Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств

(шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения вос­питания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания ребенка



Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрес­сивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с та­кими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей не­примиримой и постоянной борьбе с отрицатель­ными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применя­ют. В высказываниях родителя сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке вы­явить “истинную”, т.е. плохую причину. В качест­ве таковой чаще всего выступают качества, с ко­торыми родитель неосознанно борется. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспи­тания(шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания; противоречивый тип воспитания -со­единение потворствующей гиперпротекции одно­го родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между суп­ругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превра­щается в “поле битвы” конфликтующих родите­лей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, ру-ководствуясь “заботой о благе ребенка”. При этом разница во мнениях родителей чаще всего

бывает диаметральной: один настаивает на весь­ма строгом воспитании с повышенными требова­ниями, запретами и санкциями, другой же роди­тель склонен “жалеть” ребенка, идти у него на по­воду.

Характерное проявление ВК - выражение недо­вольства воспитательными методами другого суп­руга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребен­ка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания “строгой” стороны. Это связано с тем, что именно “строгая” сторона, как правило, является инициа­тором обращения к врачу или медицинскому пси­хологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.Шкала предпочтения мужских качеств - ПМКи шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения в воспитании: по­творствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обуслов­ливается недействительными особенностями ре­бенка, а теми чертами, которые родитель припи­сывает его полу, т. е. “вообще мужчинам” или “вообще женщинам”. Так, при наличии предпоч­тения женских качеств наблюдается несоз­нательное неприятие подростка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стерео­типными отрицательными суждениями о мужчи­нах вообще: “Мужчины в основном грубы, неоп­рятны. Они легко поддаются животным побужде­ниям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склон­ны к алкоголизму. Любой же человек, будь то муж-

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru чина или женщина, должен стремиться к противо­положным качествам -быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах”. Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может слу­жить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец “без ума” от младшей сест­ры ребенка, т. к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка муж­ского пола в.данном случае формируется тип вос­питания “эмоциональное отвержение”. Возможен и противоположный перекос с выражен­ной антифеминистской установкой, пренебреже­нием к матери ребенка, его сестрам. В этих усло­виях по отношению к самому ребенку мужского по­ла может сформироваться воспитание по типу “потворствующей гиперпротекции”.

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru [етско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации по Jacobson-Everly.

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в юзе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удоб-ных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подло­котниками, на которые дети кладут расслабленные руки (усадив детей в такие “авиационные” кресла, можно создать в группе Атмосферу подготовки к “воздушному путешествию” и т.п.).

Наиболее доступной для занятий в любой ситуации явля-1ся так называемая “поза кучера”. Чтобы принять ее, нужно гсть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка рас-давлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не каясь друг друга, локти немного округлены - поза, характерная извозчика, дремлющего в ожидании седока.

Для детей нелишним будет рассказ об основных группах мышц (мышцах ног, бедер, живота, рук, плеч, шеи, лица), нагляд-ю показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгиба-чей). Это облегчит усвоение методики.

Ниже приводится текст, используемый в процессе рабо­ты с детьми. В процессе работы используется обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект.

Вводная инструкция.___________________________

Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабиться для достижения

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru состояния полного отдыха. Откинься, пожалуйста, назад и устройся очень, очень удобно. Закрой, по­жалуйста, глаза. (Для маленьких детей можно при­менять формулу: “Во время нашей работы твои глаза закроются на маленькие, невидимые замоч­ки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу тебе их открыть”; при этом можно слегка прикоснуться к векам ребенка).

Сначаланаправь, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит че­рез ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд).

Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его вы­полнению. Поэтому не начинай упражнение, пока я не скажу: “Готов? Начали”.

Начнемс груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глу­бокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воз­дух, находящийся вокруг тебя. Делаем это сейчас. Готов? Начали. Сделай глубокий вдох...глубже, глубже, задержка...и расслабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыха­ние. Заметил ли ты напряжение в области груди на вдохе и расслабление на выдохе? (Повторяем уп­ражнение). Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслабление? Постарайся сосре­доточиться на этом различии, когда мы будем вы­полнять следующие упражнения. (После каждого упражнения выдерживается пауза 5-10 секунд).

Теперьпоставь, пожалуйста, обе стопы всей поверхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь нос­ки на полу и в тоже время приподними обе пятки как можно выше. Готов? Начали, Подними обе пят-

ки очень, очень высоко. Подержи так... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При рас­слаблении ты, может быть, почувствуешь тепло и приятное покалывание. (Повторяем упражнение). Икроножные мышцы становятся теплыми, мягки­ми, расслабленными.

Теперьподними, пожалуйста, оба носка очень, очень высо­
ко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подни­
ми носки очень высоко... еще выше. Подержи так
и расслабь. <

Следующая группа мышц, на которой мы сосредо­точимся, - это мышцы бедра. Это упражнение про­сто. По моему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры сво­бодными, не напрягай их. Давай сделаем сейчас это упражнение. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ли ты напряжение в верхней час­ти бедер?

