Юридические факты и юридические составы в финансовом праве: теоретический анализ оснований классификации

С точки зрения научного анализа, а также выработки методологии законотворчества весьма ценной является классификация юридических фактов.

Для финансово-правовой науки классификация юридических фактов ценна потому, во-первых, что служит средствомсистематизации, предпосылкой научного анализа изучаемого объекта, во-вторых, выполняет эвристическую функцию, т.е. ставит перед исследователем новые вопросы, наталкивает на нерешенные задачи, в-третьих, выполняет прогностическую функцию, ибо выступает как инструмент, позволяющий зафиксировать всякие сдвиги в системе юридических фактов[12, с. 29]. С точки зрения выработки методологии финансового законотворчества классификация юридических фактов ценна потому, что позволяет применять определенный правовой режим (закономерности, принципы, свойства) кюридическим фактам определенного класса, а значит — «способствует точному отбору и правильному закреплению юридических фактов в нормах права» [12, с. 29].

В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Переводя эти классификации в плоскость финансового права можно утверждать, что одной из наиболее устоявшихся классификаций юридических фактов в финансовом праве является их классификация по волевому признаку на юридические действия и юридические события.

«Юридические действия — это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований» [3, с. 168]. «Юридические события — это обстоятельства не зависящие как юридические факты от воли людей» [3, с. 169].Юридические факты— действия, в свою очередь, подразделяются по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм на:

1) правомерные действия и

2) неправомерные действия (правонарушения)[3, с. 169].

Правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические поступки и юридические акты[1, с. 52].«Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящие к юридическимпоследствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками» [15, с. 27].

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, которые могут быть разделены на три группы:

а) нормативные акты, содержащие индивидуальные предписания (смешанные акты);

б) правовые акты индивидуального регулирования;

в) прочие акты волеизъявления субъектов финансового права[13, с. 67].

Утвердилось мнение, что нормативные акты и, соответственно, нормы права не являются юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения правоотношений, а являются лишь их (юридических фактов) предпосылками. Это вполне справедливо. Однако в финансовом праве закон о бюджете на предстоящий финансовый год является ярко выраженным смешанным актом, в котором одновременно закреплены нормативные и индивидуальные предписания. В связи с этим, ежегодно принимаемые законы о бюджетах (республиканский и местные) на предстоящий финансовый год являются в ряде случаев основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Учитывая это, закон о ежегодном бюджете в целом для органов, его исполняющих, является юридическим фактом возникновения и изменения (в случае внесения изменений в этот закон) правоотношения по исполнению бюджета. Ведь финансовое правоотношение по исполнению бюджета возникнет не ранее, чем появится закон о бюджете на предстоящий год, а также сам бюджет, которые и являются юридическими фактами его возникновения[13, с. 68].

Основное место среди правомерных юридических актов, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, являются акты индивидуального регулирования. Все они могут быть подразделены на финансово-правовые и прочие. Среди финансово-правовых актов индивидуального регулирования, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.

Субординационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования принимаются органами государства или местного управления и самоуправления в одностороннем порядке на основе их компетенции и содержат индивидуально-императивные волеизъявления. Они выступают в качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений[13, с. 68].

Субординационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования, являющиеся юридическими фактами движения финансового правоотношения, можно подразделить на финансово-плановые акты (смета бюджетного учреждения) и прочие финансово-правовые акты.

Наряду с субординационными актами индивидуального регулирования роль юридических фактов в финансовом праве в последние годы стали выполнять и координационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования. Координационные финансово-правовые акты индивидуального регулирований являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю. При этом надо заметить, что координационные финансово-правовые акты индивидуального регулирования как юридические факты движения финансовых правоотношений всегда идут вкупе, нераздельно с субординационными индивидуальными актами[13, с. 68].

К правомерным юридическим действиям как основаниям движения финансовых правоотношений могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов финансового права. Это главным образом заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты финансового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация. Подобные действия совершаются субъектами с целью породить совершенно определенные последствия.

В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношений, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица.

