Трансформация взглядов на проблему неравенства полов 2 страница
Но данная тактика недостаточна. По мере взросления детей, их знания увеличиваются и они начинают осознавать, что вера и установки ее/его семьи о гендере отличаются от тех, которые доминируют в обществе. Поэтому супруги Бем предлагают использовать схему культурного релятивизма как одного из возможных объяснений культурной относительности в мнениях. Бем предлагает выразить это следующим образом: «разные люди верят различным вещам» и существование различных противоположных убеждений, скорее, правило в обществе, нежели исключение. Наверное, для многих российских родителей, выросших в отсутствии толерантности к другим религиям, культурам и предпочтениям весьма сложно будет искренне, а значит, и психологически конгруэнтно, pea-лизовывать подобный релятивизм.
Культурный релятивизм хорош на определенном этапе развития ребенка, но родители-феминисты не могут и не должны быть удовлетворены, притворяясь, что все идеи, особенно о гендере — одинаково верны. Поэтому Бем предлагают ознакомить детей с понятием «сексизм», который аналогичен понятию «расизм», «эйджизм» и т.д. (соответственно дискриминация по полу, национальности, возрасту) «Только получив схему сексизма, согласованную с пониманием исторических путей и современных последствий половой дискриминации, дети смогут действительно понять, почему два пола так по-разному представлены в обществе. Например, почему никогда не было женщины-президента? Почему многие папы не остаются с детьми дома и почему так много людей верят, что половые различия являются «естественными» биологическими последствиями?»
Родители должны принять решение, воспитывать ли им детей схематизированными по гендеру, а следовательно, и по полу или дети должны знать, что существует дискриминация по различным признакам, в том числе и полу, и требуются конструктивные усилия для изменения ситуации, и это называется феминизмом.
Социальная практика
Последняя глава книги «Линзы гендера» посвящена практикам решения социальных проблем с использованием выводов ее теории. Сейчас тактики решения проблем дискриминации являются наиболее дискуссионными темами и развиваются многими феминистками. В частности, полезно познакомиться с разными точками зрения на решение дилеммы различия — сходства между мужчинами и женщинами*. С того времени, когда угнетение было связано с кандалами и избиением плетьми на Сенной площади, прошло два столетия. Современные практики угнетения более изощренные и неявные. Их надо расшифровывать. Например, студентка 6 курса факультета психологии заявила мне, что женщины ничего не могут привнести нового в теорию психологии, так как у них «особый вид мышления, отличный от мужчин». Можно заключить, что в процессе социализации и обучения у этой специалистки сформировано дискриминационное мнение о себе и о других женщинах в виде интеллектуального пренебрежения. Хочется проследить «эпистемологию того чулана», тот механизм педагогических практик, который сформировал у молодой специалистки неуважение к себе как женщине — исследовательнице и теоретику.
Социализация ученого
Какие же условия и ситуации должны быть, чтобы, наоборот, из маленькой женщины (в переносном и прямом смысле слова — рост профессора Сандры Бем 145 см) сформировалась большая исследовательница, внесшая выдающийся вклад в развитие психологии XX века и наметивший перспективы XXI века? Как создать социальную среду, при которых бы способности и задатки женщин реализовались на благо развития общества и науки, а не превращались в невротическую тревогу по поводу белизны белья?
В своей автобиографии Бем отмечает роль своей матери как «самое раннее серьезное влияние на страсть к профессии». Хотя родители будущей профессорши работали мелки-
* Фрейжер Н. От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в пост-социалистическую эпоху // Гендерные исследования / Под ред. И.Жеребкиной. 2000. Вып. 5; Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Е.Мезенцовой. М., 2000.
ми служащими, ее мать редко можно было застать без книги в руках, она хотела, чтобы ее дочери окончили колледж и стали зарабатывать себе на жизнь.
