Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств
(шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания ребенка
нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить “истинную”, т.е. плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознанно борется. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания(шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания; противоречивый тип воспитания -соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого.
Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в “поле битвы” конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, ру-ководствуясь “заботой о благе ребенка”. При этом разница во мнениях родителей чаще всего
бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен “жалеть” ребенка, идти у него на поводу.
Характерное проявление ВК - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания “строгой” стороны. Это связано с тем, что именно “строгая” сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.
Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола.Шкала предпочтения мужских качеств - ПМКи шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается недействительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. “вообще мужчинам” или “вообще женщинам”. Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается несознательное неприятие подростка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательными суждениями о мужчинах вообще: “Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то муж-
чина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам -быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах”. Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец “без ума” от младшей сестры ребенка, т. к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка мужского пола в.данном случае формируется тип воспитания “эмоциональное отвержение”. Возможен и противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому ребенку мужского пола может сформироваться воспитание по типу “потворствующей гиперпротекции”.
[етско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации по Jacobson-Everly.
Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в юзе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удоб-ных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки (усадив детей в такие “авиационные” кресла, можно создать в группе Атмосферу подготовки к “воздушному путешествию” и т.п.).
Наиболее доступной для занятий в любой ситуации явля-1ся так называемая “поза кучера”. Чтобы принять ее, нужно гсть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка рас-давлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не каясь друг друга, локти немного округлены - поза, характерная извозчика, дремлющего в ожидании седока.
Для детей нелишним будет рассказ об основных группах мышц (мышцах ног, бедер, живота, рук, плеч, шеи, лица), нагляд-ю показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгиба-чей). Это облегчит усвоение методики.
Ниже приводится текст, используемый в процессе работы с детьми. В процессе работы используется обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект.
Вводная инструкция.___________________________
Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабиться для достижения
состояния полного отдыха. Откинься, пожалуйста, назад и устройся очень, очень удобно. Закрой, пожалуйста, глаза. (Для маленьких детей можно применять формулу: “Во время нашей работы твои глаза закроются на маленькие, невидимые замочки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу тебе их открыть”; при этом можно слегка прикоснуться к векам ребенка).
Сначаланаправь, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд).
Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, пока я не скажу: “Готов? Начали”.
Начнемс груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг тебя. Делаем это сейчас. Готов? Начали. Сделай глубокий вдох...глубже, глубже, задержка...и расслабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Заметил ли ты напряжение в области груди на вдохе и расслабление на выдохе? (Повторяем упражнение). Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслабление? Постарайся сосредоточиться на этом различии, когда мы будем выполнять следующие упражнения. (После каждого упражнения выдерживается пауза 5-10 секунд).
Теперьпоставь, пожалуйста, обе стопы всей поверхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу и в тоже время приподними обе пятки как можно выше. Готов? Начали, Подними обе пят-
ки очень, очень высоко. Подержи так... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При расслаблении ты, может быть, почувствуешь тепло и приятное покалывание. (Повторяем упражнение). Икроножные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными.
Теперьподними, пожалуйста, оба носка очень, очень высо
ко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подни
ми носки очень высоко... еще выше. Подержи так
и расслабь. <
Следующая группа мышц, на которой мы сосредоточимся, - это мышцы бедра. Это упражнение просто. По моему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Давай сделаем сейчас это упражнение. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ли ты напряжение в верхней части бедер?
Повторим это упражнение. Чтобы проработать противоположную группу мышц, представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. Зарой свои пятки в песочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении. (Пауза - около 20 сек.).
Сейчаспереходим к рукам. Сожми, пожалуйста, обе руки одновременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче.
Готов? Начали. Представь, что ты сжимаешь в кулаке все свои болезни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки - и раздави свои болезни! Теперьрасслабь руки. Чувствуешь приятное тепло, покалы-
вание, пульсацию в кистях рук. Это - отличное упражнение для тех, кто много пишет в школе. Теперь давай повторим. (Повторяем 1 раз). Расслабься. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно шире... еще шире. Подержи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Готов? Начали. (Повторяем упражнение 2 раза). Сосредоточься на чувстве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Такое ощущение возникает, когда приходишь домой с мороза, после игры в снежки, и кладешь руки на теплую батарею или печку. (Выдерживаем паузу около 20 секунд).
Теперьдавай поработаем с плечами. Мы храним массу напряжения и стресса в плечах. Недаром говорят, что наши беды и тревоги “давят на плечи”. Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали. Потяни плечи вверх. Очень высоко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточься на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка... (Повторяем упражнение 2 раза, затем - пауза около 20 сек.).
Давайперейдем теперь к лицу. Мы начнем со рта. Сначала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка “до ушей”. Готов? Начали. Очень широкая улыбка. Еще шире. Подержи так - и расслабься. (Повторяем 2 раза).
Теперь сожми губы вместе, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Готов? Начали. Собери губы вместе. Сожми их очень крепко... Еще крепче. Подержи так - и расслабь. (Повторяем 1 раз).
А сейчасперейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время нашего сеанса держишь глаза закрытыми,
но теперь зажмурь их еще крепче. Представь, что ты моешь голову и пытаешься не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Готов? Начали. Зажмурь глаза очень крепко. Еще крепче... И - расслабь. (Повторяем 2 раза). Это упражнение очень полезно при утомлении глаз, вызванном школьными уроками, чтением, помогает улучшить зрение при близорукости.
Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни о том, что глаза остаются закрытыми, а ты поднимаешь брови как можно выше, как будто сильно-пресильно чему-то удивился. Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так- и расслабь. (Повторяем 1 раз). Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 сек.).
Теперьснова направь свое внимание на дыхание, почувствуй, как с каждым вдохом (психотерапевт говорит синхронно с вдохами пациента) приятная свежесть, прохлада... вливаются через твои ноздри, дыхательные пути в легкие... принося с собой бодрость, энергию, здоровье... Грудная клетка расширяется, расправляется... А с каждым выдохом (эта фраза говорится частями, синхронно с выдохами . пациента)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит... через дыхательные пути, ноздри... ты можешь представить ее как облачко пара... которое отделяется от тебя...унося все болезни, тревоги... и тает, растворяется... Остается только чувство уверенности, приятного покоя...
А сейчасперейдем к работе с внутренними органами. Сделай спокойный глоток слюны и проследи, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи... груди... живота (с 5-секундными паузами). В верхней части живота появилось приятное теп-
ло, и это тепло, подобно кругам от камня, брошенного в воду, расходится по всему животу, по всему телу... Живот прогрет приятным глубинным теплом.
Теперьты расслабил основные мышцы своего тела. Для того, чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли, Когда я буду называть их, дай им расслабиться еще сильнее. (Вновь кратко называем основные группы мышц, предлагая ребенку представить, как будто волна сильного тепла охватывает их; на этом фоне произносим формулу внушения).
Рисунок семьи.
Данная методика представляет собой процедуру, отражающую восприятие ребенком своего места в семье, его отношения к семье в целом и отдельным ее членам.
Для исследования необходимы:
Лист белой бумаги, набор цветных карандашей, резинка.
Инструкция, даваемая ребенку:
“Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово “семья”, так как этим искажается сама суть исследования. Время выполнения задания не ограничивается.
В процессе выполнения задания (если оно проводится в кабинете психотерапевта) следует отмечать: последовательность рисования; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания в процессе беседы следует задать ребенку следующие вопросы:
1) Сказки, кто тут нарисован?___________________
2) Где они находятся?___________________________
3) Что они делают? Кто это занятие придумал?