Работа - игра или привычка?
Большинство работает, чтобы иметь средства к существованию; некоторые работают, чтобы добиться богатства или славы, и лишь малая часть людей работает потому, что в них есть нечто, требующее выражения... Только они истинно любят свою работу.
Эдмонд Бореакс Цкели
Высоко развитая личность, выражая себя в работе, может быть неправильно понята. Этот путь — не без проблем. Человек субъективно может чувствовать восторг и радость, занимаясь любимым делом. Видеть рост своей индивидуальности. Чувство робости, неловкости, застенчивости может постепенно исчезнуть в процессе работы и на протяжении жизни. Комплекс ощущений может стать целым от нового, интуитивного понимания себя в отношении к своему труду. Но существуют проблемы на пути, такие как отрицательная реакция со стороны других людей, недостаток времени, чтобы успеть сделать все, и желание отдать себя полностью работе, что не всегда сочетается с другими обязанностями.
Наблюдая за человеком, увлеченным работой, мы обнаруживаем, что его отношение к делу и то, чем он дорожит, во многом противоречат представлениям большинства людей западной культуры о «нормальном» образе жизни. Нас предостерегают не работать слишком усердно или слишком много. Люди рассматривают работу как что-то отдельное, предназначенное для будних дней,— обособленная в отдельном отсеке часть жизни, из которой время игры, удовольствия перенесено на выходные, праздники, каникулы. «Слава Богу, пятница» и «Унылый понедельник» — вытекают из представлений о монотонной неделе, заполненной неблагодарным тяжелым трудом, и выходных — едва ли не самого радостного времени в жизни. К сожалению, для многих людей это является истиной не только на уровне мысли, но и прямого опыта.
Вероятно, подобные идеи произошли из пуританской этики, которая держит людей в мрачном рабстве, заставляя работать без отдыха от рассвета до заката. И появилась необходимость в передышке от работы — не столько от усталости, сколько от отношения, основанного на отрицании возможности радости и веселья в процессе работы. Западная концепция контроля над природой, наше восхищение «прогрессом», материальным успехом и победой над препятствиями, уравняли работу с деятельностью, с помощью которой мы пытаемся управлять внешним миром: природой, временем и врагами жизни — нищетой, упадком, диким ландшафтом, болезнями, ограничениями, связанными с расстоянием и пространством. Было бы естественным желание отдохнуть после того, как мы выразили гнев и тревогу по отношению к подобным рабочим проектам. Рассматриваемая таким образом работа становится чем-то, отрезанным от человека, средством для выживания и видом занятий, которые делают человека ожесточенным, уставшим и циничным. Тогда работа разрушает и расщепляет личность, и не позволяет добиться целостности и внутреннего развития.
Это лишь слабое отражение точки зрения на работу увлеченного человека. Работа рассматривается как веселое упражнение, занятие, почти не требующее усилий, потому что становится способом, с помощью которого человек познает мир вокруг себя, способом решения парадоксов и тропой для личного развития. Работа для личности — приятное, творческое времяпрепровождение. Все это соответствует взглядам буддистов, которые используют простую, повседневную, рутинную работу как путь развития, путь установления тесной связи с миром и путь к видению своего места в общем порядке вещей.
Простота этой позиции — почти детская в своем проявлении — превращает работу в глубоко ценимую, доставляющую удовольствие цель, несмотря на встречающиеся трудности, раздражение и разочарование. Не имеет значения, насколько безличной, скучной, утомительной может показаться она другим, но для человека, чья работа подобна игре, ежедневная жизнь выражается счастливым и благословенным опытом. «Я счастливчик, потому что могу делать это» и «Я так счастлив, что нашел любимое дело» — это слова, которые люди часто произносят, когда удается сделать работу игрой.
Любая работа (телефонного оператора, банковского служащего, административного работника, библиотекаря, плотника, физика, автомеханика, продавца) становится интересной, если выполняется человеком, пытающимся реализовать себя. Эта личность получает наслаждение, работая даже над чем-то непривлекательным, потому что имеет другую внутреннюю установку, отличную от мнения большинства или средств массовой информации.
