Предпосылки формирования научной психологии в различных областях знания
В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с важнейшими открытиями и обобщениями в области физики, химии, биологии. На их основе были разработаны новые методы и приемы физиологического эксперимента.
К середине XIX в. были получены данные, свидетельствующие о том, что все-таки именно мозговая деятельность определяет функционирование психики.
В 1861 г., французский анатом Поль Брока в ходе клинических исследований выделил ряд зон головного мозга, отвечающих за конкретные психические функции. Ученый первым показал, что моторная речь, т.е. двигательные координации, результатом которых является произнесение слов, связаны с задней третью нижней лобной извилины левого полушария.
Брока утверждал, что эта зона является "центром моторных образов слов" и что был открыт центр речи, и все это позволило ученому обосновать вывод о том, что все интеллектуальные функции локализуются в строго определенных зонах мозга.
Английский невролог Хьюлингс Джэксон (1835-1911) высказывает в 1864 г. принципиально новую, по сравнению со сторонниками локализационизма, идею о мозговой организации психических процессов. По его мнению, мозговая организация психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического процесса. Идеи Джэксона возникли на основе наблюдений, которые шли вразрез с локализационной теорией Брока. В своих исследованиях двигательных и речевых нарушений Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции.
Так, в 1848 г. известный германский физиолог Э. Дюбуа-Реймон, используя в ходе экспериментов электрический ток, подтвердил существование разности потенциалов между поврежденным и неповрежденным участками невозбужденной мышцы или нерва, и выявил феномен "отрицательного колебания", впоследствии названного "потенциалом действия" ("ток повреждения" уменьшается при возбуждении). Тем самым были заложены основы электрофизиологии, сыгравшей большое значение в понимании психофизиологических процессов.
Немецкий физиолог Карл Людвиг (1816-1895), создатель и руководитель Физиологического института в Лейпциге, издает в 1852-1856 гг. двухтомный учебник по физиологии, в котором жизненные процессы впервые строго и систематически рассматривались с физико-химической точки зрения, подготавливая тем самым использование и при изучении психической деятельности методики и методологии естественных наук.
В 1875 г. английский врач Р. Катон открывает факт генерации электрического тока самим мозгом, и, таким образом, появляется возможность фиксировать электрическую активность мозга и соотносить ее с психической активностью человека и животного.
В конце 60-х гг. XIX в. К. Гольджи обосновывает идею о сетевидном строении нервной системы, которое совпадало с традиционным представлением о принципах работы сознания в ассоциативной психологии. А в 1890 г. испанский нейрогистолог С. Рамон-и-Кахаль открывает наличие дендритов, отростков у нервных клеток (подготавливая тем самым развитие представлений о синаптических взаимосвязях между нейронами) и создает учение о нейроне как морфологической (структурной) единице нервной системы (1894). Это приводит к активизации поисков и первоэлемента психической деятельности.
Французский ученый К. Бернар (1813-1878) разрабатывает концепцию о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. В ее основе лежала идея о том, что все клетки организма существуют в особой системе, которую он обозначил как внутренняя среда и которая состоит из крови, лимфы, межклеточной жидкости. Эта среда сохраняет свое постоянство и борется за него вопреки действию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Тем самым утверждался принцип саморегуляции в живых системах, зарождалось объяснение процессов, протекающих в организме (в том числе и психических), на основе не механического, а биологического детерминизма.
Значителен был вклад в развитие естественно-научных основ психологии как науки и отечественных неврологов, физиологов и врачей: И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Н.О. Ковалевского, Н.Е. Введенского, И.Р. Тарханова и др.
Например, на медицинском факультете Казанского университета в 1855-1857 гг. была выполнена работа Ф.В. Овсянникова и Н.М. Якубовича "Микроскопическое исследование начала нервов в большом мозгу". Это исследование получило всемирное признание и было удостоено Монтионовской премии Парижской Академии наук как одно из основополагающих исследований по гистологическому строению нервной системы.
В период всеобщего интереса к учению о локализации функций в коре головного мозга Н.О. Ковалевский публикует статью "Современное состояние вопроса о происхождении мозговых извилин" (1886), где развивалась идея о необходимости комплексного изучения мозга.