«Получив степень психологии в 1965 году в университете Карнеги — Мелон, я больше всего запомнила профессора Боба Моргана, который как-то пригласил меня в свой кабинет после занятий и сказал, что из меня выйдет выдающийся психолог и что я должна дальше учиться, — пишет Сандра Бем в своей автобиографии. — Я рванулась звонить своей матери, чтобы сообщить ей это. Почему я была так взволнована? Оглядываясь назад, я думаю, что его предложение изменило мое видение себя — по поводу моего скромного происхождения и пола, — и дальнейшее видение моего будущего. Три года спустя я получила свою докторскую степень по психологии в университете Мичиган. Я запомнила своего научного консультанта Дэвида Бирча, который обращался со мной как с совершенно особой личностью, полной творческих проектов. Как мой предыдущий руководитель, он помог мне оценить себя как высокопотенциальную личность. Большую профессиональную поддержку мне оказал мой бывший муж Дэрил Бем»* (известный социальный психолог. — Н.Х.).
Развитие карьеры будущего профессора не было безоблачным. После получения степени она тем не менее не получила приглашения для работы в университет, потому что в те времена для этого нужна была рекомендация члена совета, а так как большинство из них были мужчинами, то ее успехи и публикации не имели значения для трудоустройства. Тем не менее, она переехала в Стэндфордский университет, и с этого момента пыталась соединить свои личные и профессиональные интересы с политикой и участием в женском освободительном движении. Проработав 8 лет в Стэндфорде, она создала там тест измерения половых ролей и стала заниматься проблемами андрогинии и гендерной схематизации. Именно в Стэнфорде она обрела профессиональное признание, получив свои многочисленные награды в области психологии. Это было признанием не только ее личных достижений, но и признанием феминистского подхода в психологии. Тем не менее, в тот год, когда она получила награду от Американской психологической ассоциации (АЛА), ей было отказано в должности, как и двум другим известным психологам-феминистам Мэри Браун Парле и Джудит Лонг Лоус. Из Стэнфорда ей
* Changing Psychology's Course (Or Trying To, Anyway) / Sandra Lipsitz Bern, АРА.
пришлось перебраться в Корнельский университет в качестве профессора психологии и директора программы по женским исследованиям. Эти должности она занимала до 1985 года.
Достижения
Сандра Бем считает «Линзы Гендера» своей наиболее важной работой и отмечает три своих вклада и достижения в профессию. Во-первых, она помогла психологии переосмыслить традиционные представления о женщинах, гендере и сексуальности; избавиться от андроцентризма и патриархальных взглядов и стать феминистской. Она входила в первое поколение феминистских психологов, которые начали работать над проблемами гендера и сексуальности, в то время когда в этой области еще ничего не было сделано. Тогда ее исследования и теория кардинально изменили лицо, по крайней мере, целой области психологии. Это было время ранних 70-х, когда вторая волна феминизма, названная позднее женским освободительным движением, была в самом расцвете. Эти изменения в психологии были частью более общего исторического изменения, который имел место не только в психологии и в других научных дисциплинах, но и во всей культуре США.
Говоря о своей вкладе в психологию, Сандра Бем в своей инногурационной речи упомянула, что, делая исследования и переосмысляя теорию, она привлекла внимание не только психологов, но и общественности к базовым концепциям психологии о гендере и сексуальности. Это стало возможным благодаря ее эмпирическим исследованиям по измерению андрогинии и гендерной схематизации.
С того момента, как Терман и Майлз создали тест на измерение маскулинности и фемининности в 30-х гг., все М—Ф (маскулиности — фемининности) шкалы имели все те же самые три проблематичных утверждения, которые ее шкала измерения андрогинии поколебала. Первое касалось утверждения, что маскулинность и фемининность являются глубоко укорененными и изначально присущими, внутренними аспектами человеческой личности. После проведенных Бем исследований со шкалой измерения андрогинии был сделан вывод о том, что маскулинность и фемининность — социальные и исторические структуры, находящиеся в самом дискурсе культуры. Второе утверждение касалось биполярности — того, что индивид может быть или маскулинным или фемининным, но не обладать теми и другими качествами одновременно.
