Наши юбиляры. константину викторовичу судакову - 70 лет
Автор:
Константин Викторович Судаков - действительный член Российской академии медицинских наук, основатель и бессменный руководитель уникального научно-педагогического комплекса, объединяющего кафедру нормальной физиологии Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова и Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П. К. Анохина РАМН. Столь почетное звание и высокая должность К. В. Судакова - признание его 45-летней неустанной научной, организационной, педагогической и общественной деятельности.
К научной работе Судаков начал приобщаться с начала учебы в 1-м Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова, на кафедре нормальной физиологии, и окончательно выбрал свой путь в науке, когда эту кафедру возглавил выдающийся ученый П. К. Анохин. Обаяние его личности, глубина и уникальность научных интересов, неистощимая энергия произвели на студента неизгладимое впечатление и определили всю его дальнейшую судьбу.
В 1960 г. Судаков заканчивает аспирантуру под руководством Анохина и уже в 1966-м становится доктором наук, а в 1969 г. получает звание профессора. В 1971 г. выходит его первая монография "Биологические мотивации", в которой на основе творческого развития теории функциональных систем Анохина были сформулированы принципиально новые представления о природе и механизмах биологических мотиваций. Следуя примеру своего учителя, Судаков разрабатывает широкий спектр физиологических проблем - от клеточных механизмов работы мозга до психофизиологических аспектов организации поведения человека.
После смерти П. К. Анохина, в 1974 г., встал вопрос о том, как сохранить и дальше развивать созданное им научное направление и уникальную школу системной физиологии. Нужен был чело-
стр. 124
век, который не только продолжил бы разработку научных идей Учителя, но и сумел бы создать единый организм на базе кафедры нормальной физиологии и ряда разноведомственных лабораторий. И тогда был основан комплекс, объединяющий кафедру нормальной физиологии Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова и Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П. К. Анохина РАМН. Все последующие десятилетия работы в качестве директора этого комплекса показали, что К. В. Судаков сумел справиться с почетной и трудной задачей и выполнить один из заветов Учителя - соединить в одном коллективе ученых, которые одновременно готовили бы молодых исследователей, и педагогов, максимально приближенных к решению актуальных задач науки. Сегодня этот научно- педагогический комплекс - один из ведущих центров развития мировой физиологии.
Под руководством Судакова был разработан новый курс нормальной физиологии, базирующийся на теории функциональных систем Анохина, подготовлены методические пособия для студентов, изданы лекции по ключевым вопросам физиологии. Талантливый лектор и преподаватель, Константин Викторович воспитал многие поколения выпускников 1-го ММИ - врачей и научных работников; под его руководством защищены десятки кандидатских диссертаций, подготовлено немало докторов наук.
Творчески развивая научное наследие П. К. Анохина, К. В. Судаков уделяет основное внимание разработке системных механизмов целенаправленного поведения человека и животных, роли мотиваций и эмоций. Он раскрыл и описал пейсмекерные механизмы формирования биологических мотиваций, структурную и химическую интеграцию их церебральных механизмов, взаимодействие мотивационных возбуждений с геномом мозговых структур и с подкрепляющими возбуждениями на структурах акцептора результатов действия, роль олигопептидов в формировании корково-подкорковой архитектоники биологических мотиваций, механизмы формирования патологических (в том числе алкогольных) мотиваций.
Широкую известность получили работы К. В. Судакова о механизмах эмоционального стресса как причины психосоматических заболеваний и о методах повышения устойчивости организмов к эмоциональному стрессу. Его монография "Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу" (1998) удостоена именной премии президиума РАМН им. А. А. Богомольца.
Не менее плодотворна и общественная деятельность Судакова. Он - академик- секретарь Отделения медико-биологических наук Российской академии медицинских наук с 1996 г., сопрезидент Российского отделения Международной академии наук, избран президентом созданного в Москве по его инициативе Международного регионального центра по профилактике стресса.
По его инициативе и под его председательством на родине И. П. Павлова в Рязани возрождены "Павловские чтения".
К. В. Судаков - автор десяти монографий и огромного количества научных статей. Его работы удостоены многочисленных российских и зарубежных дипломов, медалей и премий. Российское правительство наградило его орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов, шестью медалями.
Своими трудами К. В. Судаков внес большой вклад в развитие российской и мировой психофизиологии. От лица российских психологов редакция "Психологического журнала" желает глубокоуважаемому Константину Викторовичу крепкого здоровья и новых творческих успехов.
стр. 125
ХРОНИКА
Автор:
На заседании Диссертационного Совета Д 002.016.01 при Институте психологии РАН состоялась защита диссертаций по специальности 19.00.05 - социальная психология на соискание ученой степени кандидата психологических наук:
1. Филинкова Евгения Борисовна. "Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью" (научный руководитель - кандидат психол. наук. В. П. Позняков).
Объект исследования - владельцы и совладельцы малых и средних предприятий (предприниматели) и наемные руководители (директора предприятий). Основной метод - стандартизированное интервью.
