Юридические факты в социальной работе
В юридической теории и практике принято рассматривать юридические факты, под которыми понимают различные жизненные обстоятельства, которые способны приводить к возникновению, изменению или прекращению правовых отношений. В теории права принято классифицировать юридические факты по таким основаниям, как: ,
1) характер юридических последствий, в соответствии с которым выделяют правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты;
2) форма проявления, позволяющая говорить о положительных и отрицательных юридических фактах;
3) воля субъекта, в зависимости от которой выделяют события (юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей), а также действия (юридические факты, наступления которых зависит от воли людей).
Порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, регулируется законодательством. Учитывая, что социальная работа, как правило, связана с предоставлением услуг, имеющих материальную ценность, важное место в их установлении имеет Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.; далее — ГПК РФ). Он определяет судебный порядок установления фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Например, суд рассматривает факт несчастного случая, который может иметь значение для установления статуса инвалида и предоставления государственной помощи. Он устанавливает юридическое значение такого факта только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются в порядке особого производства. Заявление об установлении факта подается в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или восстановления утраченных документов. Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
В отдельных случаях законодательство регулирует особый порядок установления юридических фактов. В частности, ГПК РФ регулирует порядок ограничения дееспособности гражданина, признания гражданина недееспособным, ограничения или лишения несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами. В случае судебного решения данные факты также приобретут юридическую силу и соответствующие последствия, влияющие в том числе на порядок социальной работы с такими лицами. В частности, такое решение суда может стать основанием для установления опеки или попечительства.
Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь. Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. Дело об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четыр. надцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами может быть воз. буждено на основании заявления родителей, усыновителей или по. печителя либо органа опеки и попечительства.
Заявление об ограничении гражданина в дееспособности, о при. знании гражданина недееспособным, об ограничении или о лише- нии несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнад. цати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если граж< данин помещен в медицинскую организацию, оказывающую психи* атрическую помощь в стационарных условиях, или стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, по месту нахождения этой организации или этого учреждения. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение, либо свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими. В заявлении об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о явно неразумном распоряжении несовершеннолетним своим заработком, стипендией или иными доходами.
Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.
Заявление об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или здоровья либо для жизни или
здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей. В случае если личное участие гражданина в проводимом в помещении суда судебном заседании по делу о признании гражданина недееспособным создает опасность для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, данное дело рассматривается судом по месту нахождения гражданина, в том числе в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарном учреждении социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, с участием самого гражданина.
Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления об ограничении гражданина в дееспособности, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами. Суд, установив, что лицо, подавшее заявление, действовало недобросовестно в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина, взыскивает с такого лица все издержки, связанные с рассмотрением дела.
Гражданин, признанный недееспособным, имеет право лично либо через выбранных им представителей обжаловать соответствующее решение суда в апелляционном порядке, подать заявление о его пересмотре, а также обжаловать соответствующее решение суда в кассационном и надзорном порядке, если суд первой инстанции не предоставил этому фажданину возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей.
Решение суда, которым фажданин офаничен в дееспособности, является основанием для назначения ему попечителя органом опеки и попечительства, а в случае признания его недееспособным — основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства. - -
ГПК РФ также устанавливает порядок отмены ограничения гражданина в дееспособности и признание фажданина дееспособным и регулирует другие отношения, связанные с имущественными и некоторыми личными неимущественными отношениями.
Аналогичный подход используется в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.; далее - АПК РФ), регулирующем наряду с другими вопросами порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на оснований заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значе. ние. В случае если при рассмотрении дела об установлении фактов имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фа*, тов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем вы. носит определение. В определении заявителю и другим заинтересо. ванным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
В соответствии с основными требованиями ГПК РФ и АПК Рф и с учетом особенностей социальной работы порядок установления юридических фактов, определяющих предоставление социальных услуг лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, регулируется также отдельными отраслевыми законами. Так, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон о защите инвалидов) устанавливаются понятие медико-социальной экспертизы, порядок ее осуществления и юридическое значение принятого решения по результатам ее проведения. Медико-социальная экспертиза представляет собой определение в установленном порядке потребностей ©свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клиникофункциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, которые выполняют такие функции, как:
• установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
* разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
* изучение уровня и причин инвалидности населения;
* участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
• определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
• определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности*
Положения данного закона конкретизируются постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. от 4 сентября 2012 г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». В нем были утверждены Правила, в соответствии с которыми признание лица инвалидом осуществляется Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом производится при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минтрудом России.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала. С момента принятия в соответствующей правовой форме (форме документа) такого решения оно становится юридическим фактом (приобретает юридическую силу) и становится основанием для дальнейших действий.
Кроме того, данным постановлением регулируются такие вопросы, как условия признания гражданина инвалидом, порядок его направления на медико-социальную экспертизу, порядок ее проведения и переосвидетельствования инвалида, а также порядок обжалования решений соответствующих органов. ..