Пять: Погружаться глубоко под воды, чтобы находить землю
В начале есть воды, и первые существа опускаются в глубину и находят нечто интересное и поднимают землю на поверхность. Эта тема изображает врожденную силу, которой обладает каждый. Начинайте в общепринятой реальности, затем погружайтесь глубоко в себя или становитесь подавленными или грустными. Но спад и погружение еще глубже может приносить что-то новое.
Слово депрессия чрезмерно используется. Зачастую депрессии предшествуют творческим периодам. Во время «депрессий» или предтворческих периодов не просто говорите: «Я подавлен, и мне нужно больше кофе», или: «Мне нужно пойти достать наркотики», или что-то вроде этого. Опускайтесь в медитации; возможно, опускается не только усталость. Опускайтесь. Это нормально, опускаться в землю; возможно, будет выловлено или рождено что-то новое. Иногда приходится опускаться, чтобы вылавливать новые вещи, тогда как в другие времена вещи как будто всплывают сами собой.
Потоп
Согласно нашим авторам почти во всех мифах о сотворении мира каждое мифическое начало предполагает потоп – великое наводнение или его противоположность, великую засуху.
В таких историях создатель часто чувствует, что совершил ошибку. «Упс! То, что я сделал, получилось не слишком хорошо!» Создатель начинает чувствовать раздражение от «своей» работы и думает: «Эти люди просто неправильные! Они не проявляют себя правильно! Начну-ка я с чистого листа, и сделаю все заново!» Тогда создатель устраивает большой потоп и снова повергает творение в хаос. Этот потоп – огромный, огромный вопрос. Гигантский! Расскажите мне об этом. Как вы думаете, что это?
Великий дух создает эту невероятную вещь – мир, землю, планеты и все такое – и потом говорит: «Ладно, я об этом не знаю», чешет в затылке и решает: «Попробуем снова». Как вы на это смотрите? Что происходит?
Слушатель 1 : В любом случае, почему кто-то должен ожидать, что все получится правильно с первого раза?
Слушатель 2 : Есть многие сотворения, жизнь и смерть, жизни и смерти, возникающие из возврата к хаосу.
Вы когда-нибудь чувствовали: «О боже, это все разваливается! Что же дальше? Я боюсь смерти! Я боюсь наводнения, я боюсь болезни! Я боюсь депрессии. Я боюсь, что это для меня слишком. Весь мир разваливается на части!» Это страх потопа. Вы чувствуете: «Ох, я не могу больше продолжать, я устал, со мной все кончено». Это очень распространенный и очень важный опыт. На этом решающем этапе потопа всегда обращаются к терапевтам, наставникам, организациям или духовным консультантам. Страх потопления, неудачи или смерти – это часть человеческого наследия.
Однако в этом потопе всегда есть что-то вроде ковчега – большого корабля с людьми и семенами нового творения. Что это, плавающее на воде? Надежда!
Наши обнадеживающие сны держат нас на плаву, когда все в общепринятой реальности кажется обреченным на гибель. Ковчег – это система, которая строилась, чтобы плавать так, чтобы ее «груз» мог выжить. Ковчег – система, создающаяся для вхождения в измененные состояния.
Существуют системы, которые говорят: «Ты отправляешься в путешествие в темную ночь души, используй осознание внутри себя, чтобы следить за этими состояниями и плыть с ними». Эти системы осознания сущности – «ковчеги», которые держат вещи на плаву. Наше базовое осознание уровня сущности и системы, работающее с измененными состояниями сознания, может быть чрезвычайно полезным.
Здесь снова на ум приходит Гаити. Меня спрашивали: «Что бы вы посоветовали людям, которые ждут, когда их друзей извлекут из-под обломков?» Какая система действовала бы там, в тех обстоятельствах? Я советовал им петь их духовные песни, их песни Вуду о Боге. Я догадывался, что те песни были близки ко многим из их духовных верований. Те песни процессуального ума, которые люди несут с собой, – это тоже «ковчеги». Музыка может помогать людям жить в трудные времена и преодолевать их. Ковчег – это ощущаемое людьми чувство, теория или духовный опыт, которые могут нести их через невозможные периоды.
Ковчег – это нечто такое, что вам приказывают строить изнутри, нечто, бывшее лишь потенциальным, которое вы делали сознательным и строили до того, как случалась проблема. Это причина для развития вашего осознания: чтобы оно могло вести вас даже через трудные времена. В этом также смысл самообучения – помогать вам отстраняться и плыть, когда ваша повседневная реальность оказывается под угрозой.
Может ли кто-то объяснить, что происходило там, в раю, когда Бог сказал: «Не играйте с тем змеем», а Ева сказала (или это был Адам): «Ладно, давай все равно попробуем?»
Бог сказал: «Эй, ребята, это было неправильно делать! Теперь вы должны отправиться вниз на землю за непослушание, и там вы будете переживать жизнь и смерть». Неуважительное отношение к богу создало чувство времени.
Поблизости крался змей, а Ева и Адам глазели на великое древо познания, добра и зла, и яблоко, и все эти вещи. Но что там происходило? Я понимаю, что бог тут – образ, а не та большая сила, которая создает историю. Бог – это просто один образ в большей истории, но все равно, что там происходит?
Говоря НЕТ нашей глубочайшей и самой когерентной самости, отождествляясь с общепринятой реальностью и маргинализируя сновидение, мы попадаем в беду, создаем мир, проходим через целую кучу вещей, и посредством рассогласования мы создаем время и пробуждаемся, создавая мир. Затем, позднее, приходит потоп, а затем опять случается новое начало.
Я предполагаю, что говорить «Нет» Богу – это часть процесса, часть очень большого процесса – говорить нет, утрачивать контакт со своей глубочайшей самостью. Сказать Богу «Нет!» – означает создание большой проблемы. Многие будут советовать вам говорить Богу «Да!». Молиться Богу. Но иногда говорить НЕТ хорошо, поскольку, хотя это ведет нас к неприятностям, это также создает новые вещи.
Во всех историях сотворение так или иначе происходит из ничего. История сотворения, которую я предлагал в главе 2, имеет аспекты всех этих мифов. История предполагает, что в начале было «удивление», то есть удивляющийся процесс, который задавался вопросами о самом себе и разделялся на части, что вело к разнообразию, отражению и общепринятой реальности. Во всех историях есть согласование и рассогласование. Потом часто есть потоп, но также процесс «ковчега», то есть нового начала.