденная (инстинктивная) энергия ("горме"), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует эмоция (например, инстинкту бегства эмоция страха), которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций — предрасположений к действию. В работах "Социальная психология" (1908) и "Групповой ум" (1920) Мак-Дугалл пытался объяснить социальные и психические процессы изначально заложенным в глубинах психофизической организации индивида стремлением к цели.
М.Г. Ярошевский
Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Наиболее распространены классификации Г. по размеру: большие, малые, микрогруппы (диады, триады); по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные и условные; по уровню психологического развития: низкого уровня психологического развития (ассоциации, диффузные группы) и высокого уровня развития (корпорации, кооперации, коллективы); по значимости: референтные и группы членства и т.д. Величина, структура и состав Г. определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в Г. отношения влияют на эффективность групповой деятельности. Г. традиционно выступает предметом социально-психологических исследований. При этом изучаются как процессы, развивающиеся внутри Г., так и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процессе взаимодействия с другими Г. в систему общественных отношений.
Л.А. Карпенко, А.В. Петровский
Группа большая — 1) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т.п.); 2) реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В Г. б. вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида. Если в реальной Г. б. по какой-либо причине перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность, например, в толпу.
Л.А. Карпенко
Группа буферная [англ. buffer — смягчать толчки] — общность мигрантов, обеспечивающая временную психологическую защищенность в чужеродной для них среде. Г. б., будучи, как правило, личностно значимой для своих членов, выступает в качестве опосредствующего звена в процессах выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (иногда и через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и совместно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму. Временная протяженность активности таких Г. б. различна. Так, в качестве своеобразной сокровищницы Г. б. может вполне полноценно существовать в течение нескольких поколений бывших мигрантов. Ее же распаду способствует прекращение притока вновь прибывающих и окончательная интеграция и ассимиляция в новом окружении последних "хранителей" ценностей покинутого социума. В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции, хотя их "следы" нередко проявляются в скрытой, расплывчатой форме, врастая в структуру вновь приобретенных ценностей, и придают особые ориентации в поведении дальнейших поколений бывших мигрантов, которые отличают их от других членов социума. Г. б. выявляет особую психологическую реальность, отражающую неординарность систем отношений, в которые индивид — мигрант оказывается вовлеченным. Готовясь к выходу из своего социума, потенциальный мигрант мысленно уже находится в будущем "доме", среди будущих "своих" и в будущем "мире — для — себя" и при этом старается убедить самого себя в правильности выбора, демонстрируя внешние атрибуты, которые, по его мнению, подтверждают его аффилиацию с планируемым окружением. Таким образом, во многом перестраивается система отношений будущего мигранта с актуальным окружающим его миром: этот мир становится для него "миром — для — других". Однако оказавшись в новой среде, он испытывает ощущение, что он "вне дома", среди "чужих", в "мире — для — других" и не оторвался от "дома" (прежнего), от "своих", от "мира — для — себя". Такая двойственность переживаний порождает сложный процесс расслоения ранее упорядоченных ценностей, норм, стереотипов, традиций, обычаев, привычек на неупорядоченные элементы, которые при вторжении в соответствующие системы нового социума, при их частичном нарушении, придают вновь прибывшему "ореол чужака". Характер и степень привязанности мигранта к Г. б. оказывает существенное, а порой и определяющее влияние на его дальнейшую судьбу. Именно здесь он черпает из опыта ранее прибывших информацию для построения своей собственной программы вхождения в новый социум и поведения в нем; именно здесь реализуются такие функции буферной группы, как обеспечение психологической защищенности вновь прибывшего, его информирование, обучение и научение. В то же время высокая степень интегрированности именно в Г. б. и удовлетворенность фактом своего членства в ней становятся труднопреодолимым препятствием не только для адекватного прохождения адаптации и интеграции в широком социуме, но и вообще появления подобной ориентации. В этих случаях появляется реальная опасность того, что у мигранта сформируется чувство отчужденности в отношении как нового, так и бывшего социума, что он растворится в пассивных пластах Г. б. или начнет самоутверждаться как представитель маргинальных или даже криминальных социальных прослоек. Как показывает реальная жизненная практика, выход из Г. б. существенно затруднен для лиц пожилого возраста и легче осуществляется молодыми людьми.
А.А. Крашенинников, М.Ю. Кондратьев
Группа возрастная — одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, групп среднего возраста, зрелого возраста и т.д. Классификации Г. в. могут быть более сложными, если к характеристике возраста добавляются половые, профессиональные, этнические и др. социальные признаки. Изучение, анализ и обобщение социальных, психологических и прочих характеристик тех или иных Г. в. позволяют вырабатывать научно обоснованные рекомендации работы с ними.
