Вероятность опознания фотоизображения объектов

Вероятность опознания фотоизображения объектов - student2.ru

Как видно, знание априорных вероятностей предъяв­ления объектов, особенно при затрудненных условиях их восприятия, способствует повышению результатов опознания, причем в большей степени для более высоковероятных объектов. Это положение имеет особенно большое значение для правильной организации опера­торской деятельности.

Системный подход к построению образов дает возможность выдвинуть гипотезу о структурном харак­тере их сопоставления с использованием некоторых вероятностных и эвристических процедур. На каждом уровне сопоставления используется, очевидно, своя система эталонов, отличающихся по структурной цело­стности и «категориальной» значимости. При сопостав­лении образов идет активная, избирательная переработ­ка информации, связанная с поиском отличительных признаков между образами и установлением отноше­ний между ними. Завершается опознание альтернатив­ными ответами или переходом на более определенный уровень.

Процедура выбора «эталонной» гипотезы иллюст­рируется с помощью рис. 13.1. Информация об опоз­наваемом объекте через приемник сигналов поступает в блок исследования признаков и формирования обра­за. В этот же блок из долговременной памяти поступа­ют эталонные гипотезы, которые проходят через блок учета априорных вероятностей. На основании учета ап­риорной информации, поэлементного или целостного сопоставления сформированного образа с эталонами выбирается гипотеза и оценивается ее апостериорная вероятность. В простых случаях, при опознании отдель­ных объектов на основе использования независимых, равновероятных, прямых признаков, этот процесс с известной степенью приближения описывается теоре­мой Байеса:

Вероятность опознания фотоизображения объектов - student2.ru (13.1)

где P(Ni/Ak) — апостериорная вероятность гипотезы Ni при использовании признака Аk; P(Ni) — априорная вероятность появления объекта Ni; P(Ak/Ni) — условная вероятность признака Аk при наличии объекта Ni.

Вероятность опознания фотоизображения объектов - student2.ru

Рис. 13.1. Модель выбора «эталонной» гипотезы при опознании объектов.

Апостериорные вероятности гипотез сравнивают­ся с порогом aпор. При превышении его происходит опознание. Регуляция процесса исследования призна­ков, сопоставления образов и ввода новой серии эталонных гипотез осуществляется через генератор си­стемы гипотез. Как только вероятность одной из ги­потез достигнет необходимого максимума, энтропия данной системы гипотез падает ниже величины Hmin и исследование признаков, сопоставление образов прекращается. Опознание объекта на основании об­ратной связи изменяет априорные вероятности гипо­тез в оперативной памяти. Если порог опознания не будет превзойден, через генератор системы гипотез вводится новая серия гипотез и осуществляется экст­раполяция к ним. Как видно, в ходе проверки гипотез происходит перераспределение их вероятностей.

Из всего сказанного видно, что решение задачи и принятие решения на опознавательном уровне сводит­ся, во-первых, к выделению информации о восприни­маемых объектах, и во-вторых, к логической обработке извлеченной информации, включая оценку выдвинутых эталонных гипотез, их проверку и принятие оконча­тельного решения о классе опознаваемых объектов.

Рассматриваемая до сих пор схема решения опоз­навательной задачи справедлива лишь для относительно простых случаев. Очень часто информация, предъяв­ляемая оператору с первичных информационных моде­лей (оптические, радиолокационные, фотоэлектронные, картографические и другие изображения), имеет «зашумленный» характер. Примерами его являются: дей­ствие радиолокационных и тепловых контрастов, боль­шая информационная емкость при загрубленности и искажении элементов структуры, крайняя структурная неоднородность, наличие неоднозначных связей между элементами моделей и реальных объектов.

Процесс решения опознавательной задачи в этих условиях существенно отличается от рассмотренного выше. В результате проведенных экспериментальных исследований [157] по восприятию зашумленных изоб­ражений была выдвинута гипотеза о слойно-ступенчатой природе решения перцептивной задачи в этих условиях. Процесс решения подобной задачи включает:

• «послойный» анализ структуры изображений, при кото­ром происходит движение от слоев с крупноразмерными элементами к слоям с мелкоразмерными элементами;

• ступенчато-этапную обработку информации в пределах слоя;

• формирование на выходе слоев промежуточных образов с последующим их укрупнением;

• экстраполяцию этих образов к эталонам различного ин­формационного содержания.

