Общая характеристика теста
Предполагаемый адресат теста - подростки начиная с 11 - 12 лет и взрослые, которым предъявляется смещенная ретроспективная инструкция. Поскольку основные идентификационные процессы завершаются в подростково-юношеском возрасте, предварительные данные подростков и взрослых практически не отличаются. Модификация инструкции теста позволяет также использовать его для оценки психологической близости членов семьи и дистанционных отношений внутри семьи.
Опросник содержит шесть шкал, отражающих измерения психологического пространства (см. Приложения 1 - 3). Каждое утверждение может либо приниматься, либо отвергаться респондентом. Теоретически предполагалось, что ответ, соответствующий ключу, увеличивает показатель суверенности (1), а ответ, не совпадающий с ключом, - показатель депривированности (-1). Выбирая "Да" или "Нет", респондент подразумевает также промежуточный ответ "Не знаю", вариант которого, однако, в бланке не представлен, а при более дробном шкальном оценивании это был бы 0. Общий показатель суверенности подсчитывается путем сложения баллов. Концептуально шкалы опросника рассматриваются как содержательно независимые (каждый пункт входит в состав только одной шкалы), поэтому общий показатель суверенности равен сумме показателей по всем шести шкалам. Содержание каждой из шкал не может быть использовано для изучения суверенности ППЛ по другой шкале: так, утверждения о суверенности структуры ценностей не связаны с суверенностью телесного носителя психологических качеств. Образование симптомокомплексов по сочетанию шкал пока не предполагается.
Определение психометрических характеристик теста осуществлялось по "лоскутному" экспериментальному плану и в общей сложности включало обследование 134 подростков. Однако не все респонденты участвовали в выявлении каждой из психометрических характеристик [4, 7, 8, 10, 16 - 18]2 .
Суверенность физического тела (СФТ) человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность - в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей (утверждение N 47: "Мне не нравилось, когда взрослые в детстве любили меня пощекотать или ущипнуть"). Суверенность территории (СТ) означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ (утверждение N 3: "Я всегда имел уголок для игры, который мог обустроить по собственному вкусу"). Суверенность мира вещей (СВ) подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность - непризнание его права иметь личные вещи (утверждение N 16: "Я часто огорчался, когда родители наводили порядок в моих игрушках"). Суверенность привычек (СП) - это принятие временной формы организации жизни человека, а депривированность - насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок (утверждение N 25: "Я расстраивался, когда не мог доиграть из-за того, что взрослые звали меня к себе"). Суверенность социальных связей (СС) выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - контроль над социальной жизнью человека (утверждение N 31: "Мне часто хотелось поиграть с детьми, которые вместе со мной ходили в кружок, но обычно родители торопились, и это не удавалось"). И наконец, суверенность ценностей (СЦ) подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность - насильственное принятие
2 Автор благодарит выпускников МОСУ Н. Венкову, Н. Венчакову и Е. Горину, которые выполнили значительную работу по подготовке теста.
стр. 78
Таблица 1. Количество ответов "Да" на каждое утверждение теста (n = 134, в %)
N пункта | ||||||||||||||||||||
"Да" | ||||||||||||||||||||
N пункта | ||||||||||||||||||||
"Да" | ||||||||||||||||||||
N пункта | ||||||||||||||||||||
"Да" | ||||||||||||||||||||
N пункта | ||||||||||||||||||||
"Да" |
неблизких ценностей (утверждение N 80: "Даже в детстве родители не настаивали, чтобы я "пошел по их стопам"").
Каждый человек, взрослея, неминуемо воспринимает педагогические усилия близких как депривирующие и учится взаимодействовать с ними, поэтому полная суверенность ("псевдосуверенность") достижима только в случае жесткого отделения и, возможно, аутистического противопоставления себя окружающему миру, а полная депривированность приводит к разрушению человека как индивидуальности.