Например, математик, ставший биржевым маклером, с помощью любви к математике изучил подъемы и спады рынка. Работа для него подобна игре, и он рассказывает об этом:
— Когда ребенок ждет Рождества, его возбуждение растет вместе с приближением праздника. Ведь праздник этот бывает только один раз в год. Для меня, когда я приближаюсь к моей цели — пониманию, как работает рынок,— волнение продолжается все время. Или я описал бы это погоней за сокровищами, преследованием радуги, охотой за горшком с золотом. Для меня приз достаточно велик, чтобы продолжать преследование.
Осваиваясь на биржевом и товарном рынке, я уже достиг большего горшка золота, чем любой из тех, кого я знаю. Но еще много больше нужно сделать на пути к счастью, потому что не существует предела совершенству. Иначе пришлось бы искать какое-то другое дело.
Он говорил, что никогда не противопоставлял игру и работу, хотя у него разносторонние интересы. Например, он любит играть в теннис, бегать по пляжу или ходить на вечеринки. Если какое-то из этих занятий намечено в его ежедневнике, он обязательно этим займется.
— У меня есть много других занятий в жизни. Но я занимаюсь ими почти случайно, потому что работа притягивает меня к себе как, земное притяжение. Она иногда действительно «работа». Приходится сидеть здесь, никакие идеи не приходят в голову, а я должен продолжать, даже если не хочется. Но вот вспышка озарения — и я снова отправляюсь в самый волшебный мир.
Реализующаяся личность увлечена своей работой и использует ее, чтобы познавать мир вокруг себя.
Математик, чьи слова были процитированы выше, сказал:
«Я стал лучше понимать мир в результате своей работы. Я узнал много истин относительно вложений капитала, истин, которые помогают мне понимать и проникать в другие стороны жизни. Например, я выяснил, что все эти новости и суеверные мнения, которые влияют на рынок акций, в действительности ничего не стоят. Все новости и суеверия только мешают и все запутывают. Я обычно сопротивлялся пониманию этого, как и многого другого. Теперь я просто игнорирую все сообщения прессы и всех «экспертов». Я думаю, что эта истина пригодится и в вопросах здоровья, и для принятия важных решений. Главное, слушать себя и закрыть шум снаружи».
Цельная личность имеет иное, нежели обыденное, отношение к своей работе. Ниже приводятся некоторые моменты этого отношения:
Работа сама по себе — это игра и забава, деятельность, которая позволяет личности более глубоко понять свою внутреннюю сущность. Работа становится удовольствием — даже вместе с разочарованиями и раздражением — радостным событием и составной частью человека, выражающего себя так естественно, как птица в полете. При таком отношении работа не есть что-то, к чему нужно «принуждать» управлением. Скорее это еще одно упражнение в «беззаботности», о котором говорилось в предыдущих главах — деятельности, позволяющей человеку осознавать себя, пространство и время — здесь и сейчас.
Работа ощущается как момент «лучшего времени», как праздник, будто настоящий момент и есть наилучшее время, и любая «проблема» сейчас — это подарок на забаву нашему разуму. Другими словами, самореализующаяся личность (то есть интегрированная, цельная, здоровая, самоосознанная) функционирует полностью и не разделяет тот или иной момент по категориям «хороший» — «плохой». Человек не экономит внимание, участие, энтузиазм и энергию, чтобы использовать их в «лучшее время»: для выходных, каникул, игры в мяч в понедельник вечером и т.п. Человек, полностью отдающий себя работе, применяет всю свою энергию и сосредоточенность, все свои творческие способности.
Работа становится основной составляющей жизни, выражением внутренней силы человека. Даже со взлетами и падениями, нехваткой времени, давлением или конфликтами, работа переживается как наслаждение, реализация своей судьбы — призвания, как деятельность, помогающая развиваться в лучшего, более просветленного, совершенного, способного, заслуживающего доверия, продвинутого человека.
Работа есть что-то, связанное с внутренним Я, часть души, ума, тела и чувств — отражение самого человека. Она ни хорошая, ни плохая в смысле оценки преимущества одной работы над другой, но скорее «правильная», «точная», не материальная, а просто дающая цель жизни отдельному человеку в органичном общечеловеческом смысле.