Указанные процедуры опираются на сложное вза­имодействие эвристических и вероятностных механиз­мов. Подробное их описание является сложной зада­чей и приводится в специальной литературе [157].

13.4. Особенности принятия решения на речемыслительном уровне

Более сложным уровнем принятия решения по сравнению с рассмотренным в предыдущем парагра­фе является речемыслительный, большая роль в кото­ром принадлежит оперативному мышлению. В общем виде в оперативном мышлении можно выделить:

• алгоритмический уровень, связанный со строго последо­вательной реализацией мыслительных операций в соот­ветствии с заданной программой;

• эвристический уровень, связанный с нахождением новых связей и отношений между объектами и явлениями.

В реальной деятельности оператора оба эти уров­ня мышления тесно переплетаются между собой.

Особенно велика в процессе принятия решения оператором роль эвристики, ибо простые переборы всех возможных вариантов не всегда возможны. В са­мом деле, если оценка обстановки, необходимая для принятия решения, включает всего семь элементов (например, давление пара, температура в котле и т. п.), то число логических условий, требующих анализа и проверки, на основании элементарной формулы соче­таний достигает величины 42, а при двухградационной характеристике (давление пара может увеличиваться или уменьшаться) возрастает в геометрической про­грессии. Очевидно, если все логические условия будут полностью анализироваться, оператор не сможет при­нять решения, а ведь зачастую речь идет о принятии решения в течение нескольких минут или даже секунд.

С логико-психологической точки зрения процесс решения задачи на мыслительном уровне может быть расчленен на этапы, приведенные на рис. 13.2.

Вероятность опознания фотоизображения объектов - student2.ru

Рис. 13.2. Структурная схема решения мыслительной задачи.

С операциональной точки зрения на каждом из указанных этапов осуществляются процедуры как ин­формационной подготовки принятия решения, так и са­мого решения. При этом необходимо отметить, что про­цесс принятия решения значительно усложняется при классификации и прогнозировании событий. Психологи­ческие механизмы принятия решения, «сообразование» гипотез с достигнутыми результатами на каждом из этапов логико-психологической модели решения задачи рас­смотрены в работе [86]. Суть их сводится к следующему.

Первоначально выполняется преобразование ис­ходной информации, сопоставление полученных результатов с требованиями задачи, при их сообразовании — перевод требований в функциональный план и построение на этой основе общей функциональной гипотезы решения, определяющей «зону поиска». За­тем осуществляется сопоставление результатов даль­нейшего преобразования информации с общей функ­циональной гипотезой, ее корректировка, уточнение и преобразование в «специфицированную» гипотезу о конкретном способе решения. После этого определя­ется конечный результат решения на основе функци­онирования специфицированной гипотезы, который снова сопоставляется с первоначальными требовани­ями задачи.

Короче говоря, оператор, исходя из требований и условий задачи (Р), последовательно переходит к об­щей гипотезе (GH), затем к специфицированным гипо­тезам (SH) и, наконец, находит конечный результат.

Этот процесс может быть описан следующим об­разом:

Вероятность опознания фотоизображения объектов - student2.ru (13.2)

где К — последовательные шаги принятия решения.

Из изложенного видно, что общая логико-психоло­гическая структура решения задачи по своему строе­нию имеет «каркасный» характер. Этапы связаны пря­мыми и обратными связями. При этом каждый из этапов обладает по отношению к предыдущим этапам. характером решения, а по отношению к последую­щим — характером проблемы. В основе решения зада­чи лежит непрерывное ее переформулирование, пост­роение предварительной концептуальной модели и трансформирование ее в конечную концептуальную модель решения исходной проблемной ситуации. Кон­цептуальная модель имеет сложное строение и форми­руется в результате взаимодействия входящих в ее состав структурных и статистических компонентов. Структурные компоненты связаны с анализом проблем­ной ситуации, статистические — с использованием априорной информации.

Приведенная структурная схема процесса приня­тия решения носит общий характер. Она может изменяться в зависимости от конкретного вида операторс­кой деятельности. Однако учет изложенных закономер­ностей принятия решения имеет большое значение для правильной организации деятельности оператора. Рас­смотрим это на конкретном примере осуществления оператором поиска отказов и неисправностей [173].

