Опасность и готовность к ней
Несмотря на достаточно убедительные данные краш-тестов, свидетельствующие о надежности, современный автомобиль по-прежнему является источником повышенной опасности. Для современного человека это настолько привычная деталь его быта, что привычность притупляет чувство опасности. В этой ситуации человек становится более рискованным, невнимательным и поэтому неготовым к опасности, когда она возникает в реальной дорожной ситуации.
Неспособность находиться в постоянной готовности к экстренным действиям имеет следствием неадекватные реакции, которые нередко приводят к авариям и катастрофам.
Вероятность аварии зависит от степени развития ситуации:
Штатная ситуация (ШС) – фоновая, она сопутствует нормальной работе, когда осознаются и учитываются все значимые источники объективной опасности и источники вероятных ошибок людей. Управление транспортным средством – это деятельность при повышенной степени опасности: сложность дорожных условий (сцепление с дорогой, качество покрытия и т.д.), непредсказуемость, неопределенность развития дорожной ситуации, возможные отказы техники и т.п.
Опасная ситуация (ОС) – это когда во время вождения автомобиля происходят частичные отклонения от нормальной работы, появляются и исчезают источники дополнительной опасности и для ликвидации угрозы водителю необходимо принимать меры, чтобы все это не переросло в аварийную ситуацию. Например, изменение погоды, внезапное появление пешехода или резкая остановка впереди идущей машины и т.д. Сознание опасности вызывает волнение, которое в той или иной степени в зависимости от его силы отвлекает внимание и тем самым затрудняет свободу мышления. В большинстве случаев, чем сильнее волнение во время опасности, тем труднее протекает процесс мышления.
Аварийная ситуация (АС)– самая опасная, она возникает при таком осложнении условий деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по намеченному плану ввиду угрозы аварии. АС всегда находится на грани аварии. При внезапном усложнении обстановки или возникновении аварийной ситуации, прежде всего, нарушается схема действий. Известно, что в обычных обстоятельствах водитель сам планирует свои будущие действия, а психическая регуляция осуществляется благодаря сличению ожидаемого события с реальным. В аварийной же ситуации действия водителя начинаются не с реализации движения по управлению автомобилем (поворот руля, нажатие на педаль тормоза или газа и т.д.), а с подготовительного этапа – переосмысления поступающей информации. Иными словами, эффективность действий водителя в этом случае обеспечивается не простым переключением внимания между операциями, приемами работы в границах одного действия, а распределением внимания между двумя относительно самостоятельными и сложными задачами, а также умением справляться с возникающим эмоциональным напряжением.
Авария– это чрезвычайное происшествие, которое характеризуется внезапностью. Авария требует от человека исключительно быстрой перестройки психической деятельности на фоне возникшего эмоционального напряжения. Она предъявляет самые высокие требования к эмоционально-волевым качествам личности, к основным нервным процессам.
Одной из эффективных мер по предупреждению превращения ОС и АС и в аварию является умение предвидеть ее, опираясь на сигналы опасности, в том числе – и на свои внутренние сигналы, в первую очередь – страх.
Если человек не осознает опасности, то и не испытывает страха.
Страх воздействуя на человеческий организм выступает, в качестве предпосылки для «запуска» алгоритма внутренней мобилизации, целью которой является переход к активным действиям в критической ситуации.
В зависимости от ситуации и от особенностей личности человека, переживание страха варьирует в широком диапазоне оттенков: неуверенность, опасение, тревога, испуг, паника, отчаяние, ужас. В тех случаях, когда переживание страха достигает силы аффекта, оно навязывает человеку стереотипы так называемого «аварийного» поведения, и к сожалению их действия оказываются часто такими, которые приводят к весьма печальным последствиям.
Установлено, что «бесстрашных» психически нормальных людей не бывает.
Исследования, проведенные психологами, позволили установить, что эмоциональное напряжение, связанное с осознанием опасности и угрозы жизни, может по-разному влиять на поведение человека. В соответствии с преобладанием процессов возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в двух формах:
1) возбудимой, характеризующейся повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т.д.;
2) тормозной, для которой характерны угнетение деятельности, замедленные реакции, «замирание» вплоть до полной неспособности реагировать на различного рода воздействия.
Наиболее опасными для себя и окружающих являются представители тормозного и агрессивно-бесконтрольного типов поведения, для исправления которых пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия. Напряженный тип поведения поддается исправлению, а наиболее оптимальным является прогрессивный тип.
С давних времен люди ищут «лекарство» против страха. Простейшим фармакологическим средством, позволяющим преодолеть волнение, считается глюкоза. Некоторые специалисты считают, что помощь в преодолении излишней нервозности, волнения может оказать обыкновенный кусочек сахара. Быстро впитываясь в кровь, он дает организму дополнительный приток энергии, способствует мобилизации физических и психических ресурсов.
Однако, как и много веков назад, сегодня решающим средством борьбы со страхом считаются возможности психики самого человека, его способность управлять своим поведением в опасной ситуации.