Работа позволяет задействовать силы и таланты на полную мощность и работать над своими слабостями. При этом, обнажая все грани и углы, все особенности личности, она в то же время учит осознавать общность с другими людьми, быть сострадательной, щедрой, функциональной, дисциплинированной частью целого — лучшим «слугой», умирающим ежедневно за свое «большее Я».
К работе нельзя подходить агрессивно, будто она является врагом. Не нужно изливать на нее свои враждебные неразрешенные чувства тревоги или гнева. Работа — наш путь для дальнейшего выражения позитивных, заботливых, энергичных, преданных, стойких, поддерживающих аспектов развивающейся личности. Эти черты просятся наружу — внутренним побуждением, которое становится естеством существования. Наиболее важные аспекты самопобуждения должны использоваться в повседневной жизни.
Все, без исключения люди, которые соответствуют этим параметрам, описывают свою работу, как ключевое средство для выражения наиболее позитивных эмоций. Они описывают свои усилия, как способ продемонстрировать любовь к другим и увеличить уважение к самим себе. И в то же самое время эти люди способны вести себя так, что кажутся в высшей степени «эгоистичными». Например, они защищают свое время, говоря «нет»бесполезным общественным мероприятиям, отталкивая злобных людей, наполненные ядом ситуации и обязанности. Они будто бы инстинктивно знают, что должны делать со своим временем и энергией, и полны решимости делать только это.
И в этой связи неизменно встает вопрос о «трудоголизме»: какая разница между «трудоголиком» и тем, кто любит работу. Хотя при поверхностном рассмотрении это похожие понятия, в корне каждого стиля работы существует разный набор отношений и мотивов.
Во-первых, человек, любящий свою работу, как будто примагничен к ней. В нем развивается именно то, что я называю преданным сердцем, уважение ко всем требованиям, трудностям и неприятным сторонам. Так мать, никогда не задумывается над неприятными моментами в уходе за больным ребенком. В этом и суть: мотивы, которые воспламеняют человека, есть мотивы позитивности, любви, преданности, и они абсолютно искренни.
С другой стороны, мотивацией «трудоголика» часто является страх. Этот человек отчужден, тревожен, агрессивен, находится под стрессом и обычно использует работу, чтобы уйти от скрытой враждебности, неадекватных социальных отношений и чувства несоответствия.
Для трудоголика работа является пристрастием, во многом подобным наркотику. Она освобождает от необходимости решать личные проблемы — неудачный брак или нездоровые отношения с детьми. Авральный стиль работы позволяет закрывать глаза на свою неспособность к близким отношениям и, вероятно, неспособность играть, расслабляться и просто жить спокойной жизнью. Другими словами, он не может радоваться. Его способности к радости, творчеству, легкому спонтанному самовыражению блокированы его собственным напряженным состоянием. Он даже часто не замечает смены зимы и лета, отупляя себя мыслями о том, что должен сделать. Он один из тех, кто не может найти времени, чтобы «поваляться в траве». А не может, потому что не свободен в своем выборе. Его тревога и гнетущее чувство потери контроля (над собой, расписанием, проблемами...) постоянно тянет его назад в офис к бумажной работе, календарю, расписанию и т.п. Он не может последовать примеру китайского писателя Чин Шенг и записать, например, для себя и для потомства свои истинно счастливые моменты жизни. Если и запишет, все это будут рассказы о работе. Чин Шенг записал тридцать три таких эпизода, не имеющих ничего общего с формальной работой. Вот два примера:
— Я выпиваю в романтической обстановке с несколькими друзьями весенним вечером и уже слегка навеселе. Мне трудно остановиться, но также трудно и продолжать. Все понимающий мальчик-слуга приносит дюжину палочек фейерверков, я поднимаюсь из-за стола и зажигаю их: ощущается запах серы, он проникает через ноздри в мозг, и я чувствую удовольствие во всем теле. Ах, разве это не счастье?
Слышать, как дети так свободно декламируют классику, как журчит вода, льющаяся из крана. Ах, разве это не счастье?
Психотерапевт Джей Рорлик объясняет трудоголизм и приверженность к труду по-своему.