Поиск неисправностей является одной из разновид­ностей решения задачи на речемыслительном уровне. В ходе поиска оператор вынужден устанавливать раз­личные связи между элементами решаемой задачи. Эти связи устанавливаются, однако, не со всеми элемента­ми, а лишь с ограниченным их числом. Выбор характе­ра связи производится на основе априорных соображе­ний, которые и являются основой для формирования гипотез. Основой для их формирования являются зна­ния оператора о системе — отражение статистических связей между элементами задачи. В процессе поиска число рабочих гипотез сокращается за счет включения в рассмотрение наиболее вероятных гипотез. Таким образом, в результате поиска наблюдается установле­ние все новых связей между элементами задачи, т. е. происходит построение модели сложившейся ситуации. Иначе этот процесс может быть интерпретирован как поиск соответствия между проявлением неисправнос­ти и представлением о ней оператора.

Схематически процесс поиска неисправностей показан на рис. 13.3. Анализ приведенной на рис. 13.3 модели поиска показывает, что при разработке СЧМ следует предусмотреть возможность самостоятельно­го построения оператором алгоритма поиска неисправ­ностей (установление динамических связей между элементами системы). Это может быть достигнуто как увеличением «контрольных» точек в аппаратуре, кото­рые могут отображаться на информационной модели в процессе функционирования, так и большими возмож­ностями для поэлементной реализации оператором алгоритма функционирования СЧМ с пульта управле­ния. Особое значение это имеет при модульной конст­рукции аппаратуры СЧМ, когда задачей оператора является принятие решения на замену целого модуля, содержащего отказавший прибор или элемент.

Вероятность опознания фотоизображения объектов - student2.ru

Рис. 13.3. Структурная схема мыслительного процесса поиска отказов оператором.

На процессы принятия решения оператором боль­шое влияние оказывает антиципация (см. главу II). Применительно к рассматриваемым вопросам под антиципацией следует понимать психический процесс, обеспечивающий возможность принимать те или иные решения с определенным временно-пространствен­ным упреждением событий, с «забеганием вперед». Выделено по крайней мере пять уровней антиципации: подсознательный (неосознаваемый, субсенсорный), сенсомоторный, перцептивный, представленческий (уровень представлений), речемыслительный. По суще­ству это — разные уровни приема и переработки ин­формации, разные уровни проявления когнитивной и регуляторной функции психики. Все эти виды анти­ципации так или иначе находят свое отражение при принятии решения оператором [92].

Большое значение в развитии психологической теории принятия решения принадлежит такому пси­хологическому явлению как установка, развиваемому в грузинской школе психологов, основателем которой был Д.Н. Узнадзе [цит. по 92]. Большое внимание в работах этой школы уделяется таким особенностям человеческой психики, как влияние предварительной ориентировки на оценку ситуации, влияние степени собранности (подготовленности) человека на точность оценки в ограниченное время, влияние предыдущих результатов на последующие. Эти и подобные им воп­росы представляют определенный интерес, так как неучет их может являться источником ошибочных ре­акций оператора.

В современной теории принятия решений установ­ка рассматривается как состояние оператора, предше­ствующее акту поведения, без анализа времени на саму установку, без исследования оптимального момента времени для выработки установки, т. е. исследование ведется применительно к статистическому состоянию системы. Таким образом, существующая теория при­нятия решения ограничивается изучением задач по выбору оптимальной стратегии (и на ее основе — вы­работки установки) из множества стратегий.

Однако есть еще широкий класс задач, имеющих существенное значение, но мало еще исследованных. Речь идет о задачах по выбору времени реализации ответственного решения. В таких задачах главная труд­ность — не поиск возможных стратегий (их мало, и они ясны); трудность — в альтернативности стратегий, в ответственности одной из них, в катастрофических последствиях допущенной ошибки, в выборе оптималь­ного момента времени для поведенческого акта. При­мерами таких ситуаций являются следующие. Водитель транспортного средства (самолета, автомобиля, тепло­хода) знает, что ему нужно совершить маневр (страте­гия поведения известна). Главная трудность — опре­делить время выполнения маневра. Оператор пусковой установки знает, что ему нужно поразить цель, основ­ная задача по принятию решения — правильно опреде­лить время открытия огня. В обоих случаях как преж­девременное, так и запоздалое принятие решения ве­дет к невыполнению задачи.

Практическое решение данного класса задач встре­чает следующие трудности.