Исследования с тестом на измерение половых ролей доказали, что индивиды могут иметь данные характеристики одновременно. В 90-х гг. это утверждение об одновременности было концептуально связано с целым рядом новых направлений антиполярных подходов применительно к концепции идентичности, включая бисексуальность. Третье утверждение касалось психического здоровья: что-то иное, чем конвенциаль-ная взаимосвязанная троица «пол, гендер, желание» может быть доказательством патологии. Бем доказала при помощи своего теста, что эта нерасторжимая троица сама является заложницей гендера и люди андрогинные, не вписывающиеся в эту троицу, являются, наоборот, более здоровыми.
Эти три утверждения, выведенные из эмпирической работы с использованием новой модели шкал Ф—М, и их совместное влияние кардинально изменили наиболее устоявшиеся и заботливо взращенные традиционной психологией представления о гендере и сексуальности.
Но самым важным профессор Бем считает ее нынешнюю работу по внедрению в психологию большего понимания культурных влияний, нежели индивидуальной психологии. Это уже было сделано посредством развития теории «конструирования гендера», которая помогла отвести психологию от традиционного акцента на индивидуальности (или даже индивида в тесном или локальном контексте семьи) и стимулировать ее к пониманию личности, полностью включенной в культурный (политический) контекст. И не только это. Важным является помочь психологии видеть одновременно и индивидуальное, и культурное как диалектически взаимные интеракции одного с другим.
Ранее доминировавшая в психологии идея конвенциаль-ности гендера была заменена на теорию гендерной схемы. Если мы пропустим позднего Фрейда, то, с известной долей упрощения, мы будем иметь, с одной стороны, теорию социального научения, которая практически игнорирует внутренний мир ребенка и просто предполагает развитие его/ее гендерной конвенциональное™ случайностью (сформировавшейся в результате наград и наказаний) в сиюминутном окружении, возможно, с небольшими вариациями. С другой стороны, нам будет представлена теория когнитивного развития, которая, со своей стороны, игнорировала все, что было вне ребенка, и доказывала, что дети естественно начинают использовать гендер как организующий принцип, особенно для себя. И это — последствие дооперациональной стадии (по Пиаже).
Доля правды есть и в теории когнитивного развития, так как дети и взрослые в этом плане значительно вкладываются в создание своего собственного гендера, и они действительно организуют и оценивают информацию (включая информацию о том, что хорошо и естественно для них) в терминах гендера. Но этот вклад не появляется естественно или из глубин интеллекта (интрапсихически). Это становится настолько важным для психики ребенка, насколько культура делает это центральной идеей всего комплекса прямых и непрямых посланий о повсеместной общественной важности гендера.
Позже Бем расширила эту теорию, когда писала «Линзы гендера» и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. Основа последней — это то, что нам важно знать процесс становления гендерно конвенциальной личности это частный случай становления субъекта, усвоившего культуру в своем контексте. В эту теорию входят три соответственных теоретических представления.
Первое — это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.
Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре. То, что они автоматически (как часть процесса окультуривания) усвоены этими детьми, и, в конечном итоге, раз эти культурные линзы были усвоены, ребенок начинает видеть, думать, чувствовать и оценивать виртуально все культурно-специфическим способом. Как результат этого, он/она конструирует свое «я», которое согласуется с культурными линзами и поэтому участвует в социальном воспроизводстве культурной системы. Это очевидный эпистемологический результат, при котором вы не можете изучить индивида без одновременного (или даже первоначального) изучения индивидуального контекста (не только индивидуального локального, но и индивидуального культурного).
