Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований.

1. Экспериментальные исследования смыкаются с медицинской, педагогической, промышленной и др. практикой, возникают прикладные области психологии.

2. В Америке В. Джемс, активно поощрял экспериментальные исследования. У него начинают свои эксперименты по зоопсихологии. Он указал на важность эмпирического изучения ребенка. С этой целью применял анкеты-опросы (родителей и учителей) с последующей статистической обработкой результатов.

3. Ставшие классическими исследования Э. Торндайка, Р. Иеркса, В. Смолла обогатили психологическую науку методиками объективного изучения психики животных и способствовали возникновению бихевиоризма.

4. Гальтон выдвинул и впервые в науке статистическим методом пытался обосновать идею наследственности таланта. Отрицая природное равенство людей в отношении умственных способностей, Гальтон утверждал, что способности наследуются так же, как физические признаки.

5. В 1911 г. Штерн ввел коэффициент интеллекта (IQ) как отношение умственного возраста к хронологическому (в %). Жанэ развивает эволюционные идеи об уровнях поведения, каждый из которых отличается различной степенью сложности актов-действий. Поражением того или иного уровня объясняются психические заболевания.

6. Количественный подход к исследованию структуры личности с помощью тестов разработал Г.И. Россолимо. Свой метод экспериментального изучения личности он назвал методом психологических профилей. Он выделил 11 психических процессов.

В период от выделения психологии в самостоятельную науку до открытого кризиса экспериментальная и прикладная психология во всех странах достигла большого развития. Обнаруживается связь психологии с запросами общества. Однако в целом психология отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от нее.

59. Анализ и представление результатов психологического исследования
Обработка статистической информации на ПЭВМ включает этапы:

1. Подготовка исходных данных

² Проверка анкет, вопросников, регистрационных бланков на точность, полноту и качество заполнения.

² выбраковка бланков, в которых отсутствуют ответы более чем на 30% основных вопросов;

² внимательный просмотр на предмет четкости ответов.

2. Кодирование информации, т.е. количественная формализация ответов, присвоение ответам некоего условного числа, перевод содержательной информации на язык формальной логики.

3. Ввод исходных данных в постоянную память ПЭВМ в виде таблиц, массивов или баз данных.
4. Визуализация данных;

5. Преобразование данных;

6. Статистический анализ;

7.Представление результатов.
Поясним кратко назначение и задачи данных этапов.

1. Ввод данных.

2. Визуализация данных.
3. Группировка и преобразование данных.
4. Статистический анализ.
5. Представление результатов.

60. Оформление результатов проведенного исследования.


1. Реферат является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. В реферате обычно раскрываются теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Реферат должен показать эрудицию исследователя его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. Рефераты, как правило, не публикуются.
2. Научная статья является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 машинописных страниц. Изложение материала в научной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы работы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность взаимосвязь положений. Особое внимание следует обратить на литературную редакцию текста.
З. Научный отчет, доклад. Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, содержание (оглавление), краткий реферат, основную часть работы, список использованной литературы и приложения.
Научный доклад — по содержанию это то же, что и научный отчет. В то же время он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную часть, аспект. К научному докладу не предъявляются столь жесткие требования к его оформлению и его форме, как к научному отчету. Для него не требуется реферат, разбиение по главам. По языку, литературному стилю изложения доклад, как правило, должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия его прочтения вслух.
4. Методическое пособие. Методическое пособие можно оформить и в виде брошюры или книги.
5. Монография. Монографией называется научное издание, в котором какая-то одна проблема (моно-одиночный) рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Монография может иметь одного или несколько авторов.
6. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях.



Наши рекомендации