1. Временные зависимости цены ошибки и цены про­медления для задач, решаемых в реальном масш­табе времени, требуется прогнозировать. Ошибки прогнозирования существенно влияют на выбор момента принятия решения; для их исключения оператор должен обладать высокими антиципаци-онными качествами.

2. Качество решения таких задач, как и других задач принятия решений, зависит от квалификации и опыта оператора; то же касается и уровня его зна­ний о наличествующей обстановке, о степени нео­пределенности ситуации.

Важным компонентом в процессе принятия реше­ния оказываются психологические качества человека, его азартность или нерешительность. Азартный чело­век склонен к выбору преждевременного момента принятия решения, нерешительный — запоздалого. Эти моменты необходимо учитывать при проведении про­фессионального отбора.

Некоторые рекомендации по преодолению пере­численных трудностей приводятся в работе [139].

В некоторых системах, работающих в режиме ре­ального времени (например, АСУ технологическими процессами, транспортные системы и др.), особенно остро ощущается дефицит времени, а последствия при неправильном или несвоевременном принятии решения могут быть катастрофическими. В таких СЧМ большая роль принадлежит системам подготовки принятия ре­шения (СППР). СППР представляет комплекс программ­но-аппаратных средств, оказывающих помощь специа­листам (операторам) в процессе подготовки и выбора рациональных решений в сложных ситуациях, возни­кающих при функционировании СЧМ реального вре­мени, на основе знаний, накопленных специалистами — экспертами и обработанных вычислительными сред­ствами [27].

Структурная схема СППР приведена на рис. 13.4. В базе знаний находится накопленный опыт" причинно-следственные связи, заключения, эвристические правила, планы действий. Ситуационная база данных содержит данные о текущей ситуации и необходимую дополнительную информацию. Система управления обеспечивает своевременность принятия решения, концентрирует внимание оператора на наиболее важ­ных, с точки зрения сложившейся ситуации. График обработки информации составляется с учетом важно­сти заданий, однако не исключает обработку и низко­приоритетных задач.

Вероятность опознания фотоизображения объектов - student2.ru

Рис. 13.4. Структурная схема системы поддержки решений:

1 — эксперты; 2 — база знаний; 3 — логические правила;

4 — система управления; 5—выработка задач;

6 — ситуация; 7 — ситуационная база данных;

8 — текущие данные; 9 — пользователи (операторы).

Основная задача СППР — оказание помощи опе­ратору в определении целесообразного способа дей­ствия при управлении технологическими объектами или процессами в условиях дефицита времени на принятие решения, неполноты или неопределеннос­ти ситуации. Для этого СППР обеспечивает операто­ра необходимой информацией, которая требуется для оперативной выработки решений по управлению про­цессами в реальном масштабе времени. СППР является составной частью аппаратных и программных средств СЧМ реального времени; для нее характерно общение с пользователем (оператором) в гибкой, индивидуаль­ной манере. Разработка СППР требует широкого уча­стия будущего пользователя и адаптации системы к его потребностям [27]. В многих случаях СППР строится и работает по принципу систем гибридного интеллекта, понятие о котором дается в следующем параграфе.

13.5. Групповое принятие решений

Тенденции развития СЧМ таковы, что все большее место в деятельности операторов занимают процессы группового принятия решении (ГПР). Групповая дея­тельность, как показывается в главе XXVII, не являет­ся суммой индивидуальных деятельностей; включение в групповую деятельность влияет на формы и способы реализации индивидуального поведения операторов, в том числе и на принятие решения.

Под групповым принятием решения понимается осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при реше­нии общей для всех членов группы задачи. Процедура ГПР предполагает обязательное "согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, ко­торая обычно рассматривается как фаза, предшеству­ющая ГПР. В отдельных случаях ГПР используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут сообщить о своих первоначаль­ных решениях. От ГПР следует отличать переход от индивидуальных решений к групповым без взаимодей­ствия участников.

Проведенные исследования свидетельствуют, что групповые решения не могут сводиться к сумме ин­дивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Имеются также данные о более высоком качестве групповых решений по срав­нению с индивидуальными. В то же время отмечается, что в процессе дискуссии могут возникнуть некоторые деформации (в частности, групповая поляризация и сдвиг к риску), снижающие качество групповых ре­шений.