«Основным фактором в определении чрезмерного пристрастия к работе является уровень свободной воли в трудовых привычках человека. Пристрастие измеряется не тем, что человек делает, но тем, чего он не может делать... Только если человек не можетсуществовать без возбуждения от работы, когда это возбуждение подсознательно или сознательно желаемо, только тогда можно называть человека заядлым трудоголиком...Когда человек стремится работать во время сна или вместо него, во время еды, любви или чтения романа, разговора с друзьями или игры с детьми... он проявляет то, чего он не может делать. Трудоголик не имеет выбора в данном вопросе, даже когда хочет измениться. Он не может остановиться и не работать».
Как утверждает Рорлик, ключевым моментом является свободная воля. Обдуманный выбор для трудоголика затруднен его ограниченным развитием.
Человек, любящий свою работу, самореализующийся человек, развивается как личность, несмотря на страх или гнев. Это человек, имеющий «свет» в себе, говоря словами Швейцера. Это привлекательная, цельная, просвещенная личность, которая не требует одобрения, символов положения в обществе и наград от других. Он не нуждается — в отличие от трудоголика — в проявлении уважения или рангов (титулов, официальных званий, специальных парковочных мест, высшего разряда номеров в гостинице), чтобы продолжать играть и наслаждаться тем, что он делает. Он стремится работать потому, что любит работу, потому что, работая, развивает себя, черпает из скрытых внутренних источников и способностей и достигает глубины своего существования и воображения.
Внешне он может выглядеть перегруженным работой, в точности как трудоголик. Окружающим, семье, друзьям и коллегам нужно попридержать свое мнение и внимательнее присмотреться. Количество часов, затрачиваемых на работу, интенсивность труда и поглощенность идеями, детали, характеризующие эту работу и ее перспективу, помогут идентифицировать трудоголика.
Только сам человек знает и может сказать, трудоголик он или нет. Предостерегаю, мы не должны судить себя и других по впечатлению от рабочих привычек и мнению тех, кому причиняем неудобства или раздражаем своей несогласованностью и несоответствием рабочего расписания. Как сказала одна женщина:
«Это не вопрос трудоголизма; это вопрос получения энергии, которую сама работа генерирует».
Такое преданное отношение, как бы оно ни удовлетворяло человека, может стать трудным для семьи и друзей, которые не понимают его поглощенности работой. Им кажется, что их покинули. Например, один молодой работник сказал, что для него деньги не являются главным интересом в жизни, и потому друзья с трудом понимают его.
«Они видят, как я отказываюсь от некоторых дел, потому что не очень люблю или заниматься. Они смеются надо мной и говорят, что я поступаю по-дурацки. Они просто не могут разделить мои интересы. Деньги не являются для меня целью. Меня возбуждает сама работа, которую я должен делать. Это, как на дорожной развязке, потому что мне трудно общаться с большинством моих знакомых. Я много думаю о своей работе. Работаю интенсивнее, чем мои друзья. И научился придерживаться собственной точки зрения, потому что мое отношение к работе многим действительно трудно понять».
Женщина-бизнесмен рассказала о взгляде семьи на стиль ее работы:
«Они просто в другом месте. Да, они хотели бы видеть меня преуспевающей. Но в общепринятом смысле. Знаете, хорошая одежда, хорошее общественное положение, «сбалансированная» жизнь, которая для них означает общение на вечеринках, свадьбах детей... Меня поражает, что они — моя семья, и хотят видеть меня счастливой, но при этом не знают меня. Не видят, что я счастлива. И не только это. Я, может быть, гений в своей области, и они об этом никогда не догадаются, если пресса, весь мир и слова других, чей голос они уважают, не начнут подтверждать жизнеспособность моих идей».
Любой, кто посвящает себя какой-нибудь профессии, отдавая всю любовь и энергию, становится, в определенном смысле, гением в своей области. Профессия открывается для него своими истинами и законами, подчиняется его идеям и воображению, становится другом и самым способным сотрудником, развивает человека, вкладывающего себя в работу. И любая работа может служить этой цели, поэтому, что бы ни выбрал человек, исполняемое с правильным отношением и надлежащим вниманием становится благодарной, радостной деятельностью и другом по жизни.
