Направленность личности. Виды направленности и поведение.
Направленность личности - ценностно-ориентационная система личности, иерархия её базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.
Направленность личности включает в себя следующие компоненты: потребности, мотивы, мировоззрение, установки, цель.
Различаются следующие особенности направленности личности.
1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности — нравственность её повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным, социальным идеям, идейность личности.
2. Разнообразие потребностей личности, широта её интересов и определённость центральных стержневых интересов - это целеустремлённость личности.
3. Степень устойчивости отношений - последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.
Виды направленности личности:
¾ Направленность на себя: ориентация на свои интересы, личные достижения; важен статус; властность; соперничество; тревожность; личные достижения и их признание важнее отношений.
¾ Направленность на дело: заинтересованность в решении деловых проблем; выполнение работы как можно лучше; деловое сотрудничество; преданность организации; целеустремлённость
¾ Направленность на общение: стремление поддерживать хорошие отношения, часто в ущерб делу; ориентация на совместную деятельность; потребность в одобрении; зависимость от 1руппы; привязанность; важность эмоциональных отношений.
Поведение личности определяется её направленностью. Направленность личности определяет всю систему её побуждений, её стратегических и тактических целей. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель - основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности - в системе человеческих потребностей.
Поведение сотрудника в организации и его отношение к работе во многом зависят от характера направленности его личности. Человек, у которого сильно выражена направленность на себя и свои интересы, может игнорировать ожидания коллег и руководства, если они расходятся с целями самого сотрудника.
Человек с преобладающей направленностью на дело проявит чудеса самоотдачи в работе, он мотивирован получением высокого результата, ценит требования руководства и организационные ценности.
Сотрудники с преобладающей направленностью на общение ценят на работе возможность личного общения, хороший коллектив и положительный психологический климат в организации.
34. Потребности и мотивы как источник активности личности. Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
Потребность - это испытываемая человеком нужда в чём-либо. Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека - его чувств, мышления, воли.
Различаются потребности потенциальные (не актуализированные) и актуализированные - текущее психическое состояние напряжённости, дискомфорта, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.
Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности: потребности, связанные с трудом; потребности, связанные с развитием человека; потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией; нравственные и духовные потребности.
Виды и особенности потребностей личности: материальные, социальные, духовные.
Особенности потребностей:
1.конкретный содержательный характер.
2.эмоциональное переживание.
3.ориентация на поиск путей удовлетворения потребностей.
4.снятие эмоциональной напряженности после удовлетворения потребности.
5. повторное возникновение потребности, когда нужда снова дает о себе знать.
Пирамида потребностей А. Маслоу
Мотив (в переводе с латинского «двигать», «толкать») означает побудительную причину действий человека. Это достаточно устойчивые характеристики человека, позволяющие понять, на что направлена его активность и ради чего он совершает свои поступки.
Совокупность взаимосвязанных мотивов составляет мотивацию или мотивационную сферу личности.
Виды осознанных мотивов личности:
Я-мотивы: человек осознает свои желания «Я хочу», «Мне надо», «Мнем важно»
Они-мотивы: мотивы значимых других «Они так делают», « Они так сказали»
Мотивы долга: «Так надо», «Так приято», «Так правильно»
Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Структура мотивации человека:
Актуальная мотивация в данный момент времени = мотивы личности + ситуативные факторы
Система стимулирования персонала с учетом мотивационной сферы личности работника.
Мотивационный портрет личности работника организации: материальное вознаграждение, карьерный рост, условия работы, престиж организации, творческий интерес, отношения в коллективе, самореализация, призание заслуг.
Сильнее побуждают к деятельности близкие и конкретные цели, (для того чтобы управлять поведением сотрудников через цели, необходимо, во-первых, хорошо знать их, а во-вторых, опираться психологические механизмы принятия целей: 1) осознание работником значения цели;
2) осознание способов достижения цели (как работать, какие оды использовать);
3) выделение этапов достижения цели (промежуточные цели и этапы работы);
4) осознание возможных трудностей в достижении цени и путей их преодоления;
5) осознание и использование форм и методов самоконтроля процесса продвижения к цели.