Групповой поляризацией (от лат. polarisatia — смещение к полюсу) называется феномен, Возникаю­щий как результат групповой дискуссии, в ходе кото­рой разнородные позиции участников не сглаживаются, а оформляются в конце дискуссии в две противополож­ные позиции, исключающие любые компромиссы. Под групповой поляризацией понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений по сравнению с усредненными решениями. Величина групповой поляризации тем больше, чем более смещены первоначальные предпочтения членов группы от средних значений.

Частным случаем групповой поляризации являет­ся сдвиг к риску. Под ним понимается возрастание рискованности групповых или индивидуальных реше­ний после проведения групповой дискуссии по срав­нению с первоначальными решениями членов группы. Существуют три процедуры экспериментального ис­следования сдвига к риску:

• сравнение первичных индивидуальных решений с согла­сованным групповым;

• сравнение первичных индивидуальных решений после вынесения согласованного группового решения с вторич­ными индивидуальными;

• сравнение первичных индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии без обязательного со­гласования с вторичными индивидуальными.

Для объяснения сдвига к риску предложена гипо­теза, согласно которой каждый член группы в процес­се дискуссии пересматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы. При изучении сравнительной ценности индивидуального и группового принятия решения следует учитывать уро­вень группового развития в данной группе.

До настоящего времени преобладающей тенденци­ей психологических работ ГПР является стремление рассматривать их в социально-психологическом кон­тексте. Инженерно-психологические факторы ГПР рассматриваются сравнительно редко. Наиболее де­тально их анализ провел А.И. Нафтульев [117]. Эти факторы условно разбиты им на три группы: внешние, процессуальные, коммуникативные.

Среди внешних факторов выделены три подгруп­пы. Первая из них определяет факторы, связанные со структурой и организацией группы, факторы второй подгруппы составляют групповые нормы, т. е. опера­ционные процедуры, которые определяют линию по­ведения операторов в процессе ГПР. Третья подгруп­па объединяет факторы, связанные с композицией (структурой) задачи. Для многих типов СЧМ наилуч­шей структурой является централизованная сеть (см. главу XXVII). В этом случае по сравнению с децентра­лизованной сетью достигается более высокая надеж­ность, требуется меньшее время на тренировку груп­пы, группа становится более гибкой по отношению к различным системным требованиям и к организации взаимодействия.

Следует отметить, что структура группы и комму­никативная сеть определяют лишь общие черты груп­повой деятельности. В то же время другая подгруппа факторов — групповые нормы, или операциональные процедуры — придают деятельности специфические черты. Эти процедуры в значительной степени опре­деляют линию поведения (способ выполнения функций) отдельного оператора в процессе ГПР. В зависимости от сложности задачи, структуры группы операторы могут иметь различные мнения о том, как координиро­вать свои действия, на какой результат следует ориен­тироваться и т. п. Линии поведения отдельных опера­торов в совокупности определяют стратегию группы. Поэтому важной задачей является нахождение тех характеристик операционных процедур, воздействуя на которые можно оказать влияние на процесс форми­рования оптимальной стратегии. К числу таких харак­теристик операционных процедур относятся уровень их гибкости; возможность создания локальных специ­фических процедур выполнения задачи внутри груп­пы в рамках общей процедуры; направленное внеш­нее воздействие на выбор процедуры. Последнее означает, что если по каким-либо причинам операторы выбирают неадекватные тактики, то эффективность групповой деятельности может быть улучшена путем введения новых операционных процедур, стимулиру­ющих обсуждение альтернативных стратегий внутри группы.

При изучении третьей подгруппы факторов, свя­занных с композицией задачи, основное внимание следует уделить формальным характеристикам задачи, которые делятся на две части: внешние и системные. К внешним характеристикам относятся: число индика­торов (количество поступающей информации), метри­ка информации, взаимокорреляция между информаци­онными сообщениями. К системным характеристикам относятся: распределение сообщений по их значимос­ти для ответного действия, функциональная взаимо­связь сообщений (сигналов) и требуемых ответных действия, принцип интеграции поступающей инфор­мации, предсказуемость задачи. Эти семь характерис­тик, естественно, взаимозависимы и взаимосвязаны, но тем не менее они играют важную эвристическую роль в разработке задач, в том числе и для целей тренировки.