Как-то я получила письмо от супружеской пары, являющейся бригадой по сбору яблок. Каждый из них отдельно описывал свои впечатления. Супруги попросили, чтобы я сначала привела письмо мужа, что я и делаю:
«Мы узнали о вашем исследовании и думаем, что можем кое-что предложить. Мы оба занимаемся сельскохозяйственным трудом. Уже тринадцать лет мы собираем яблоки. Из них двенадцать лет в одном и том же саду... Мы не любим их собирать, но я все равно наслаждаюсь этой работой, ибо она дает нам возможность жить так, как мы хотим, и такая работа устраивает нас больше, чем любая другая.
Восемьдесят—девяносто процентов нашего дохода мы получаем за четыре летних месяца. Я люблю подработать где-то еще, и это прекрасно удается. Весна и осень прекрасное время. Наша работа требует физической нагрузки для всего тела — наклоны, приседания, повороты — это полезно. Нагрузку ты выбираешь сам, а зарплата видна в твоей корзине, она и подстегивает работать быстрее. От начальства нет особых нареканий, поэтому у меня определенный уровень независимости. Мы работаем в команде сборщиков яблок. Это требует некоторой кооперации и дает возможность подружиться. Сбор яблок — такая работа, о которой можно забыть, когда пришел домой, и... А нам главное зарабатывать вместе и поддерживать ощущение стабильности и общности».
Его жена добавляет следующий комментарий в своем письме:
«Для меня важно работать вместе с мужем... Работа составляет большую часть человеческой жизни, и я рада, что могу делить ее с тем, кого люблю. И хочу повторить слова мужа о возможности подрабатывать. Мне кажется, что люди в США не привязаны к земле, это и является частью проблем нашего общества».
Оба этих человека противоречат распространенному ошибочному представлению о «непрофессиональном труде», показывая нам, почему работа так хорошо устраивает их. Они оба хорошо понимают, чего хотят от жизни, от работы, и демонстрируют свое знание и понимание себя. Муж описывает себя следующим образом:
«Я — пограничный тип между интровертом и экстравертом. Мне нравятся спокойствие и сосредоточенность. Для меня все более важным становится духовный рост. И я люблю жизнь. Я не амбициозен, не агрессивен. Игра на пианино — составная часть моего эмоционального здоровья. Я не стремлюсь к совершенству.
Его жена пишет в таком же сложном стиле, называя себя «экстравертом, согласно тестированию по Маерсу-Бригсу..., но последние пять лет перемещаюсь к середине шкалы. У мен много знакомых, но по-настоящему я близка десятку людей, не считая моей семьи, состоящей из матери и трех сестер, с которыми поддерживаю близкие отношения, хотя ближайшая из них живет в пятистах милях отсюда. Двенадцать лет я посещаю церковь и занимаю несколько должностей. В общем, я бы сказала, что вполне довольна своей жизнью».
Более того, эта женщина подает нам хороший пример обучаемости, личного роста и той чистой радости, которую люди могут испытывать от понравившейся работы.
«Я боюсь высоты. Когда я начала собирать яблоки, работа на лестнице для меня была трудной. Друзья помогали с этим первые пять лет, пока я не стала чувствовать себя более уверенно. А лет через восемь мне даже стала нравиться работа на лестнице. Скоро этого будет не хватать, потому что все больше деревьев теперь карлики или полукарлики. Мне это было очень полезно, ведь я поняла, что способна преодолеть страх, используя работу, которую делаю каждый день, и могу помочь себе в своем развитии».
Еще одна личность — женщина, которая работала много лет помощником библиотекаря, сказала, что ее работа — самая совершенная из тех, которые она когда-либо имела. Женщина подробно рассказала, что такое забавляться работой, быть преданной ей и одновременно быть открытой к новому. Ее слова показывают сплав детской игривости и строгой обязательности, свойственной опыту работы реализующейся личности:
— После первого дня работы я пришла домой и сказала мужу: «Знаешь, думаю, на этой работе я могу использовать все, что когда-либо знала». Не существует слов, чтобы описать мои ощущения, так в то время ошеломившие меня. И с тех пор работа для меня — приятное возбуждение.