Повторим это упражнение. Чтобы проработать противоположную группу мышц, представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятка­ми в теплый сухой песок. Готов? Начали. Зарой свои пятки в песочек. С большим усилием. Силь­нее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй рас­слабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении. (Пауза - около 20 сек.).

Сейчаспереходим к рукам. Сожми, пожалуйста, обе руки од­новременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче.

Готов? Начали. Представь, что ты сжимаешь в ку­лаке все свои болезни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки - и раздави свои болезни! Теперьрасслабь руки. Чувствуешь приятное тепло, покалы-

       
  Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru
    Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru вание, пульсацию в кистях рук. Это - отличное уп­ражнение для тех, кто много пишет в школе. Те­перь давай повторим. (Повторяем 1 раз). Рас­слабься. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно ши­ре... еще шире. Подержи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Готов? Начали. (Повто­ряем упражнение 2 раза). Сосредоточься на чувст­ве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Такое ощущение возникает, когда приходишь до­мой с мороза, после игры в снежки, и кладешь руки на теплую батарею или печку. (Выдерживаем пау­зу около 20 секунд).

Теперьдавай поработаем с плечами. Мы храним массу на­пряжения и стресса в плечах. Недаром говорят, что наши беды и тревоги “давят на плечи”. Пред­ставь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали. Потяни плечи вверх. Очень высо­ко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Со­средоточься на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка... (Повторяем упражнение 2 раза, за­тем - пауза около 20 сек.).

Давайперейдем теперь к лицу. Мы начнем со рта. Сначала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка “до ушей”. Готов? Начали. Очень широкая улыб­ка. Еще шире. Подержи так - и расслабься. (Повто­ряем 2 раза).

Теперь сожми губы вместе, как бы пытаясь поце­ловать кого-то. Готов? Начали. Собери губы вме­сте. Сожми их очень крепко... Еще крепче. Подер­жи так - и расслабь. (Повторяем 1 раз).

А сейчасперейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время нашего сеанса держишь глаза закрытыми,

но теперь зажмурь их еще крепче. Представь, что ты моешь голову и пытаешься не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Готов? Начали. Зажмурь глаза очень крепко. Еще крепче... И - расслабь. (Повторяем 2 раза). Это упражнение очень полез­но при утомлении глаз, вызванном школьными уроками, чтением, помогает улучшить зрение при близорукости.

Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни о том, что глаза оста­ются закрытыми, а ты поднимаешь брови как мож­но выше, как будто сильно-пресильно чему-то уди­вился. Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так- и расслабь. (Повторяем 1 раз). Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 сек.).

Теперьснова направь свое внимание на дыхание, почувст­вуй, как с каждым вдохом (психотерапевт говорит синхронно с вдохами пациента) приятная све­жесть, прохлада... вливаются через твои ноздри, дыхательные пути в легкие... принося с собой бод­рость, энергию, здоровье... Грудная клетка расши­ряется, расправляется... А с каждым выдохом (эта фраза говорится частями, синхронно с выдохами . пациента)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит... через дыхательные пути, нозд­ри... ты можешь представить ее как облачко пара... которое отделяется от тебя...унося все болезни, тревоги... и тает, растворяется... Остается только чувство уверенности, приятного покоя...

А сейчасперейдем к работе с внутренними органами. Сде­лай спокойный глоток слюны и проследи, как теп­лая волна проходит в глубине твоей шеи... груди... живота (с 5-секундными паузами). В верхней части живота появилось приятное теп-

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru ло, и это тепло, подобно кругам от камня, брошен­ного в воду, расходится по всему животу, по всему телу... Живот прогрет приятным глубинным теп­лом.

Теперьты расслабил основные мышцы своего тела. Для то­го, чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли, Когда я буду называть их, дай им расслабиться еще сильнее. (Вновь кратко называем основные группы мышц, предлагая ребенку представить, как будто волна сильного тепла охватывает их; на этом фоне про­износим формулу внушения).

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru

Рисунок семьи.

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - student2.ru Данная методика представляет собой процедуру, отра­жающую восприятие ребенком своего места в семье, его отно­шения к семье в целом и отдельным ее членам.

Для исследования необходимы:

Лист белой бумаги, набор цветных карандашей, резинка.

Инструкция, даваемая ребенку:

“Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово “семья”, так как этим искажается сама суть исследования. Время выполнения задания не ограничивается.

В процессе выполнения задания (если оно проводится в ка­бинете психотерапевта) следует отмечать: после­довательность рисования; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ре­бенка; эмоциональные реакции и их связь с изо­бражаемым содержанием.

После выполнения задания в процессе беседы следует за­дать ребенку следующие вопросы:

1) Сказки, кто тут нарисован?___________________

2) Где они находятся?___________________________

3) Что они делают? Кто это занятие придумал?

Наши рекомендации