Хотелось бы еще подчеркнуть по поводу теории культурных линз. Бем объясняет, почему она (теория. — Н.Х.) выглядит похожей на нейтральную — не политизированную — теорию. Такая теория могла бы быть создана кем-нибудь, кто не является феминистом. Но эта теория быстро переросла из просто культурной теории о конвенциальных гендерных усвоенных характеристиках в эксплицитно феминистскую теорию. Это произошло, как только теория стала объяснять, как однажды усвоенные характеристики стали продуцировать
различия и неравенство между мужчинами и женщинами — на уровне психологической идентичности и как наша культурная система полового неравенства требует этого неравенства для своего воспроизводства. Так что ничего аполитичного или нейтрального нет в рассуждениях о линзах гендера, которые являются андроцентричными, поляризационными и биологически эссенциалистскими.
Бем неоднократно подчеркивает, что психология обычно не является ни нейтральной, ни аполитичной. Культурой обычно игнорируется динамика того, как неравенство социально и психологически воспроизводится, и вместо этого ре-дукционистски фокусируется на индивидуальности, которая искусственно вырвана из культурного окружения. Необходимо понимать, что этот редукционизм сам по себе — политический, на основании того, что он — вольно или невольно — сохраняет интересы тех групп, которые уже имеют привилегированные позиции в обществе.
Третье теоретическое представление заключается в том, что психология, с точки зрения Бем, должна осознать свою собственную, присущую ей политичность. Говоря по-другому, традиционной психологии важно понять, что знания и даже наука неотделимы от политики. Другими словами, психологам важно учитывать, что знания и производство знания не могут быть отделены от динамики власти и неравенства. Так что, нравится вам это или нет, нет способа быть вне политики, не касаться политики, быть аполитичными. Любая позиция будет осознанно или неосознанно политической. И, к сожалению, политическая «нейтральность» заканчивается, как правило, скорее, помощью в воспроизводстве неравенства, чем в разрушение последнего.
Две больших главы в «Линзах» (3 и 4) посвящены тому, как психологические исследования и теория неумышленно помогала и содействовала воспроизводству патриархальной власти в течение столетий. Сейчас многие психологи могли бы сказать, что святой Грааль различий не более чем научный (и поэтому полностью объективный) поиск фактов. Но Сандра Бем настаивает на том, что это — политический выбор, признаем ли мы это или нет, так как это — отвлечение внимания от круга более серьезных вопросов, касающихся неравенства, которые психологи и в культуре, и в науке могли бы (и должны) обсуждать. Например, как различия, которые существуют между привилегированными и непривилегированными группами, социально и культурно трансформируются в экономическое, политическое и образовательное невыгодное положение
и недостатки непривилегированных. Как власть и привилегии оперируют в обществе, чтобы поддерживать статус-кво в отношении пола, расы, класса, сексуальной ориентации. И, возможно, самое важное: какую роль играет наука (психология) в социальном воспроизводстве неравенства?
В заключение своей инногурационной речи Бем обращается к молодым психологам с несколькими предложениями: 1) Будьте культуральны в своем анализе, потому что человеческая жизнь — культурный феномен. Осознавайте, что ваша работа имеет политическое приложение, реализуете ли вы это сами или нет. 2) Будьте ниспровергателями. Другими словами, делайте все, что можете в вашей работе, чтобы изменить неравенство в нашей культуре. 3) Будьте междисциплинарными. Другими словами, смотрите на гуманитарные науки как на средство для изменений, а не науку ради науки. Вместо этого читайте гуманитариев, например Фуко. И если вы хотите книгу по психологии, то читайте «Утверждая других: диалог по природе человека» (1993) Эдварда Сэпсона.
Будущее психологии
Усилия Сандры Бем и ее коллег повлияли на изменения в современной психологии. Совсем недавно появилось весьма примечательное резюме, подготовленное английскими психологами. Ими сформулированы современные задачи психологии в документе «Культурное и гендерное сознание в международной психологии» («Cultural and Gender Awareness in International Psychology»).
Как указывается, цель документа — «сориентировать психологов на более глубокое понимание исторического процесса глобального империализма и колониализма и призвать их действовать вопреки ему, следуя пяти основным принципам, которые помогают понять и преодолеть господствующие воззрения и практики традиционной психологии, распространяемой в международных масштабах».
