Продолжительность и время занятий
Эта практика должна занимать около десяти минут. В зависимости от имеющегося у вас времени, ее можно делать длиннее или короче, просто увеличивая или уменьшая счет вдохов и выдохов.
Ее можно выполнять после асан и пранаямы утром или вечером, либо в любое другое время в течение дня. Мы рекомендуем делать ее, когда вы чувствуете утомление или напряжение. Если у вас какие-то проблемы со сном, то вы можете делать ее перед тем, как лечь в постель.
Указания
Это довольно продолжительная практика, и во время нее легко заснуть или перестать осознавать, что вы делаете. Если у вас есть друг, также интересующийся йогой, попросите его или её выступать в роли преподавателя, руководствуясь инструкциями, которые мы дали, а потом поменяйтесь ролями.
Примечания
1. Том I; урок 3; тема 6.
2. «Медитация — Введение»: Том I; урок 7; тема 4. «Медитация — правила практики»: Том I; урок 7; тема 5.
3. Том I; урок 1; тема 5.
4. Том I; урок 2; тема 5.
Программа ежедневных занятий
В этом уроке мы обсудили несколько очень полезных практик. Это значит, что теперь у нас гораздо больше возможностей для того, чтобы подготовить сводную программу, включающую в себя все практики, тесно связанные друг с другом.
В нее не входит кунджал крийя, поскольку каждый должен сам решить для себя, как часто её нужно проводить. Её можно выполнять до, либо после ежедневной программы занятий, вместе с джала нети (1).
К сожалению, в пятнадцатиминутную программу не входит пранаяма. Ее пришлось опустить из-за недостатка времени. Пранаяма составляет необходимую часть занятий йогой, и потому мы просим вас выделять, по крайней мере, полчаса в день для вашей садханы. Возможно, для этого вам будет необходимо каждое утро вставать на несколько минут раньше, но польза, которую вы получите, сделает это более чем оправданным.
Практика | Количество повторений | Минуты |
Программа 1: продолжительность 1 час | ||
Полубабочка | 50 каждой ногой | |
Вращение колена | 10 раз в каждую сторону | |
Симха крийя | - | |
Марджариасана | 15 раз | |
Бхуджангасана или ардха бхуджангасана | — | |
Паванмуктасана | 3 раза каждая стадия | |
Сарпасана | 3 раза | |
Шашанкасана | — | |
Шашанк-бхуджангасана | — | |
Меру вакрасана | 2 раза каждая сторона | |
Наукасана | 2 раза | |
Шавасана | — | |
Нади шодхана | ||
этап 1 этап 2 | — — | 5 5 |
Практика медитации | ||
Программа 2: продолжительность 30 минут | ||
Полубабочка | 50 каждой ногой | |
Бхуджангасана или ардха бхуджангасана | — | |
Шашанкасана | _ | |
Шашанк-бхуджангасана | — | |
Сарпасана | 2 раза | |
Марджариасана | 15 раз | |
Меру вакрасана | 1 раз каждая сторона | |
Наукасана | 2 раза | |
Нади шодхана | ||
этап 1 | — | |
этап 2 | _ | |
Постарайтесь найти время для практик медитации, чтобы сделать вашу ежедневную программу полной. | ||
Программа 3: продолжительность 15 минут | 15 | |
Полубабочка | 35 раз каждой ногой | |
Бхуджангасана или ардха бхуджангасана | ||
Шашанкасана | — | |
Шашанк-бхуджангасана | — | |
Сарпасана | 2 раза | |
Наукасана | 2 раза |
Примечания
1. Том I; урок 1; тема 2.
Урок 5
Что таков йога ?
Йога позволяет наполнить жизнь смыслом и сделать её правильной, реализовать высшие ценности и альтруистические миссии жизни.
Йога развивает гармонический порядок в уме, материи и человеке.
Йога — это абсолютный отход от примитивных животных тенденций, состояние отчуждения от всего искусственного в жизни и отношениях.