Л.А. Карпенко
Группа встреч — разновидность групп роста личности, ориентированная на развитие способности участников к построению близких, подлинных межличностных отношений, обозначаемых термином "встреча". Введение этого термина связывают с именем Я. Морено. Теория и практика данных групп восходят к гуманистической психологии и ассоциируются прежде всего с именами К. Роджерса и У. Шутца. Роджерс оценивал движение групп встреч как величайшее социальное изобретение 60-х годов, некий психологический противовес отчуждающим аспектам современной культуры. С точки зрения содержания групповой активности есть много общего между Т-группами и группами встреч. В обоих случаях это процесс создания ведущим группы благоприятных психологических условий для исследования, совершенствования участниками разных граней личного опыта. В отличие от Т-групп здесь внимание фокусируется не на групповой динамике, а на развитии аутентичности (подлинности) в значимых отношениях с окружающими. Среди основных характеристик группового процесса очевидно следование принципу "здесь и теперь" — обращение к личному опыту за пределами группы ограничивается. Первостепенно внимание к эмоциональному аспекту взаимодействия: открытое выражение собственных чувств выступает как путь к аутентичности, поощряется самораскрытие — способность представить другим собственный внутренний мир. В традициях гуманистической психологии это рассматривается как признак здоровой, зрелой личности (С. Джурард). Открыто выражая себя и получая обратную связь на языке чувств, участники имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. К расширению осознаваемого опыта членов группы ведёт, в частности, возможность сопоставления того, как они сами себя воспринимают, и того, как их воспринимают другие. Для данного типа групп характерна модель раскрывающегося ведущего группы, стремящегося быть самим собой. Основную задачу по созданию атмосферы доверия он решает, прежде всего через реализацию собственной способности доверять и рисковать этим. Открывая точки напряжения — конфликт, агрессию, сопротивление, он обращает участников к исследованию личностно значимого опыта. Среди многочисленных разновидностей групп встреч известны так называемые марафонские группы, проводимые в форме "погружения" за сжатый срок, например, в течение уикенда: группы, использующие лишь вербальные средства и сочетающие вербальные и невербальные; группы, акцентирующие невербальные приёмы, направленные на осознание участниками своего "физического Я" как существенный аспект осознания себя в целом.
Л.А. Петровская
Группа детская — сообщество детей, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием. На основе регламентированных взрослыми форм деятельности (трудовой, учебной и т.д.) Г. д. возникла на ранних ступенях социогенеза и существует как организованная форма активности индивидов, направленная на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. Г. д. представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающую собственным социальным статусом. Динамическим выражением социального статуса, его реализацией является социальная роль Г. д., которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям. Г. д., подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социализации ребенка. Многочисленные исследования Г. д. (в детских садах и школах) были направлены преимущественно на анализ непосредственных взаимоотношений или предпочтений детей, их симпатий— антипатий. Предпринимались и попытки исследования деятельностно-опосредствованных отношений детей в процессе совместной деятельности, а также нерегламентированных, созданных "для себя" детских сообществ, напр., так наз. "неформальных групп" в разных культурах. Межличностные отношения в Г. д. не могут быть сведены к социометрическому изучению эмоциональных предпочтений типа симпатий-антипатий. В Г. д. выделяются уровневые, иерархически связанные друг с другом пласты отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Главной детерминантой проявления межличностных, напр. гуманных, отношений в Г. д. является не социометрический статус ребенка, не то, выбирают или не выбирают его дети для совместной деятельности, а сама совместная деятельность, ее содержание и ценностные характеристики.
В.В. Абраменкова
Группа диффузная [лат diffusio — разлитие, рассеивание] — общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство и совместная деятельность, способная опосредствовать отношения ее участников. В американской социальной психологии независимо от принадлежности к той или иной теоретической ориентации (необихевиористской, когнитивистской, психоаналитической, интеракционистской) исследования в области малых групп в некоторых случаях обращены к лабораторным аналогам Г. д. — лицам, случайно объединенным для участия в психологическом эксперименте. Выводы, полученные в результате эксперимента в Г. д., нередко неправомерно экстраполируются на характеристику малых групп в целом независимо от уровня их развития. В ряде исследований показано, что социально-психологические закономерности, полученные в результате изучения Г. д., не справедливы в отношении групп высокого уровня развития.