1. Понимание опыта индивидов в многообразных культурах и контекстах.
Первый принцип подразумевает культурную и мульти-культурную компетенцию и гендерное сознание.
2. Уважение к плюрализму, основанному на различиях.
Оно ведет нас к тому, чтобы за признанием различий видеть их равную ценность. Принятие равноценности различий открывает спектр новых возможностей для обучения, шансы
для расширения наших знаний. Оно означает признание множественных точек зрения и методов, с вариацией сильных и слабых сторон, преимуществ и недостатков.
3. Осознание и анализ власти.
Третий принцип предполагает понимание и анализ феномена власти, способов преодоления властных асимметрий, и изменений в пользу становления эгалитарных отношений, где это возможно. Он также означает понимание иерархий власти и привилегий, преимуществ и наград, которые обычно присваиваются посредством занятия позиций и получения власти.
4. Критический анализ западных перспектив.
Четвертый принцип предполагает анализ системы угнетения и привилегий в доминирующей психологической перспективе. Исследователи-психологи должны быть открытыми к другим точкам зрения и объяснениям феноменов и связанных с ними данных. Несмотря на укоренившуюся монокультуру и гендерные установки, носителями которых мы можем являться, много можно выиграть и узнать через взаимный диалог с международными партнерами.
5. Международная и междисциплинарная социокультурная перспектива.
Пятый принцип предполагает признание глубокого влияния экстернальных факторов на индивидов. Эти факторы и их интернализация приводят к возникновению множественных и сложных форм привилегий и подавления. Геополитические силы и структурные преобразования одним дают выгоды, а другим наносят ущерб, что недооценивается в традиционной психологии.
Принципы, которые способствуют большей культурной и гендерной осведомленности, а также справедливости, могут стать руководством для правильных действий в психологической теории, исследованиях и практике в международном масштабе. После десятилетий исследований стало ясно, что культура и гендер образуют разнообразие вариантов. Оба фактора могут влиять на теоретические предположения, эпистемологию, методологию и выводы в социальных науках.
Эта книга — об изменениях, которые происходят сначала в системе познания, а потом в социальной практике. Не изменив наши представления о мужчинах и женщинах, мы не сможем решить серьезные и болезненные проблемы современности. Бем пользуется метафорой линз для объяснения процесса познания в современном мире.
Сама профессор весьма положительно оценила будущее появление ее книги на русском языке. Ее сын Дэрил, известный по экспериментам с педагогикой семьи Бем, знает русский язык и надеется прочитать ее на русском. В своем письме Бем написала: «Мы только начали изменять психологию, и я надеюсь, что будущие поколения психологов смогут добиться лучших успехов».
Наталия Ходырева
Предисловие
Недавно меня попросили написать короткое эссе для издания Феминизм и психология на тему «Какой вклад внесла моя гетеросексуальность в формирование моих феминистских взглядов». Эссе вышло иным, чем ожидал редактор, потому что я жила в моногамных отношениях с любимым человеком больше двадцати семи лет, и ни теперь, ни когда бы то ни было, не была «гетеросексуальной». Но я также никогда не была ни «лесбиянкой», ни «бисексуальной». Сколько я себя помню, я была тем человеком, чья сексуальность и ген-дер никогда не попадали в сети бытующих культурных категорий. На мой взгляд, именно это, а не моя предполагаемая гетеросексуальность, оказало наиболее серьезное влияние не только на мои феминистские взгляды, но также и на теоретическое содержание этой книги.