Если проходит неделя, и я не нужна на работе, я иду туда добровольцем. Не могу понять, как мне еще в колледже не пришло в голову заниматься такой работой. Я так люблю ее, что любая другая мне кажется бессмысленной.
Мне нужно уметь встать на место любого работника в любом отделе каждой из семи библиотек нашего округа. Кажется, что всегда что-нибудь и где-нибудь произошло. Люди могут зайти и задать любые вопросы, как, например, женщина, которая спросила, что ей делать с мужем, который исчезает на целые дни, или мальчик с жуком в бутылке и вопросом, что это за насекомое. Для тебя это всегда испытание, и это самое интересное.
Она рассказала, как работа развивает ее, учит и показывает ей самое главное в жизни:
— Мы с коллегами — большая команда, среди нас много разведенных женщин, которые самостоятельно воспитывают детей. Работая одна, я бы никогда не узнала таких людей. Младшие из нас — это студенты из окрестных школ и колледжей, и я всегда говорю, что они у нас самые умные. Я стала больше читать, чем прежде. Кто сможет устоять перед таким названием, как, например, «Жизнь клетки» или «Двойная спираль»? Я была изумлена, когда узнала, какими интересными могут быть учебники. Я стала больше понимать, чувствовать и научилась быть открытой.
Теперь уже, через десять лет, мои руки сами тянутся к книгам, как намагниченные. Мне нравится чувствовать книги в своей руке, по три — четыре штуки сразу. Как будто они живые, а за ними стоят годы размышлений, предшествующих рождению. И я знаю, что они просто ждут разговора со мной.
Я прочла у Элизабет Кюблер-Росс, что если ты нашла работу, которую любишь, ты, наверно, приобрела великолепный шанс исполнить то, для чего послана сюда. Я согласна с этим, и думаю, ты тоже. В этом огромный смысл, не так ли ?
Это было в прошлом рассказчицы. Она ушла с работы и сейчас поглощена созданием библиотеки из того разрозненного ассортимента книг, который имеется в общественном центре искусств. Трудоголик? Не похоже.
Многие люди тоже говорят о влиянии работы на их духовный рост, и что она позволяет им демонстрировать свои самые драгоценные качества ежедневно. Это вопрос профессиональной преданности работе, который будет рассматриваться подробно в следующей главе, особенно в своей связи с духовным началом. А сейчас, некоторые замечания опрошенных людей помогут нам понять тесную зависимость между личным развитием и профессиональной преданностью.
Безусловно, результаты труда, в основе которого позитивные эмоции реализованной личности, оцениваются по качественно иной шкале ценностей. Например, директор частной школы сказал, что сумел после многих лет разочарования в разнообразных академических установках использовать собственную философию и свое положение, чтобы поддержать молодых людей. Его работа отнимает много времени, но она приносит столько наград, что стоит каждого приложенного усилия и каждой принесенной жертвы:
— Если бы у меня был миллион долларов для проектирования школы, на девяносто процентов она была бы такой, как вот эта. Конечно, мне не делает чести то, что зная другую жизнь, я долго не мог разобраться в своих приоритетах. И только теперь я осознал, что у меня есть шанс изменить жизнь других людей, используя свое положение лидера и дорогие мне идеи. Это для меня огромная награда. Работать здесь для меня привилегия.
Когда я учился в колледже, я дважды бросал учебу и дважды поднимал себя к «вершинам», чтобы посмотреть, что же в действительности важно для меня в моей жизни. Я определил два самых важных приоритета: честность и сострадание. И теперь в своей работе я могу ежедневно выражать свои чувства и, в полной мере, ощутить свою человеческую сущность.
И моя жена, и я вместе пришли к единому мнению, в чем бы нам хотелось проявить свою индивидуальность. У нас появилось совершенно искреннее желание поставить нужды детей на первое место. Это значит, что я провозку политику открытых дверей, так что любой может прийти и поговорить, случись нужда. Но дверь, конечно, закрыта во время конференций или при обсуждении чувствительных или конфиденциальных вопросов. Поэтому бумажную работу я оставляю на конец дня, то есть иногда работаю допоздна. Ноу меня двое детей, и я хочу быть для них отцом. Поэтому я нахожу время проводить вечера с ними так часто, как это возможно.