Йога — это культура завтрашнего дня!
Свами Сатьянанда Сарасвати
Тема 1
Что такое Йога?
До сих пор в этой книге мы занимались, главным образом, описанием основных правил асан, пранаямы и техник расслабления, хотя в йоге существует и много других разнообразных аспектов. Мы выбрали такой порядок изложения для того, чтобы дать вам возможность с самого начала приступить к практике йоги. Этот раздел открывает новую серию обсуждений, цель которых — объяснить, что представляет собой йога в целом — какое отношение она имеет к вам, к повседневной жизни, каковы ее структура и различные пути, и как эти пути взаимосвязаны друг с другом, позволяя достигать вершины йоги (1).
В действительности, невозможно по настоящему понять цели йоги, по крайней мере, ее высшие цели, не имея личного опыта. Все, что мы можем сделать, — это приблизительно указать если не конечную цель йоги, то хотя бы направление, в котором она может вас вести. Так, например, можно проложить по карте маршрут к определенному городу и даже описать окружающую местность, но никто другой не сможет пережить путешествие или познакомиться с городом за вас. Вы должны сделать это сами. Так же обстоит дело и с йогой: мы можем указать путь, его вехи, и честно попытаться объяснить его высшие цели, но для того, чтобы приобрести опыт, вы должны пройти по этому пути сами. И в этом суть йоги — ни описаний, ни теорий, ни предположений — только личный опыт.
В этой теме мы будем обсуждать, главным образом, смысл йоги, кратко описывая ее происхождение и дальнейшее развитие на протяжении веков.
Определение
Йогу обычно определяют как единение: единение ограниченного «я» (джива) и космического Я (атман). Не пытаясь еще более усложнять вопрос, мы хотели бы указать, что в этом определении есть определенная непоследовательность. Ибо для того, чтобы существовала цель или задача соединения, сначала должно быть состояние разделения. Но в действительности такого разделения не существует. В этот самый момент вы едины с космическим сознанием. И даже это высказывание неверно, ибо на самом деле вы и есть космическое сознание. Так что цель йоги состоит вовсе не в том, чтобы соединять вас с чем бы то ни было, поскольку вы уже едины. Она сводится к тому, чтобы позволить вам осознать свою тождественность с божественным Я, познать свою существующую внутреннюю природу и настроиться с ней в лад. Йога получила такое название (а именно, единение) потому, что ее рассматривают и определяют с точки зрения нормальной повседневной жизни, где каждый человек чувствует свою отдельность от более высокого бытия или не понимает возможность более высокого бытия. Иными словами, йога воспринимается как единение с точки зрения личности. На более высоком уровне осознания не существует никакого разделения или различия между так называемым индивидом и сознанием. Именно наш низкий уровень осознания затемняет вопрос и не дает нам осознать эту тождественность. Есть одна красивая индийская история, которую часто цитируют в качестве иллюстрации этого положения. В ней говорится о нескольких слепцах, которые пытались описать большого слона, ощупывая разные части его тела. Тот, кто держал его хвост, сказал: «Слон похож на змею». Второй человек, ощупывавший одну из ног, воскликнул: «Нет, слон похож на большую колонну». «Вы оба не правы» — сказал третий, державший в руках ухо животного: «Слон выглядит в точности как большой веер». Четвертый человек, который водил руками по одному из бивней, пожал плечами и с уверенностью заявил: «Этот слон не подходит ни под одно из ваших описаний. Он похож на рог». «Все вы сошли с ума» — сказал пятый человек, потрогав хобот — «Пожалуй, больше всего слон похож на ствол банана». Эти пять человек воспринимали одного и того же слона по-разному. Сам слон от этого не менялся, и если бы слепцы внезапно прозрели, то поняли бы, в чем причина таких разных описаний: они бы осознали, что говорили о разных аспектах одного и того же. Точно такое же представление большинство из нас имеют о себе. Мы видим разделение; мы воспринимаемся себя отдельными от окружающей среды и других людей, поскольку на самом деле мы подобны слепцам, не имея реального представления или знания о самих себе и своём окружении.
