Определите термины и понятия. Профессиональная деформация.
Профессиональная деформация.
Дополнительная литература
Беляков А.В. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОВД: Альбом схем. – Н. Новгород, 1998. – Раздел 3. – Т. 9. – С. 40–43.
Скомпский Ю.Н. Этика милицейской службы. – М., 1980.
Вопросы рубежного контроля
1. Понятие и особенности профессиональной морали сотрудников ОВД.
2. Структура профессиональной морали сотрудников ОВД.
3. Нравственная деятельность сотрудников ОВД. Ее характеристика.
4. Нравственные отношения сотрудников ОВД. Их характеристика.
5. Принцип гуманизма и профессиональная мораль сотрудников ОВД.
6. Принцип законности в деятельности сотрудников ОВД.
7. Принцип справедливости в деятельности сотрудников ОВД.
8. Соотношение нравственного и служебного долга в деятельности сотрудников ОВД
9. Профессиональная совесть сотрудников ОВД.
10. Честь и достоинство сотрудников ОВД.
11. Структура профессионально-нравственного сознания сотрудников ОВД.
12. Особенности профессионально-юридического сознания.
13. Причины и условия моральных конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.
14. Способы предотвращения моральных конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.
15. Роль нравственного сознания в обеспечении законности.
16. Основополагающие международные правовые акты и профессиональная мораль сотрудников ОВД (Всеобщая декларация прав человека, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию Правопорядка, Основные принципы, касающиеся роли юристов).
17. Законы Российской Федерации «О милиции». «О безопасности», «О чрезвычайном положении», «Об оперативно-разыскной деятельности» о требованиях к моральному облику сотрудников ОВД.
18. «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» о принципах взаимоотношений с гражданами.
19. Источники морального и служебного долженствования в сфере деятельности органов внутренних дел.
Повторить термины и понятия
Профессиональная мораль. Нравственность труда. Служебный долг.
Юридическое содержание служебного долга. Честь. Профессиональная честь.
Совесть. Сознание. Моральное сознание. Правовая психология.
Гуманизм. Достоинство. Правовое сознание.
Методические рекомендации
Рубежный контроль предполагает проверку и закрепление знаний полученных курсантами в процессе изучения тем, посвященных теоретическим и практическим аспектам профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел: ее сущности, структуре, особенностям, принципам, правовой основе.
Курсантам необходимо повторить основные категории профессиональной этики, которые должны быть записаны в словарь.
Для подготовки к рубежному контролю следует использовать фондовые материалы кафедры и рекомендованную литературу но темам 1–9.
Курсанты, имеющие неудовлетворительные оценки и задолженности по темам данного раздела, должны отработать их до начала рубежного контроля.
Тема 10. Этика профессионального общения сотрудников ОВД(для специальности 030501.65 – юриспруденция)
Семинарское занятие – 2 часа.
Цель занятия:
– сформировать представление о сущности, принципах и структуре профессионального общения сотрудников ОВД;
– усвоить значение и особенности служебного этикета сотрудников органов внутренних дел.
План занятия
1. Понятие и нравственные принципы профессионального общения сотрудников ОВД.
2. Формы профессионального общения: повседневные, специфические экстремальные, неспецифические.
3. Понятие служебного этикета сотрудников ОВД.
Темы докладов
1. Этика деловых отношений в ОВД: руководитель и подчиненный.
2. Внешний облик современного сотрудника милиции.
3. Содержание и характер общения сотрудников ОВД во внерабочее время
Методические рекомендации
В повседневной жизни, в трудовой деятельности, в быту, в процессе общения с другими людьми у человека возникают разные формы отношений: служебные, деловые, приятельские, товарищеские, дружеские и т. д.
В процессе рассмотрения первого вопроса семинара курсантам следует обратить особое внимание на значение общения в формировании личности, усвоить, что культура общения – составная часть культуры личности вообще и сотрудников органов внутренних дел – в частности. Для более глубокого уяснения содержания культуры общения необходимо проанализировать основные формы ее проявления: культуру поведения, речи, внешнего облика, а также акцентировать внимание на принципах межличностного общения: доброжелательности, внимательности, проявлении интереса к человеку, готовности во время прийти на помощь, тактичности, деликатности и т. д.
Второй вопрос посвящен формам профессионального общения, этике профессиональных отношений в коллективе сотрудников органов внутренних дел, принципам взаимоотношений начальника и подчиненных, коллег по работе.
Изучение третьего вопроса темы следует начать с усвоения положения о том, что овладение нравственностью начинается у человека с овладения элементарными правилами общения, соблюдение которых продиктовано простой необходимостью избежать конфликтов и хаоса в общественной жизни.
Курсантам необходимо различать две стороны этикета: внутреннюю (морально-этическую) и внешнюю (эстетическую) и обратить внимание на их соотношение. В целом, этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта, которые являются его основными принципами.
Особое место в данной теме занимают вопросы, связанные с особенностями служебного этикета сотрудников органов внутренних дел, усвоению которых курсантам необходимо уделить особое внимание.
Подробно правила служебного этикета рассматриваются в рекомендованной работе «Этикет и такт сотрудника милиции».
Литература
Аврамцев В.В. Профессиональное общение юриста. – Н. Новгород, 2000. – С. 8–13, 47–68.
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – М., 1997. – С. 211–243.
Иванов В.М. и др. Азбука поведения (об этике офицера и правилах хорошего тона). – Н. Новгород, 1994. – С. 33–56.
Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов-на-Дону, 1995. – С. 285–382, 448–464.
Ибрагимов М.М. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел / М.М. Ибрагимов, В.В. Куличенко, Б.Г. Съедин. – Киев, 1990. – С. 189–205.
Культура семейных отношений. – М., 1980. (Там же материалы к докладу).
Рогозин Ю.П. Секреты общения. – М., 1991.
Сафьянов В.II. Этика общения. – М., 1991.
Фатеев Н.М. Социально-психологический климат в коллективах ОВД. – М., 1991.
Этикет и такт сотрудника милиции. – М., 1978. (Там же материалы к докладу).
Дополнительная литература
Дебольский М. Психология делового общения. – Пермь, 1993. – С. 11–82.
Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. – М, 1983.
Шостром Эверетт. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. – М., 1994.
Контрольные вопросы
1. Что такое общение?
2. Каковы формы и принципы культуры общения?
3. Какова роль общения в деятельности сотрудников ОВД?
4. Каковы особенности культуры поведения сотрудников ОВД?
5. Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников ОВД?