Другую важную группу инженерно-психологичес­ких факторов ГПР составляют процессуальные факто­ры. Если освещение рассмотренных ранее входных факторов предполагало прежде всего анализ данных наиболее рельефно характеризующих связь эффектив­ности ГПР со структурно-функциональной организа­цией групповой деятельности, то процессуальные фак­торы примечательны прежде всего своим воздействием на процесс тренировки для ГПР.

Связь эффективности тренировки с этими фактора­ми необходимо рассматривать в нескольких планах: по­добие тренажера реальному объекту в случае групповой тренировки, соотношение индивидуальной и групповой тренировки, непосредственное воздействие разных форм и видов обратной связи на процесс тренировки и эффек­тивность ГПР. Эти вопросы специально рассматривают­ся в Разделе II, поэтому здесь мы ограничимся лишь не­которыми предварительными замечаниями.

Что касается подобия тренажера реальному объек­ту, считается, что степень этого подобия (особенно для деятельности, протекающей в неопределенной облас­ти) может быть весьма условной. Не обязательно, что­бы тренажер внешне копировал (имитировал) реаль­ный объект. Основным существенным требованием является постоянство (в концептуальном отношении) класса стимулов, т. е. применительно к задаче — по­стоянство ее формальных характеристик. Для случая ГПР игровые задачи, формальные характеристики ко­торых в статистическом смысле соответствуют харак­теристикам реальных задач, могут явиться мощным ин­струментом интенсификации тренировочного процесса.

Другим инструментом влияния на процесс трени­ровки является разумное сочетание групповых и ин­дивидуальных тренировок. Групповая деятельность способствует проявлению потенциальных возможнос­тей принимаемых решений. Однако для того, чтобы эти возможности стали реальными, необходимо соответ­ствующим образом организовать тренировку, приме­нять различные процедуры и средства, способствую­щие развитию творческого группового потенциала или группового интеллекта в принятии решений.

Применение обратной связи в большинстве случа­ев способствует повышению эффективности ГПР. При организации обратной связи необходимо учитывать, как содержащаяся в ней информация включается в деятель­ность в качестве средства анализа и решения задач. Для этого необходимо правильно выбрать тип обратной свя­зи: по конечному или промежуточным результатам, индивидуальную для каждого оператора или группо­вую, с упреждением или без него, о статистических характеристиках вероятностной задачи или о статис­тических характеристиках деятельности (собственной и других операторов) и т. п. Рекомендации по этим вопросам приведены в [40, 117].

Третьей группой факторов, оказывающих суще­ственное влияние на процесс и конечный результат ГПР, являются коммуникативные факторы. Важнейшим из них следует считать общение. Поэтому важным ус­ловием эффективности группового принятия решения является изучение его зависимости от форм, способов и средств общения. Поэтому при создании СЧМ опреде­ленное внимание должно уделяться проектированию коммуникативного аспекта групповой деятельности. Поскольку для многих СЧМ характерно решение задач с использованием ЭВМ, то возникает задача оптимиза­ции процесса коммуникации как отдельных операторов между собой, так и между операторами и ЭВМ. Основ­ная задача здесь состоит, очевидно, в такой организа­ции «коммуникативного поведения» ЭВМ, чтобы оно не противоречило в смысле внеконтекстных характерис­тик коммуникативным нормам и дисциплине общения с «человеческим партнером». Многие задачи в этом на­правлении могут быть решены в рамках развиваемой В.Ф. Вендой концепции гибридного интеллекта [17, 18].

Под гибридным интеллектом понимаются адаптив­ные системы взаимодействия, предназначенные для решения интеллектуальных задач, оптимального испольг зования способностей каждого оператора и возможно­стей ЭВМ, СОИ и других технических средств деятель­ности и взаимодействия для составления интегральных моделей объектов и систем для прогнозирования их динамики и выработки управляющих решений. Выде­ляются следующие особенности систем гибридного интеллекта: многоуровневая взаимная адаптация ком­понентов системы, функционирование партнеров как единого оператора, общая ответственность и престиж, гибкое перераспределение лидерства и вспомогатель­ных функций между партнерами в зависимости от кон­кретной задачи и хода ее решения, совместный анализ и синтез информации в процессе ГПР, антропоцентри­ческий подход к синтезу информационно-вычислитель­ных систем. Последнее коренным образом отличает гибридный интеллект от искусственного, характерным для которого является ярко выраженный механоцентрический подход к решению данной задачи.