Были выделены группы социально-психологических характеристик, связанных с удовлетворенностью предпринимательской деятельностью: особенностями мотивационной сферы, отношением к экономическим и социальным результатам деятельности, оценками личного вклада в развитие бизнеса и самореализацией. Выявлены различия в социально-психологических характеристиках предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности их деятельностью, а также различия предпринимателей и наемных руководителей. Даны практические рекомендации по оптимизации их взаимоотношений.
2. Купрейченко Алла Борисовна. "Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции у предпринимателей и менеджеров" (научный руководитель - доктор психол. наук, профессор, А. Л. Журавлев).
В работе изучались психологические особенности отношения личности к соблюдению нравственных норм при взаимодействии с людьми, находящимися на различной психологической дистанции. Объект исследования - предприниматели и менеджеры коммерческих предприятий. Основная методика - авторский опросник измерения отношения к соблюдению нравственных норм. В итоге сформирован многомерный подход к изучению отношений личности как динамического явления. Создана методика измерения отношения к соблюдению нравственных норм одновременно по трем показателям: уровню, гибкости, устойчивости во времени.
Впервые рассмотрена взаимосвязь отношения личности к соблюдению нравственных норм и психологической дистанции. Показано, что на выборке предпринимателей и менеджеров психологическая дистанция с представителями различных социальных категорий выступает основным критерием гибкости отношения личности к соблюдению нравственных норм; построена психологическая типология отношения к их соблюдению и выявлены различия для социальных групп предпринимателей и менеджеров.
На соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии была представлена диссертация Пастернак Нины Александровны "Способность действовать "в уме" как механизм произвольной регуляции поведения личности" (научные руководители: [доктор психол. наук Я. А. Пономарев], доктор психол. наук, профессор А. Г. Асмолов).
Работа направлена на выявление соотношения уровня развития интеллектуальных операций и произвольной регуляции личности; сделана попытка связать проблемы психологии личности и когнитивную психологию в единую систему; показать, как развитие интеллекта взаимосвязано с личностной организацией.
Цель работы: установить зависимость между уровнем развития способности действовать "в уме" и особенностями интеллектуального и личностного развития. Методы исследования: сравнительный анализ вариантов личностного и интеллектуального развития испытуемых разного уровня способности действовать "в уме" в пределах одновозрастной группы.
В исследовании получены новые факты, свидетельствующие о неразрывности различных аспектов когнитивной организации человека и их существенном влиянии на личностные характеристики. Делается вывод о том, что способность действовать "в уме" может рассматриваться как ключевая характеристика когнитивной организации, которая, в свою очередь, является одной из составляющих регуляции поведения человека.
Полученные данные могут быть использованы в психодиагностической и психокоррекционной практике.
* * *
В 2001 г. на заседании Диссертационного Совета Д002.016.01 при Институте психологии РАН состоялась защита диссертации по специальности 19.00.05 - социальная психология - на соискание ученой степени кандидата психол. наук Ключниковой Людмилой Владимировной "Взаимосвязь социально- психологической адаптации и межгруппового восприятия (на примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию)" (научный руководитель - кандидат психологических наук В. П. Позняков).
Теоретическая новизна исследования заключается в выделении совокупности интегральных показателей адаптированности переселенцев и выявлении их взаимосвязи с особенностями межгруппового восприятия. К интегральным показателям адаптированности относятся: социальное самочувствие, интеграция с местным населением, активность в достижении целей, согласованность со средой, оптимизм. Сочетание выраженности показателей адаптированности определяет тип социально-психологической адаптации. Оптимально адаптированы те переселенцы, у которых данные показатели выражены на уровне выше среднего.
Выделены интегрирующие и дифференцирующие компоненты этнического сознания. Интегрирующие качества характеризуют отношение к делу (трудолюбие, ответственность, аккуратность и др.), дифференцирующие - отношение к людям (открытость, коллективизм, гостеприимность и др.). Социальное самочувствие связано с восприятием и оценкой качеств, характеризующих адаптированность индивида, интеграция с местным населением - дистантность в отношениях с людьми. С ростом уровня адаптированности местные жители воспринимаются более открытыми, а сам переселенец более адаптированным. В целом, при оптимальном типе социально-психологической адаптированности дифференциация в межгрупповом восприятии уменьшается, хотя и не исчезает. Полярность суждений снижается.
Полученные данные могут быть использованы для диагностики социально- психологической адаптированности, а также более глубокого понимания особенностей межгруппового восприятия.
стр. 126
* * *
Диссертация Ольги Николаевны Клименченко "Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительного процесса (на примере решения малых творческих задач)" была представлена на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии (научный руководитель - канд. психол. наук Д. В. Ушаков).
Работа посвящена исследованию мыслительных процессов в контексте индивидуальных, когнитивных и личностных, и ситуативных детерминант.
Актуальность темы обусловлена не только изучением процесса мышления с помощью искусственного моделирования ситуации решения задачи, но и рассмотрением мыслительного процесса как гетерархически организованного. В теоретическом исследовании автором описываются и классифицируются теории детерминации мыслительного процесса с целью создания собственной точки зрения на проблему поиска предикторов успешности.