А.В. Петровский
Группа закрытая — реальная социальная общность, жизнедеятельность которой протекает в условиях относительной обособленности от широкого социального окружения. К Г. з. могут быть отнесены как некоторые большие (например, живущие в оторванности от цивилизованного мира племена), так и малые группы. Психологические особенности жизнедеятельности больших Г. з. являются предметом изучения прежде всего этнопсихологии и политической психологии. Однако объектом внимания психологической науки в первую очередь являются малые Г. з. При этом формы социальной депривации Г. з. различны не только по степени ее жесткости (от мягкой, частичной до практически полной — изоляция), но и по тому, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач закрытые от других человеческих сообществ объединения людей. По этому признаку можно выделить по меньшей мере четыре вида Г. з. Во-первых, это группы, "закрытость" которых обусловлена вынужденной изоляцией, когда и сообщество в целом, и каждый его член в отдельности оказываются оторваны от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств, независимо от их желания или воли сообщества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего кораблекрушение судна или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.). Во-вторых, это группы, "закрытость" которых обусловлена принудительной изоляцией, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно отторгает их от себя (примерами таких сообществ могут служить: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму — осужденные в условия различных исправительных и воспитательно-трудовых учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б) группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает какого бы то ни было ущемления в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов и школ интернатов для реальных и "социальных" сирот). В-третьих, это группы, "закрытость" которых обусловлена добровольной изоляцией, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых сообществ, не будучи напрямую стимулированы к подобному "социальному затворничеству" требованиями общества (примером такого добровольного ухода от социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места, и т.п., т.е. те, кто именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимает как обязательное условие сохранения своей личностности). В-четвертых, это Г. з. на основе общих интересов (примером которых служить геологи, моряки, космонавты и т.п., а также воспитанники профессионально специализированных интернатов в определенном смысле элитарного характера — для особо одаренных детей и подростков в той или иной сфере знания, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т.п.). Несмотря на специфичность любой Г. з., своеобразие ее целей и задач, половозрастных особенностей ее членов (что несомненно накладывает существенный отпечаток как на протекание процесса группообразования, так и на характер взаимодействия конкретной общности и социума), уже сам по себе факт "закрытости" группы содержательно обедняет вариативность социальных ситуаций развития ее членов, заметно примитивизирует и огрубляет систему референтных для них межличностных связей. Как показывают специальные исследования, внутригрупповая структура практически всех Г. з. носит достаточно выраженный моноструктурированный характер, выражающийся в неизменности статусного расклада во всех сферах жизнедеятельности таких сообществ, т.е. структура власти и авторитета в этих группах отражает закрепление низкого статуса всегда за одними и теми же членами, а высокого — всегда за другими. Отличительной чертой Г. з. является относительная, зависящая прежде всего от степени внешней, институциональной и внутренней, собственно психологической "закрытости", ригидность групповых границ, влияющая на интенсификацию процесса внутригруппового структурирования и задающая тип внутригрупповой структуры. Жесткая внутригрупповая дифференциация закономерно задается самими условиями существования закрытых сообществ, во-первых, стоящих перед необходимостью решать большинство возникающих проблем только своими силами, а во-вторых, лишенных возможности "сбросить" во вне накапливаемый негативный эмоциональный заряд.
М.Ю. Кондратьев
Группа криминальная [лат. criminalis — преступный] — общность людей, относящаяся к типу корпораций, объединенная криминальной деятельностью, криминальными установками, противопоставляющая себя просоциальным группам и социуму в целом. Межличностные отношения в Г. к. опосредуются нормами и ценностями криминальной субкультуры и подчинены целям криминальной деятельности. Г. к. присущи: корпоративность и конспиративность жизни и деятельности; жесткая внутригрупповая стратификация; жесткое подчинение распределения ролей и функций между участниками целям криминальной деятельности; регулирование межличностных и межгрупповых отношений криминальными нормами ("воровским законом", "наказом" и т.п.); суровые санкции, применяемые к членам группы, за отступления от этих норм и правил. Выделяют Г. к., действующие самостоятельно и входящие в другие преступные сообщества (криминальные группировки), функционирующие "на своей" территории и в узкой сфере преступного промысла и функционирующие "на чужих" территориях и в "чужих" сферах преступного промысла; действующие лишь внутри страны и связанные с международными преступными организациями; профессиональные и непрофессиональные (спонтанные); однополые и разнополые; одновозрастные и разновозрастные; придерживающиеся уголовных ("воровских") традиций, не придерживающиеся никаких норм, принятых в преступном мире; различающиеся по характеру совершаемых преступлений — корыстные, корыстно-насильственные и насильственные; по степени выраженности криминальных установок Г. к., ставшие на преступный путь случайно, вопреки групповым установкам законопослушного поведения в связи со стечением обстоятельств, Г. к., в которых преступление хотя и совершено случайно, но микросредовые установки расходятся с установками законопослушного поведения, Г. к., в которых микросредовые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов, Г. к., специально создаваемые для совершения конкретных преступлений. Здесь с самого начала криминальная деятельность становится группообразующим фактором. Примером такого типа Г. к. является шайка, отличающаяся большой сплоченностью, четкой внутригрупповой иерархией, высокой криминальной активностью и мобильностью. Если другие типы групп чаще возникают по месту жительства или работы (учебы) и приходят к преступной деятельности через сферу досуга, шайка может включать в себя членов, проживающих на значительном удалении друг от друга, или лиц, ранее совместно отбывавших уголовное наказание, разного возраста и пола. Наиболее характерными чертами шайки являются: предварительный сговор и ориентация на криминальную деятельность, а в вопросах норм и ценностных установок — на лидера ("авторитета"), как правило, имеющего криминальный опыт и сильную волю. С появлением такого человека диффузный характер асоциальной деятельности приобретает четкую криминальную направленность.