Методы психологической активаиии
Методы психологической активизации — технология усиления креативных и эвристических способностей человека.Методы случайного или интуитивного поиска.В современном виде формировались в 20 –50-х годах ХХ в.Применяются при решении творческих задач в любых областях человеческой деятельности. Методы психологической активизации творческого мышления направлены на ослабление, а зачастую и устранение психологической инерции мышления, препятствующей более всестороннему рассмотрению проблемы.Эти методы подготавливают психику человека к моменту «озарения», устанавливают связь между сознанием и подсознанием, естественно, с подключением интуиции.Наиболее известным из них является метод «мозгового штурма» («мозговой атаки»), предложенный А. Осборном (США). «Мозговой штурм» является коллективным методом поиска новых идей, основанный на дифференциации механизмов интуиции и логики.На основе этих принципов для участников «мозговой атаки» разработаны следующие правила: 1) сформулируйте проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт; 2) не объявляйте ложной и не прекращайте исследовать ни одну идею; 3) подхватывайте идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной; 4) оказывайте поддержку и поощрение, необходимые для освобождения участников от скованности.«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно в образовательной практике, науке, технике и других видах деятельности.Одной из разновидностей «мозгового штурма» является «обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, в процессе применения данного метода, происходит более полное отражение недостатков объекта, при этом удается находить наибольшее число идей по его совершенствованию.Приемы использования аналогий также относятся к методам психологической активизации продуктивной умственной деятельности посредством стимулирования творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является «синектика» – метод решения проблем в группе при широком использовании различных типов аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США). Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т.е. устанавливать ассоциативные связи.При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:♦ прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);♦ личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);♦ символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);♦ фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).К ассоциативным методам активизации продуктивной умственной деятельности относится метод ассоциаций, основанный на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия. Метод дискуссии также относится к эффективным методам активизации продуктивной умственной деятельности и развития творческого мышления.Метод дискуссии основан на совместном поиске оптимальных путей решения проблем и осмыслении результатов.Метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.