Определите термины и понятия. Профессиональная деформация.

Профессиональная деформация.

Дополнительная литература

Беляков А.В. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОВД: Альбом схем. – Н. Новгород, 1998. – Раздел 3. – Т. 9. – С. 40–43.

Скомпский Ю.Н. Этика милицейской службы. – М., 1980.

Вопросы рубежного контроля

1. Понятие и особенности профессиональной морали сотрудников ОВД.

2. Структура профессиональной морали сотрудников ОВД.

3. Нравственная деятельность сотрудников ОВД. Ее характеристика.

4. Нравственные отношения сотрудников ОВД. Их характеристика.

5. Принцип гуманизма и профессиональная мораль сотрудников ОВД.

6. Принцип законности в деятельности сотрудников ОВД.

7. Принцип справедливости в деятельности сотрудников ОВД.

8. Соотношение нравственного и служебного долга в деятельности сотрудников ОВД

9. Профессиональная совесть сотрудников ОВД.

10. Честь и достоинство сотрудников ОВД.

11. Структура профессионально-нравственного сознания сотрудников ОВД.

12. Особенности профессионально-юридического сознания.

13. Причины и условия моральных конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.

14. Способы предотвращения моральных конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.

15. Роль нравственного сознания в обеспечении законности.

16. Основополагающие международные правовые акты и про­фессиональная мораль сотрудников ОВД (Всеобщая декларация прав человека, Кодекс поведе­ния должностных лиц по поддержанию Правопорядка, Основные принципы, ка­сающиеся роли юристов).

17. Законы Российской Федерации «О милиции». «О безопасности», «О чрез­вычайном положении», «Об оперативно-разыскной деятельности» о требованиях к моральному облику сотрудников ОВД.

18. «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутрен­них дел Российской Федерации» о принципах взаимоотношений с гражданами.

19. Источники морального и служебного долженствования в сфере дея­тельности органов внутренних дел.

Повторить термины и понятия

Профессиональная мораль. Нравственность труда. Служебный долг.

Юридическое содержание служебного долга. Честь. Профессиональная честь.

Совесть. Сознание. Моральное сознание. Правовая психология.

Гуманизм. Достоинство. Правовое сознание.

Методические рекомендации

Рубежный контроль предполагает проверку и закрепление знаний полученных курсантами в процессе изучения тем, посвященных теоретическим и практическим аспектам профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел: ее сущности, структуре, особенностям, принципам, правовой основе.

Курсантам необходимо повторить основные категории профессио­нальной этики, которые должны быть записаны в словарь.

Для подготовки к рубежному контролю следует использовать фон­довые материалы кафедры и рекомендованную литературу но темам 1–9.

Курсанты, имеющие неудовлетворительные оценки и задолженности по темам данного раздела, должны отработать их до начала рубежного контроля.

Тема 10. Этика профессионального общения сотрудников ОВД(для специальности 030501.65 – юриспруденция)

Семинарское занятие – 2 часа.

Цель занятия:

– сформировать представление о сущности, принципах и структуре профессионального общения сотрудников ОВД;

– усвоить значение и особенности служебного этикета сотрудников ор­ганов внутренних дел.

План занятия

1. Понятие и нравственные принципы профессионального общения сотрудников ОВД.

2. Формы профессионального общения: повседневные, специфические экстремальные, неспецифические.

3. Понятие служебного этикета сотрудников ОВД.

Темы докладов

1. Этика деловых отношений в ОВД: руководитель и подчиненный.

2. Внешний облик современного сотрудника милиции.

3. Содержание и характер общения сотрудников ОВД во внерабочее время

Методические рекомендации

В повседневной жизни, в трудовой деятельности, в быту, в процессе общения с другими людьми у человека возникают разные формы отно­шений: служебные, деловые, приятельские, товарищеские, дружеские и т. д.

В процессе рассмотрения первого вопроса семинара курсантам следует обратить особое внимание на значение общения в формировании личности, усвоить, что культура общения – составная часть культуры личности вооб­ще и сотрудников органов внутренних дел – в частности. Для более глу­бокого уяснения содержания культуры общения необходимо проанализиро­вать основные формы ее проявления: культуру поведения, речи, внешнего облика, а также акцентировать внимание на принципах межличностного общения: доброжелательности, внимательности, проявлении интереса к человеку, готовности во время прийти на помощь, тактичности, деликат­ности и т. д.

Второй вопрос посвящен формам профессионального общения, этике профессиональных отношений в кол­лективе сотрудников органов внутренних дел, принципам взаимоот­ношений начальника и подчиненных, коллег по работе.

Изучение третьего вопроса темы следует начать с усвоения положения о том, что овладение нравственностью начинается у человека с овладения элементар­ными правилами общения, соблюдение которых продиктовано простой не­обходимостью избежать конфликтов и хаоса в общественной жизни.

Курсантам необходимо различать две стороны этикета: внутреннюю (морально-этическую) и внешнюю (эстетическую) и обратить внимание на их соотношение. В целом, этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта, которые являются его основными принципами.

Особое место в данной теме занимают вопросы, связанные с осо­бенностями служебного этикета сотрудников органов внутренних дел, усвоению которых курсантам необходимо уделить особое внимание.

Подробно правила служебного этикета рассматриваются в рекомендован­ной работе «Этикет и такт сотрудника милиции».

Литература

Аврамцев В.В. Профессиональное общение юриста. – Н. Новгород, 2000. – С. 8–13, 47–68.

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – М., 1997. – С. 211–243.

Иванов В.М. и др. Азбука поведения (об этике офицера и правилах хорошего тона). – Н. Новгород, 1994. – С. 33–56.

Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов-на-Дону, 1995. – С. 285–382, 448–464.

Ибрагимов М.М. Профессиональная этика и эс­тетическая культура сотрудников органов внутренних дел / М.М. Ибрагимов, В.В. Куличенко, Б.Г. Съедин. – Киев, 1990. – С. 189–205.

Культура семейных отношений. – М., 1980. (Там же материалы к докладу).

Рогозин Ю.П. Секреты общения. – М., 1991.

Сафьянов В.II. Этика общения. – М., 1991.

Фатеев Н.М. Социально-психологический климат в коллективах ОВД. – М., 1991.

Этикет и такт сотрудника милиции. – М., 1978. (Там же материалы к докладу).

Дополнительная литература

Дебольский М. Психология делового общения. – Пермь, 1993. – С. 11–82.

Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. – М, 1983.

Шостром Эверетт. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. – М., 1994.

Контрольные вопросы

1. Что такое общение?

2. Каковы формы и принципы культуры общения?

3. Какова роль общения в деятельности сотрудников ОВД?

4. Каковы особенности культуры поведения сотрудников ОВД?

5. Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников ОВД?

Наши рекомендации