Когда я говорю, что моя сексуальность тесно не связана с бытующими культурными категориями, я имею ввиду следующее. Координаты сексуального партнерства, подразумевающие три категории — гетеросексуальность, гомосексуальность и бисексуальность — не имеют отношения к моей собственной модели эротически привлекательного, а также к моему собственному сексуальному опыту. И, хотя некоторые люди (а их очень мало), привлекавшие меня в течение моей сорокавосьмилетней жизни, были мужчинами, а некоторые были женщинами, то, что объединяло их всех, не имело ничего общего ни с их биологическим полом, ни с моим. Из этого я делаю вывод: меня привлекают оба пола, но моя сексуальность располагается вокруг иных координат, чем пол. Аналогично, когда я говорю, что мой гендер не связан с расхожими культурными категориями, я имею ввиду то, что с самого раннего детства мои особенности темперамента и поведения, по-видимому, не укладывались строго в пределы категорий мужского и женского, маскулинного и фемининного. В самом деле, то, что я — женщина, никогда не представлялось мне краеугольным камнем моей самооценки. Я выстраивала свою идентичность, ощущая себя человеком в данных биографических обстоятельствах, а не ориентируясь на
некое ядро, вокруг которого закручивалось все остальное. (С другой стороны, быть феминисткой — это и есть такое ядро. — СБ.)
Жизнь в гетеросексуальном браке и воспитание двоих детей также внесли свой вклад в формирование моих феминистских взглядов и побудили меня задуматься над проблемами теории воспитания и экспериментами в этой сфере на основе равноправных отношений и свободы от гендерных стереотипов. Но все-таки наиболее основательный вклад в мои феминистские убеждения вносит мое субъективное ощущение, что я не зажата рамками категорий своей культуры. Именно это обстоятельство помогло мне понять, как культурные границы конструируют и одновременно ограничивают социальную реальность, обеспечивая исторически специфическую понятийную основу, которая опосредует наше восприятие окружающего социального мира.
Моя способность осмысливать и формулировать суть явлений в сфере гендера и сексуальности активно развивалась на протяжении двадцати лет. В начале 1970-х годов меня занимала исключительно концепция андрогинии (от греческих слов андро — мужчина, и гине — женщина), поскольку она ставила под сомнение традиционные категории маскулинного и фемининного, и это было абсолютно новым для того времени. Однако с конца 1970-х до начала 1980-х годов я начала понимать, что концепция андрогинии с неизбежностью акцентирует внимание, прежде всего, на том, что это значит для личности — быть маскулинным или фемининной, а не на приоритетных культурных представлениях о маскулинности и фемининности. Можно вполне обоснованно заявлять, что данные культурные представления в точности воспроизводят гендерную поляризацию, которую концепция андрогинии стремится ослабить. Соответственно, я шла в направлении идеи гендерной схематизации, поскольку она давала возможность утверждать с еще большей категоричностью, что маскулинность и фемининность являются конструкциями исключительно культурной схемы (cultural schema) или линз (lens), которые поляризуют гендер, придают ему определенное направление.
И, наконец, в этой книге я развиваю концепцию гендер-но-поляризующих линз более углубленно, чем ранее, и расширяю теоретические предпосылки до уровня подробного анализа того, каким образом линзы гендера системно увековечивают не только подавление женщин, но также и подавление сексуальных меньшинств. Сегодня я убеждена, что на
уровне культуры фактически внедрены три линзы гендера: гендерная поляризация, андроцентризм и биологический эссенциализм.
Эти три линзы создают фундамент теории о том, как биология, культура и сознание каждого отдельного человека взаимодействуют в историческом контексте, чтобы системно воспроизводить власть мужчин. Я надеюсь, эта теория внесет оригинальный и интегративныи вклад в область исследований феминистского направления. Вместе с тем, эти три гендерные линзы обеспечивают ясную и доступную интеллектуальную конструкцию как для систематизации междисциплинарных знаний, накопленных учеными-феминистами, так и для ведения интеллектуальных и политических дебатов, получивших распространение благодаря феминизму. Я надеюсь, что эта конструкция окажется особенно полезной тем, кто еще не знаком с феминистскими исследованиями или пока еще не ставил себе задачу конструирования собственных теоретических посылок в этой сфере.
