Методологическое обеспечение акмеологии
Целостное видение конкретного человека во всех его измерениях и взаимосвязях потребовало создания методологии, адекватной многоплановости и многомерности человеческой жизни. Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается.
Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый.
Акмеологический подход предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий. Учет этих вопросов дает возможность более четко определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собственного опыта и социальных ценностей и его «акме». При этом, степень желаемой зрелости – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность (А.А. Деркач). Это состояние никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Таким образом, вырисовывается ключевая группа задач, которые призвана решать акмеология (А.А. Деркач):
· научное освещение феномена «акме», объективирование в ней общего и самобытного у разных людей;
· прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики «акме»;
· разработка круга проблем: «профессионализм и его основные характеристики»; «профессионализм и здоровье человека»; «условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности»; «пути предотвращения профессиональной деформации» и др.;
· анализ зависимостей между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности;
· разработка технологичных стратегий и тактик организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма;
· создание исследовательско-развивающего инструментария и организационно-методического обеспечения, позволяющего, с одной стороны, выявить достигнутый уровень профессионализма социальным субъектом (как отдельным человеком, так и общностью людей), развивать его и продуктивно задействовать. С другой стороны, интегрировать профессионально-деятельностные модели, алгоритмы и технологии с продуктивной жизнедеятельностной активностью человека в рамках избранной им жизненной стратегии в едином социальном контексте.
В методологическомплане акмеология по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальность определяется тем, что она познает закономерности такой сферы реальности, которая в своей онтологической определенности не схватывается никакой другой существующей ныне наукой. Прикладнойдисциплиной акмеология является в том смысле, что она на базе познанных фундаментальных закономерностей разрабатывает такие практически ориентированные технологии, которые не могут быть выведены, эксплицированы из уже существующих социологических процедур, психологических методов и педагогических приемов.
Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии мета-научной саморефлексии (Е.А. Суслова), обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философского, гуманитарного, социально-научного. При этом под акмеологической парадигмойпонимается, прежде всего, ее самостоятельность, отграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющиеся знания о человеке не могут объяснить проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиций антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии). О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.
Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, воплощения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Такими объектами акмеологии являются профессиональная деятельность и личностное развитие. Эти объекты равно и инновативны для современной отечественной науки, и актуальны, требуют решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.
Эпистемологический критерийсвидетельствует о теоретико-познавательных возможностях акмеологии, ее отличии от других наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.
Институционально-организационный критерийотражает формы институционализации и организации акмеологии как научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные сообщества, междисциплинарное и международное признание и т.п.) деятельности.
Этический критерий,пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно заниматься определением профессионально-нравственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности сам акмеолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную ментальность, духовность у своего основного объекта – Человека труда.
В акмеологическомплане в качестве системообразующего фактора интеграции указанных типов научных знаний выступает тот их аспект, который определяет возможности их конструктивного использования в качестве решения важнейшей практической задачи культивирования человеком своего профессионального мастерства вплоть до его высших собственно «акме-форм», которые подлежат дальнейшей трансляции в культуре.