Юридические поступки занимают заметное место в финансово-правовой фактологии. Это обусловлено, в частности, производностью, вторичностью в ряде случаев финансового правоотношения по отношению к гражданскому правоотношению. Субъект хозяйственной деятельности, стремясь к увеличению своего дохода, прибыли, постоянно вступает в различного рода гражданско-правовые сделки. Их результатом является приобретение основных фондов, оборотных средств, получение выручки, дохода и т.п. С точки зрения финансового права эти акции являются юридическими фактами-поступками, обусловливающими движение финансовых правоотношений. Они приводят к финансово-правовым последствиям независимо от воли лица[13, с. 69].

В финансовом праве юридическими фактами, порождающими правовые последствия, являются и неправомерные действия. Среди неправомерных действий как оснований движения финансовых правоотношений выделяются правонарушения в виде проступков. Финансовые проступки как юридические факты могут совершаться в форме как действия, так и бездействия. Надо заметить, что в финансовом праве удельный вес проступков бездействия, с которыми связывается возникновение охранительных правоотношений, очень велик. Это обусловлено императивным методом финансово-правового регулирования с опорой на позитивные обязывания. В финансовом праве субъект обязывается активно действовать для того, чтобы обеспечить цели и задачи финансово-правового регулирования. Следовательно, бездействие — финансовый проступок.

В финансовом праве в числе юридических фактов, вызывающих движение финансовых правоотношений, могут быть названы и события. Здесь, как и во многих других отраслях права, имеют место относительные и абсолютные события. Относительные события — это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, их породивших. Число относительных событий в финансовом праве невелико. Главным образом они выступают в качестве оснований налоговых правоотношений, а точнее, правоотношений по использованию налоговых льгот.

Помимо относительных событий, движение финансовых правоотношений нередко вызывается абсолютными событиями. «Абсолютные события — это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее»[13, с. 69].

К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки. В финансовом праве сроки как юридические факты занимают весьма заметное место. В большинстве случаев в финансовом праве сроки являются одним из юридических фактов, с которым связывается исполнение налогового обязательства.

Помимо классификации юридических фактов по волевому признаку, в финансовом праве могут быть достаточно последовательно проведены и другие их классификации, которые уже разработаны отраслевыми юридическими науками и в общей теории права.

В результате исследования вопросов третьей главы курсовой работы, нами сделаны следующие выводы.

1. Юридические факты в финансовом праве выполняют свою главную функцию — обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Однако реализация этой главной функции юридических фактов в финансовом праве взаимосвязана с иными функциям юридических фактов в этой отрасли права и зависит от них. К иным функциям юридических фактов в финансовом праве следует отнести: функцию элемента метода финансово-правового регулирования, информативную функцию,функцию гарантий законности, стимулирующую функцию.

2. Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название «юридические факты». Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

3. По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события — обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Заключение

В результате исследования темы курсовой работы, нами сделаны следующие выводы.

1. Финансовое правоотношение — разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

2. Особенности финансовых правоотношений проявляются в следующем: финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства; они являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер; одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления.

3. Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения.

4. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Финансовые правоотношения могут быть классифицированы: а) исходя из основных функций права — на регулятивные и охранительные; б) по характеру финансово-правовых норм — на материальные и процессуальные; в) по видам финансово-правовых институтов — на бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения; г) по обязательному субъекту — на те, где субъектом является государство непосредственно или его уполномоченный орган; д) исходя из особенностей объекта — на имущественные и неимущественные; е) по структуре их юридического содержания — на простые и сложные; ж) по юридическому характеру взаимодействия их участников — на вертикальные и горизонтальные.

5. Юридические факты в финансовом праве выполняют свою главную функцию — обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Однако реализация этой главной функции юридических фактов в финансовом праве взаимосвязана с иными функциям юридических фактов в этой отрасли права и зависит от них. К иным функциям юридических фактов в финансовом праве следует отнести: функцию элемента метода финансово-правового регулирования, информативную функцию, функцию гарантий законности, стимулирующую функцию.

6. Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название «юридические факты». Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.


Наши рекомендации