В 80-е гг. XIX в. в лаборатории было положено начало изучению функций коры больших полушарий головного мозга. Для проведения исследований Ковалевский приглашает молодых талантливых ученых, создающих новые направления в физиологии. Так, в 1884 г. по его приглашению на кафедру психиатрии прибыл В.М. Бехтерев, в то время приват-доцент Военно-медицинской академии в Петербурге. Бехтерев изучал вопросы корковой регуляции деятельности внутренних органов, положив тем самым начало кортико-висцеральному направлению в физиологии. Им описаны нервные центры зрачка, мочевого пузыря, некоторых отделов желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. В казанский период (1884-1893) В.М. Бехтерев приступил к изучению структуры проводящих путей в спинном и головном мозге, им была сконструирована модель проводящих путей, которая сегодня хранится в музее медицинского университета.
Благодаря И.М. Сеченову, В.М. Бехтереву, И.П. Павлову и их предшественникам в Европе, было твердо установлено, что мозг есть орган психики и поэтому все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой.
Важным источником формирования естественно-научных основ психологии явилось эволюционное учение Чарльза Дарвина (1809-1882). В 1859 г. в свет выходит его книга "Происхождение видов путем естественного отбора", вероятно, самая значительная работа в области биологии вплоть до настоящего времени. В ней Ч. Дарвин устанавливает основные факторы биологической эволюции - изменчивость, наследственность и отбор.
Согласно Ч. Дарвину, исходными факторами биологической эволюции являются индивидуальная, филогенетическая изменчивость и наследование приобретенных в онтогенезе признаков.
Был обоснован новый подход в трактовке психических явлений. Теперь психика животных и человека стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности организма, обеспечивающая приспособление его к внешним условиям среды. Психические явления рассматривались Ч. Дарвином как орудие приспособления организма к среде.
Еще один важный вклад Дарвина в психологию состоял в том, что наряду с преемственностью у животных в строении их тела, он открыл такую же преемственность в их психической организации.
Таким образом, под влиянием Дарвина изменился сам стиль психологического мышления. Важнейшим результатом происшедшего сдвига явилось внедрение объективного, генетического и статистического методов в психологические исследования, а также возникновение категории поведения.
9.3.3. Педагогика и языкознание
Важной областью знания, смежной с психологией, всегда была педагогика. Тесные взаимосвязи между ними, особенно интенсифицировавшиеся в XIX в., были обусловлены тем, что именно в этот период педагогика все в большей мере начинает ориентироваться в разработке своей методологии на психологическое знание. В педагогике все больше и больше утверждается идея о природосообразном воспитании и обучении человека. Так, известный щвейцарский педагог И. Песталоцци (1746-1827) на рубеже XVIII-XIX вв. специально акцентирует внимание на том, что основой воспитания должна быть природа человека, закономерности его психического развития.
В психической жизни человека он отмечает пять "физико-механических" законов:
· закон постепенности и последовательности,
· закон связности,
· закон совместных ощущений,
· закон причинности
· закон психической самобытности.
Именно эти законы, по его мнению, должны лежать в основе методики воспитания.
Значительная роль в развитии педагогики на основах психологии во второй половине XIX в. принадлежала русским педагогам. В 1856 г. публикуется статья известного хирурга Н.И. Пирогова (1810-1881) "Вопросы жизни", в которой обосновывается мысль о приоритете задачи воспитания личности перед обучением при подготовке будущих специалистов для работы в различных областях общественной практики.
Именно Ушинскому, который признается основоположником педагогической науки в России, и удается осуществить творческое объединение педагогических и психологических идей в фундаментальном двухтомном педагогическом труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), изложив в нем целостное учение о воспитании и образовании.
Еще одним источником психологических знаний во второй половине XIX в., способствовавшим формированию психологии как самостоятельной науки, явилось языкознание. С этой точки зрения, особое значение для психологии имело творчество Александра Александровича Потебни (1835-1891). Благодаря творчеству Потебни, слово стало рассматриваться как орудие мысли, выступающее способом ее объективизации. Музыка, живопись также являются формами объективации мысли, но внелингвистическими, хотя и производными от языка.