К тому же, в широком масштабе эта книга выходит за пределы моей компетенции как психолога. Причина, по которой я вышла за пределы традиционных границ своей дисциплины, состоит в том, что более специализированная книга не смогла бы дать толкование институциональных, идеологических и психологических механизмов, которые согласованно сохраняют экономическую и политическую власть общества преимущественно в руках мужчин.
Написание подобной книги в некотором отношении рискованно. Поскольку я вторгаюсь в сферу компетенции других специалистов, моя передача их логических построений может показаться неоригинальной; в некоторых случаях они даже могут уловить неточности. Однако игра стоит свеч. Я не только использовала возможность должным образом систематизировать свои предыдущие исследования и теорию, но в конечном итоге добралась до написания книги. И мне очень хотелось бы, чтобы она была востребована — точно так же, как начинающим борющимся феминисткам очень хотелось бы, чтобы общество осознало подавление женщин и подавление сексуальных меньшинств.
Благодарности
Эта книга создавалась в моей голове больше двадцати лет, а ложилась на бумагу почти пять лет. И теперь мне хотелось бы
выразить благодарность многим людям, организациям и всем, кто вдохновлял меня.
Прежде всего, это касается Фонда Рокфеллера, чья стипендия для программы «Изменение гендерных ролей» дала мне возможность в течение одного академического 1987—1988 года пожить в Гарварде, где я имела свободный доступ к информации в широкой области гуманитарных наук, что было необходимо для написания этой книги. По утрам я обследовала книжные магазины, а от полудня до заката ненасытно поглощала все — от антропологии до социобиологии.
Благодаря некоторым специальным статьям у меня появился совершенно новый взгляд на общественную жизнь. Во-первых, это статья Кэтрин МакКиннон «Различия и господство», позволившая понять, что структура окружающего социального мира в действительности является позитивной программой действий исключительно для мужчин. После знакомства с этой статьей я стала придавать особое значение линзам андроцентризма. Во-вторых, статья Ричарда Шведера «Романтический бунт антропологии против эпохи Просвещения», основной смысл которой трудно передать в двух словах. Достаточно сказать, что эта работа познакомила меня с концепцией инкультурации (enculturation) (приобщения к культуре. — Прим. пер.), на которой я подробнее остановлюсь в главе 5. Но гораздо важнее, что данная статья способствовала выстраиванию интеллектуального контекста в моей работе над схемами, или линзами: идеи статьи оказались гораздо ближе мне по духу, чем все, что до этого я встречала в психологии.
Кроме того, хотелось бы выразить глубокую благодарность исследователям феминистского направления, усилиями которых постоянно расширяется круг литературы в области гендера и сексуальности. Двадцать лет назад, когда подобной литературы еще не существовало, эта книга не могла быть написана. Хочу добавить, что она не могла бы появиться, если бы не регулярные встречи с научной группой, занимающейся проблемами женских исследований в университете Корнелла (Cornell Women's Studies Study Group). Мы встречались дважды в неделю, и каждый раз я получала литературу междисциплинарного характера, затрагивающую феминистскую тематику, что помогало мне свободно в ней ориентироваться.
Наконец, многие люди помогали мне сделать эту книгу лучше, чем она была изначально. Здесь перечислены все те, кто благосклонно читал черновики и устранял все несуразности. Это Кати Абраме, Джоан Брумберг, Авшалом Каспи,
Роберт Коннел, Ричард Дитрих, Дебби Фрейбл, Нелли Фурман, Кэролин Хейльбрун, Энди Хостетлер, Итсу Халл, Мэри Катценштейн, Исаак Крамник, Бев Липшиц, Уилл Провайн, Элизабет Адкинс Риган, Гленн Шелленберг и особенно Салли МакКоннел Гине и Дэрил Бэм. Помощь оказывали также талантливые и преданные своему делу сотрудники издательства Йельского университета, особенно редактор моей рукописи Мэри Пасти, которая искусно удаляла из текста все лишнее, при этом не искажая заложенного автором смысла.