И через двадцать три года брака мы с женой все еще продолжаем развивать наши отношения. Мы делаем это, совершая длинные прогулки, обговаривая все вопросы, интересуясь мнением друг друга по разным поводам. Да, это отнимает много времени, но стоит того. Именно это наполняет мою жизнь значением.
Женщина, директор группы добровольцев в большом, на полторы тысячи коек, госпитале на Среднем Западе тоже говорит о балансе, который требуется от нее, поскольку она еще жена и мать десятилетнего сына. Она рассказывает, как нашла компромисс между работой и семьей, и как это помогло ей развиваться дальше и расти как личности.
— Я работаю с четырнадцати лет. Эту работу мне предоставил Американский Комитет Друзей, который привлекал молодых людей к работе над общественными проблемами. В это время и сформировалась в нас трудовая этика, которая до сегодняшнего дня сохранилась во мне.
Работа помогает использовать те мои способности, которые не требуются мне, как матери, и не требуются от меня, как от жены. Так меня научили работать еще в детстве, установив программу: все мы участвуем в жизни настолько полно, насколько можем. Помню, кто-то записал в моем школьном ежегоднике: «К.Джебран сказал: «Работа — это любовь, которую видно,— поэтому работай, как черт.» Похоже, что я этим и занимаюсь — показываю свою любовь.
Я учусь постоянно. Работаю с людьми (докторами, няньками, добровольцами), которые приняли решение трудиться здесь, и приобретаю замечательный опыт, во многом для меня новый. Ничто не вынуждает моих товарищей работать здесь, но они это делают. Это приводит меня в состояние эйфории. Конечно, больница очень современная. Все время чувствуешь себя так, словно находишься на курсах повышения квалификации. Я учусь постоянно.
Шесть лет я была матерью-одиночкой, так что научилась выкручиваться и нахожу время для своего сына. Это важно для нас обоих. Мы вместе что-нибудь делаем. Я приучаю себя работать до пяти, а потом проводить время с ним, пока он не уснет, потом работаю дома. В армии добровольцев есть девиз: «Будь Всем, Чем Можешь Быть...» Если бы они первыми его не принят, я бы взяла его себе.
Отзывы этих людей о работе объединяет одно — их деятельность предоставляет им большие возможности и позволяет использовать многие свои стороны.
Еще один человек, бухгалтер, описывает разнообразные стороны своей работы следующим образом:
— Я действительно люблю все, что делаю, несмотря на утомительные моменты и нехватку времени. Составляя бюджет, необходимый для операций, и рисуя полную финансовую картину, я получаю удовлетворение и в эмоциональном плане, и в познавательном, потому что нахожусь в близком контакте с людьми и разделяю вместе с ними триумф и разочарования... Вся система моих ценностей выражается моей трудовой жизнью.
Как видим, любая работа (постоянная или временная) может придать человеческой жизни столько радости, что превратится в «игру». Но прежде, чем ощутить работу игрой, почти не требующей усилий, личность должна познать себя достаточно хорошо для того, чтобы сознательно выбрать себе занятие, каким бы оно не было.
Человек может сознательно выбирать работу, потому что искренно любит ее и не может думать ни о каком другом использовании своего времени, или он сознательно решает стоящую перед ним задачу, потому что сосредоточенность, активность и внимание к поставленной задаче в каждый данный момент — это способ самовыражения большей части его внутреннего Я.
Это почва, на которой развивается медитативное, всепроникающее и внимательное отношение к работе, которое предшествует сверхвосприятию пути Дзен и раскрытию сознанию. Такой подход к труду преобразует в осознанную частицу Вселенной.
Такой стиль работы требует не только храбрости, но и общего понимания ситуации, при котором личность разграничивает свои собственные и общественные предписания, также как и личное определение успеха от общественного. Например, скульптор, о котором я упоминала ранее, вынужден был заняться подработкой для оплаты счетов. Это занятие не соответствовало его идеальным представлениям о работе. Однако, он сознательно выбрал путь, противоречащий общественной установке — работать как можно меньше, если дело вам не по душе.
Если человек выбрал работу, которую общество не ценит, а близкие люди считают нестоящей его, он должен переступить через предубеждения других и продолжать свое дело в любом случае. Каждый должен сам для себя определить слово «успех»и сознательно избрать работу, выполняя ее с полной отдачей.
