Определите термины и понятия. Моральный облик. Моральные качества

Моральный облик. Моральные качества. Морально-волевые качества. Нравственно-профессиональные качества. Моральная надежность.

Дополнительная литература

Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994.

Тема 13. Моральный выбор и риск в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел(для специальности 030501.65 – юриспруденция)

Семинарское занятие – 2 часа.

Цель занятия

Дать курсантам четкое представление о понятиях морального выбора и профессионального риска как его экстремальной формы.

План занятия

1. Проблема морального выбора в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Проблема нравственного соотношения целей и средств профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

3. Проблема нравственного конфликта в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

4. Проблема риска в служебной деятельности сотрудников ОВД.

Тема доклада

Риск как неотъемлемая часть служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо подчеркнуть, что ситуация морального выбора возникает тогда, когда объективные обстоятельства пред­лагают несколько вариантов возможных поступков, но необходимо принять решение в пользу только одного ва­рианта, отказавшись от всех остальных.

Второй вопрос затрагивает важнейшую и чаще всего встречающуюся на практике проблему соотношения целей и средств профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Необходимо отметить, что цель безупречна с точки зрения общественной мора­ли и права, а ее достижение способствует увеличению ре­ального блага для человека и общества в целом. Поскольку цель действий правоохранительных органов подразумевает гуманность и справедливость, то служить достижению та­кой цели должны лишь нравственные средства.

В третьем вопросе требуется выявить социальную сущность и специфику профессионально-нравственных конфликтов в деятельности сотрудников внутренних дел, проанализировать основные причины их возникновения.

В заключительном вопросе семинара необходимо раскрыть понятие риска (оправданный, неоправданный риск, оперативный риск и т. д).

Содержание самостоятельной работы

Изучить следующие учебные издания:

Лушин А.Н. Нравственное содержание профессиональной деятельности органов внутренних дел. – Н. Новгород, 1999. – С. 16–27.

Профессиональная этика правоохранительных органов. – М., 1997. – С. 124–148.

Определите термины и понятия

Моральный выбор. Нравственная допустимость. Моральная ответственность. Профессиональный риск. Оправданный и неоправданный риск. Мотивированный и немотивированный риск.

Дополнительная литература

Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. – М., 1989.

Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1985.

Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. – М., 1983.

Карпец И.И. Дело, которому мы служим. – М., 1989.

Пироговская И.С. Нравственный выбор. – М., 1982

Скомпский Ю.Н. Этика милицейской службы. – М., 1980.

Федоров В.П. Убеждения и правоохранительная деятельность. – М., 1989.

Тема 14. Роль этических и эстетических ценностей в формировании профессиональной культуры сотрудников ОВД(для специальности 030501.65 – юриспруденция)

Семинарское занятие – 2 часа.

Цель занятия

Сформировать теоретическое представление о проблеме подмены этических и эстетических ценностей в современном постиндустриальном обществе, трансформация понятия профессиональной культуры в деятельности сотрудников ОВД.

План занятия

1. Эстетика, ее основные понятия. Категории эстетики.

2. Роль эстетического воспитания в формировании нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД.

3. Техническая эстетика – одно из направлений развития научной организации труда следователя.

Темы докладов

1. Массовая культура и элитарное искусство: феномен нашего времени.

2. Нравственная ценность эстетических чувств.

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо осветить проблему эстетики как формы духовного восприятия мира, раскрыть содержание эстетической деятельности, основных эстетических категорий, показать их эволюцию по мере поступательного развития человеческого общества.

При ответе на второй вопрос нужно подчеркнуть значение эстетической культуры сотрудника органов внутренних дел как одного из элементов его общей культуры, служащей основой формирования профессионализма, в частности, показать практическую значимость эстетического воспитания в подразделениях ОВД.

Ответ на заключительный вопрос темы следует начать с рассмотрения природы искусства, подчеркнув его роль в удовлетворении общественных потребностей. Особое внимание уделить вопросам соотношения социальных функций искусства и морали, искусства и права.

Технический дизайн как одно из направлений эстетики целесообразно рассмотреть в качестве специфической формы научной организации труда сотрудников ОВД.

Литература

Гусейнов А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1999. – С. 323–335.

Дивненко О.В. Эстетика. – М., 1995. – С. 5–7, 38–47.

Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 170–171, 415–422, 431–440.

Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 43–73.

Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – Н. Новгород, 2000. – С. 262–271, 410–422.

Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону., 1999. – С. 372–373.

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. – М., 1998. – С. 341–359.

Средний Д.Д. Основные эстетические категории. – М.,1974. – С. 12–18, 18–54, 60–80, 82–110.

Толстых В.И. Этос глобального мира // Этика: новые старые проблемы / Отв. ред. Р.Г. Апресян. – М., 1999. – С. 224–246.

Содержание самостоятельной работы

Изучите следующие учебные издания:

Кривцун О.А. Эстетика. – М., 2000. – С. 6–20.

Чичина Е.А. Эстетика. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 323–330.

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. – М., 1998. – С. 112–120, 126–143, 186–215.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.,1975. – С. 182–206.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982. – С.41–45, 82–90.

Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. – Самара, 1994. – С.208–213.

Наши рекомендации