Глава 5 Личностные опросники
Оглавление
Предисловие.................................................................................................... 6
Глава 1 История психодиагностики. Введение
1.1. Предыстория психодиагностики......................................................... 8
1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое
тестирование ................................................................................................. 12
1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных
различий................................................................................................... 13
1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла........................................... 17
1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта............................... 19
1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта............................ 24
1.3. Психодиагностика в XX в..................................................................... 26
1.3.1. Развитие психодиагностики в периоде 1901 г.
до конца 1920-х гг.................................................................................... 26
1.3.2. Кризис............................................................................................ 37
1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг................... 39
1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг................................ 50
1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг................................ 56
1.3.6. Развитие психодиагностики в 1960-е гг................................ 63
1.3.7. Развитие психодиагностики в 1970-е гг............................... 69
1.3.8. Развитие психодиагностики в 1980-е гг............................... 73
1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг............................... 77
1.4. Тестирование в образовании............................................................ 81
1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР........ 84
Заключение..................................................................................................... 95
Глава 2 Психодиагностика как наука
2.1. Понятие психодиагностики................................................................ 99
2.2. Предмет и структура психодиагностики...................................... 101
2.3. Психодиагностика и смежные направления
исследований.............................................................................................. 105
2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология .. 105
2.3.2. Психодиагностика и психометрия...................................... 106
2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка................. 107
2.4. Психодиагностический метод
и диагностические подходы ................................................................... 108
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики ................... 112
2.5.1. Понятие теста. Виды тестов................................................. 113
2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты........... 114
2.5.3. Об «объективных» тестах личности................................... 120
2.5.4. Адаптация зарубежных тестов............................................ 124
I 2.6. Психологический диагноз.................................................................. 126
; 2.7. О диагностике черт личности
и «измеренной индивидуальности»..................................................... 131
2.8. Психодиагностический процесс..................................................... 139
2.8.1. Этап сбора данных.................................................................. 139
2.8.2. Этап переработки и интерпретации.................................. 141
2.8.3. Этап принятия решения ....................................................... 143
2.9. Этика психодиагностического обследования............................ 147
Заключение.................................................................................................. 148
Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста
3.1. Определение количества заданий (спецификация теста).... 151
3.2. Разработка заданий....................... г................................................. 153
3.3. Оформление теста............................................................................ 156
3.4. Пилотажное исследование....................... ,.................................... 157
3.5 Анализ заданий................................................................................... 158
3.6. Определение надежности теста................................................... 161
3.7. Факторный анализ............................................................................. 162
3.8. Валидность теста............................................................................... 166
3.9. Стандартизация теста..................................................................... 167
Заключение.................................................................................................. 176
Глава 4 Измерение интеллекта
4.1. Подходы к определению интеллекта........................................... 178
4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды................................ 181
4.3. Структура интеллекта...................................................................... 182
4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта................ 182
4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну....................................... 184
4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду........................................ 186
4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку............................................ 188
4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу......................................... 189
4.3.6. Модель интеллекта поСтернбергу..................................... 192
4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня...... 195
4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта........................... 196
4.5. Интеллект и наследственность..................................................... 197
4.6. Интеллекти биологическая среда................................................. 209
4.7. Интеллект и половые различия..................................................... 211
4.8. Интеллекти питание......................................................................... 212
4.9. Интеллект и социокультурная среда........................................... 215
4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом............. 223
4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей
в семье и очередностью их рождения.................................................. 231
4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты.............................. 237
4.13. Интеллект и личность..................................................................... 248
Заключение.................................................................................................. 252
Глава 5 Личностные опросники
5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления
результатов................................................................................................. 255
5.2. Проблема достоверности личностных опросников.
Факторы, детерминирующие ответы на вопросы............................. 258
5.2.1. Фальсификация и установки на ответы ............................. 258
5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов ............... 262
5.2.3. Психометрический парадокс................................................. 265
5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих
ответ 267
5.3. Личностные опросники и теории личности................................. 276
Заключение.................................................................................................. 283