Сборщик яблок, например, понимает, что ему требуется работа на воздухе и ему нравится ощущение физических нагрузок. Его жена считает, что ей необходимо работать рядом с мужем. Ее тоже устраивают условия труда на открытом воздухе. Эта пара сознательно выбрала сельскохозяйственный труд, хотя нынешнее общество не ценит этот вид деятельности так высоко, как, скажем, работу профессиональных «белых воротничков».
Женщина, занятая неполный день в больнице, считает, что не смогла бы вести здоровую, счастливую жизнь, работая целый день:
— Я не отсиживаю в традиционном смысле с девяти до пяти, у меня скорее некий баланс разновременных нагрузок. Я работаю в психиатрической больнице пятнадцать — двадцать часов в неделю и веду профессиональное консультирование. Кроме того, преподаю одну часть курса повышения квалификации в общественном колледже, а еще раз в неделю по вечерам веду частные уроки профессионального консультирования. Такой стиль работы я нахожу полезным для себя, потому что он позволяет в разной форме заниматься с широким кругом населения. Работа позволяет свободно и гибко использовать время на детей, мой сад и другие занятия, важные для меня. Если же я начинаю работать по сорок часов в неделю, жизнь становится слишком хаотичной, и не приносит радости.
Моя подруга раздумывала, идти ли ей на работу в офис или вернуться в высшую школу и получить профессию. И решила остаться тем, кем она в действительности и является — художником. В письме, выдержки из которого я привожу ниже, она написала:
— Я рисую сейчас постоянно. Может быть, это увлечение никогда не станет источником моих доходов, но рисование — моя страсть и все мы нуждаемся в этом. Работа, которую я «обязана» была делать, работа, связанная с логическими построениями, цифрами и деталями, была для меня настоящим испытанием. Я благодарна за этот опыт. Но этот вид деятельности всегда стеснял меня. Когда завеса для меня приоткрывалась, я увидела наконец, что представляет из себя моя работа. Я, безусловно, вижу мир глазами художника, а не ученного Это окончательное открытие помогло мне осознать, что я хотела бы заниматься чем-то более приятным, возможно чем-то связанным с искусством.
Я сажаю в саду бобы и салат, и когда становлюсь возле грядки, вижу свои драгоценные маленькие росточки. Разве он не чудесен... весь план, а? Эти крошечные семена превращаются в растения и дают жизнь, оживляемые солнцем и водой, падающей с неба. Все это наполняет меня ощущением чуда и трогает меня. Но не идея вернуться в институт.
Еще один человек, предприниматель, говорит о себе:
— В двадцать лет я побывал в армии. Там все бессмысленно, хотя все регламентировано. Жизнедеятельность организована и ужасно, и очень эффективно. Та» я и понял, что Хьюлет Паккард, или АйБиЭм, или какая-нибудь другая большая компания — не для меня. Я там не буду счастлив. Мне нужно быть хозяином самому себе и делать все по-своему и в нужное мне время. Я понял, что для меня заниматься чем-нибудь другим, пусть хорошо оплачиваемым, было бы пагубным.
Из этих комментариев следует, что для приобретения индивидуального, зрелого, позитивного отношения к выполнению работы человек сначала должен осознать свое истинное Я. Другими словами, «самость», которая выбирает, четко понимает и приветствует свое предназначение и готова ради него на определенные жертвы. Только понимание человеком своей избранности (вместе с готовностью к персональному росту, которая проявляется в умении сделать выбор и отвечать за последствия сознательных решений) помогает принимать конструктивные шаги и претворять их в жизнь.
На этом уровне персональный рост приводит к отстраненности, которая позволяет быть объективным и по отношению к себе, и к диктату и ожиданиям общества. Как я уже писала об этом в других своих работах, только человек, действующий и выбирающий свой путь искренне, привносит жизнь, уникальность и естественную полноту в свою деятельность. Благодаря энергии, направленной на объединение с самим собой, один человек служит другому. И, в конечном счете, именно через служение себе и другим мы становимся людьми в полном смысле слова.
Глава 10