В результате эмпирического исследования, моделирующего реальный мыслительный процесс на примере решения малой творческой задачи, были получены следующие результаты: 1) выделенные этапы различаются по преобладанию осознаваемых или неосознаваемых мыслительных процессов, силе поисковой доминанты, эмоциональному фону, наличию акта переживания неудачи и т.п.; 2) ситуативные характеристики на каждом этапе так организуют индивидуальные, когнитивные и личностные детерминанты мыслительного процесса, что в фазе формально-логического поиска успешность решения задачи определяют преимущественно когнитивные особенности субъекта мышления. В следующих фазах (интуитивного поиска и формализации интуитивно найденного решения) детерминантами успешности мыслительного процесса становятся личностные особенности испытуемого - его волевая организация, а именно - ориентация на действие при переживании неудачи (по Ю. Кулю); 3) на последнем этапе - в фазе вербализации и формализации интуитивно найденного решения - основным и единственным предиктором успешности становится продолжительность пауз в речевой продукции испытуемого; 4) часто используемые для предсказания качества мышления переменные (коэффициент интеллекта, креативность) не являются надежными предикторами, объясняя не более 8% разброса данных.
Исходя из полученных эмпирических данных, автор подтверждает выдвинутую гипотезу о гетерархической организации мыслительного процесса.
стр. 127
ПОЛЯКОВ ЮРИИ ФЕДОРОВИЧ
Автор:
2 февраля 2002 г. ушел из жизни замечательный человек, крупный специалист в области клинической психологии - Юрий Федорович Поляков, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова с 1980 по 2001 г., член научного совета "Психическое здоровье" Российской академии медицинских наук и проблемной комиссии "Медицинская психология" РАМН, президент Ассоциации клинических психологов.
Юрий Федорович Поляков родился 9 декабря 1927 г. в Москве. Во время Великой Отечественной войны учился в артиллерийской спецшколе, затем в военном училище, 14- летним подростком работал на танковом заводе в Новосибирске. В 1951 г. закончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, защитив дипломную работу по психологии мышления (научный руководитель - С. Л. Рубинштейн).
После окончания университета Поляков работает в лаборатории патопсихологии НИИ психиатрии МЗ РСФСР, руководимой Б. В. Зейгарник. Тогда, в 1952 г., Поляков становится не только ее учеником и соратником, начинается его многолетнее плодотворное сотрудничество с нею. В 1954 - 56 гг. он работает практическим психологом в психиатрической больнице им. П. Б. Ганнушкина, а с 1956 по 1959 г. - научным сотрудником, а затем и зав. лабораторией патопсихологии Института судебной психиатрии им. Сербского. С 1962 по 1990 г. Поляков заведовал лабораторией патопсихологии Института психиатрии АМН СССР, позже преобразованного в Центр психического здоровья РАМН. Здесь им была развернута самая крупная в системе здравоохранения страны психологическая служба.
С самого начала самостоятельной профессиональной деятельности научные интересы Ю. Ф. Полякова сосредоточиваются на проблемах патопсихологии. Основным предметом его исследований становится патология мышления при различных психических заболеваниях. Этой проблеме в 40 - 60-е гг. были посвящены и многочисленные работы Зейгарник, однако Поляков нашел свой оригинальный подход к проблеме, обнаружив при этом блестящие полемические способности; создал ряд новых методических процедур для исследования нарушений мышления. В монографии "Патология познавательной деятельности при шизофрении" (1974 г.) он обобщил результаты проведенных им теоретических и экспериментальных исследований, сформулировал и обосновал новую гипотезу, объясняющую природу нарушений познавательной деятельности при шизофрении. В 60 - 80-е гг. Ю. Ф. Поляков и сотрудники руководимой им лаборатории успешно разрабатывают целый комплекс проблем, связанных с изучением нарушений психики при шизофрении: нарушения общения и эмоций, снижение психической активности, нарушения мотивационного компонента регуляции деятельности и др. Результаты этих исследований обобщены в монографии Ю. Ф. Полякова (соавторы В. П. Критская, Т. К. Мелешко) "Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание" (1991 г.). В ней впервые в патопсихологии дано теоретическое и эмпирическое обоснование целесообразности выделения особого патопсихологического синдрома, его соотношение с клиническими характеристиками шизофренического дефекта.
В последнее десятилетие своей деятельности Ю. Ф. Поляков развернул новый цикл исследований в области клинической психологии в связи с проблемами охраны здоровья населения, разработкой программ психопрофилактики и психологической коррекции, а в конце 90-х предложил стратегическую программу построения общей теории нарушения и восстановления психической деятельности при различных видах патологии.
Ю. Ф. Поляков - автор многочисленных публикаций, большинство из которых переведены на иностранные языки.
На протяжении всей своей жизни он был окружен людьми - молодыми сотрудниками, аспирантами, студентами, уделял большое внимание подготовке кадров. Доброта, отзывчивость, искреннее внимание к людям, человеческое обаяние - все эти черты находили живой отклик в сердцах людей, вызывали их ответную симпатию и любовь.
Память о Юрии Федоровиче Полякове - прекрасном человеке и оригинальном ученом - навсегда останется в сердцах тех, кто его знал.
стр. 128