Системы гибридного интеллекта предназначены для выполнения функций, принципиально непосильных для одного интеллекта в заданных условиях и интерва­лах критериев эффективности. Разработка принципов построения систем гибридного интеллекта базируется на идеях об усилителе умственных способностей чело­века (У.Р. Эшби), симбиозе человека и машины (Дж. Линлиндер), совокупного интеллекта коллектива [94].

В качестве гибридного интеллекта могут выступать не только системы «человек— ЭВМ», но и группа лю­дей, располагающая информационно-вычислительным комплексом, большие коллективы операторов или ученых и др. Психологические проблемы гибридного интеллекта охватывают исследование процессов принятия решения в условиях общения (взаимодействия) человека не толь­ко с ЭВМ, но и с другими людьми. Одной из важнейших проблем оптимизации такого взаимодействия является разработка теории и языков диалога партнеров по взаи­модействию. Проблема языков встает прежде всего в плане формирования общей, коллективной психической модели внешнего мира. В этом плане весьма полезным может оказаться использование структурно-лингвисти­ческой концепции построения СЧМ [196].

В заключение отметим, что создание систем гиб­ридного интеллекта необходимо в свете все возраста­ющей сложности и дефицита времени в решении про­блем техники, экологии, энергетики, транспорта и других проблем как компенсация медленной естествен­ной эволюции индивидуальных интеллектуальных спо­собностей людей. Конкретные примеры реализации систем гибридного интеллекта приведены в [17].

Глава XIV. УПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРА

14.1. Рабочие движения человека-оператора

Принятое оператором решение только тогда имеет смысл, когда оно правильно и своевременно будет реализовано. Реализация решения осуществляется путем ввода необходимой информации в машину. Для этого используются «выходные» каналы человека: дви­гательный (моторный) или речевой. Подавляющее чис­ло управляющих действий оператор осуществляет по­средством движений. С помощью речевого управления пока можно решить лишь ограниченный круг задач.

Любое управляющее движение складывается из массы элементарных движений, объединяемых меха­низмом центральной регуляции в целостную структу­ру. Разные движения, включенные в такую структуру, имеют различное название, по которому их можно разделить на три группы:

• рабочие или исполнительные движения, посредством ко­торых осуществляется воздействие на орган управления;

• гностические движения, направленные на. познание объекта и условий труда. К ним относятся осязательные, ощупывающие, измерительные и другие движения;

• приспособительные движения, к которым относятся ус­тановочные, уравновешивающие и другие движения.

Структура двигательных компонентов и определя­емые ею скорость и точность управляющего действия зависят от тех задач, которые решает оператор, а так­же от назначения органов управления, их конструкции, расположения в пространстве и других факторов.

По назначению органов управления все двигатель­ные задачи можно разделить на четыре класса [93].

1. Операции включения, выключения и переключения. Манипулирование соответствующими органами управления строится по принципу простых реакций или реакций выбора, основной характеристикой ко­торых является время реакции.

2. Двигательные задачи, заключающиеся в выпол­нении последовательного ряда повторяющихся движений, с помощью которых осуществляются операции кодирования и передачи информации. Характеристикой повторяющихся движений яв­ляется их темп. По мере тренировки повторяю­щиеся движения становятся ритмичными.

3. Третий класс двигательных задач наблюдается при манипулировании с органами управления для на­стройки аппаратуры и точной установки управля­емого объекта. В этом случае необходимо дозиро-вание движений по их силовым, пространственным и временным параметрам в соответствии с неко­торой заданной мерой. Основным фактором, опре­деляющим их динамику, является точность дози­ровочных реакций.

4. Операции слежения за изменяющимися объекта­ми. Задачи, выполняемые оператором в процессе движения, относятся к классу непрерывных пер­цептивно-моторных задач.

Управляющие движения оператора характеризу­ются четырьмя группами характеристик — скоростны­ми (временными), пространственными, силовыми и точностными.

В большинстве случаев при управлении машиной оператором ведущую роль играют мануальные (от лат. manus — рука, кисть руки) действия. Поэтому харак­теристики движений рук оператора имеют для инже­нерной психологии важнейшее значение. Реже учиты­ваются характеристики ног и туловища. Основные характеристики движений рук оператора приведены в табл. 14.1.

Таблица 14.1

Наши рекомендации