В целом, можно сказать, что на самом деле йога — это не соединение. Фактически, это осознание уже существующего единства. Это вершина йоги. В то же время, йога, как ее обычно воспринимают и понимают, представляет собой метод или путь, который человек избирает для достижения реализации йоги — осознания своей подлинной сущности. Таким образом, йога имеет двойной смысл; он включает в себя как метод, так и его конечную цель. Кроме того, смысл йоги можно обозначить словами «единство» и «тождество»; ибо практика йоги нацелена на искоренение эго, представляющее собой тот аспект нашей индивидуальности, который усиливает чувство нашей отделенности от окружающего мира. Выйдя за пределы эго, человек становится самим собой и осознает свою настоящую внутреннюю природу.
Определение йоги, которое мы только что дали, является чисто духовным. Есть много других определений, которые применимы ко всем уровням бытия и осознания. Например, на физическом уровне, большинство людей имеют тело, которое постоянно пребывает в состоянии разлада. Различные органы, нервы и мышцы больше не работают согласованно, помогая друг другу. Вместо этого они нередко создают взаимные помехи, действуя в прямо противоположных направлениях. Например, появляются сбои в работе эндокринной системы; снижается эффективность нервной системы, в результате чего в той или иной форме проявляется заболевание. Йога направлена на совершенное согласование всех этих различных функций, чтобы они работали для общего блага организма. Так что можно сказать, что еще одно определение йоги -это физическая гармония и здоровье.
Многие люди страдают от умственных расстройств в форме конфликтов, неврозов, фобий и т.д., которые делают их несчастными и подавленными. Йога призвана сглаживать и устранять все психологические проблемы — крупные и мелкие, очевидные и едва заметные. Поэтому йогу также можно определить как психологическое равновесие и спокойствие ума. И еще одно определение йоги — это согласование и гармония между умом и телом, так что тело совершенным образом отвечает на наши умственные приказы, сознательные и бессознательные. Это в очень сжатой форме объяснял Свами Шивананда, когда говорил, что:
«Йога — это единение и гармония мысли, слова и дела или единство головы, сердца и рук».
Из гармонии между психологическим и физическим аспектами человека (разумеется, включая и праническое или биоплазменное тело, а также нашу эмоциональную природу) сами собой следуют другие положительные качества. От них происходят многие другие определения йоги. Вот некоторые из них, взятые из классического текста йоги, Бхагавад Гиты: Йога — это невозмутимость в успехах и неудачах (гл. 2:48) Йога — это мастерство и эффективность в действиях (гл. 2:50) Йога — высшая тайна жизни (гл. 4:3) Йога — дарует невыразимое счастье (гл. 5:2) Йога — это безмятежность (гл. 6:3) Йога уничтожает боль (гл. 6:17)
Хотя в Бхагавад Гите есть и другие определения, эти, пожалуй, — самые главные.
Патанджали, автор классического текста йоги — Йога Сутры, определяет йогу как: «...полный контроль над различными формами или разновидностями сознания».
Другими словами, йога подразумевает контроль над сознательной, бессознательной и сверхсознательной сферами бытия. Человек становится наблюдателем этих более высоких состояний, обретая их полное знание.
Йогу можно назвать наукой развития творческих способностей; наукой раскрытия более глубоких аспектов личности; наукой бытия и наукой сознания. В действительности, определение йоги, возможно, будет слегка разным у каждого практикующего, в зависимости от того, как человек будет соотносить себя с опытом йоги и объяснять его. Очевидно одно — какое бы определение йоги мы не выбирали, она оказывает огромное влияние на жизнь человека, ибо касается самой основы нашего существа: тела, ума и сознания. Учитывая это, мы предоставляем читателю самому выработать собственное определение йоги на основе личного опыта.