Связь мотивации с результатом труда
Под «результатом» следует понимать, с одной стороны, формирование новых мотивов поведения работника, вызываемых воздействием конкретных форм и методов стимулирования труда (внутренний результат стимулирования), а с другой стороны, конкретные действия, поступки работника (внешний результат стимулирования).
В то же время необходимо отметить, что между мотивацией и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи, поскольку здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия - это зависит от того, насколько он мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
Человек может проявлять разную степень старания, выполняя свою роль в организации.
Мотивация влияет и на настойчивость продолжать и развивать начатое дело.
Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное выполнение работы с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, во многих случаях является важнейшим условием успешного выполнения задания.
Направленность указывает, к чему стремится работник, осуществляя определенные действия. Для управления очень важно знать направленность действий работника, однако не менее важно уметь (при необходимости) с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей.
Для более четкого уяснения процесса мотивации целесообразно разделить его на стадии:
1) Возникновение потребностей. Потребность проявляется в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность для ее устранения.
2) Поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.
3) Определение целей (направления) действия. На данной стадии он устанавливает, что он должен получить, чтобы устранить потребность; что он должен сделать, чтобы получить то, что желает; в какой мере он может добиться того, чего желает; насколько то, что он желает получить, может устранить потребность.
4) Осуществление действия. На этой стадии человек стремится
осуществить действия, которые должны предоставить ему устранить потребность. На этой стадии может происходить корректировка целей.
5) получение вознаграждения за осуществление действия.
На данной стадии выясняется, привело ли выполнение действий к желаемому результату и в зависимости от этого происходит ослабление, сохранение или усиление мотивации к действию.
6) Реализация потребности. Человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Такие факторы, как неочевидность мотивов, изменчивость мотивационного процесса, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации.
Стимулирование персонала
Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов (лат. stimulus - заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных). Таким образом, мотивы представляют собой внутренние побуждающие силы, а стимулы – внешнее воздействие.
Стимулы - это рычаги воздействия или раздражители, вызывающие определенные мотивы. Стимулами могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложенные человеку как компенсация за его действия. Реакция человека на отдельные стимулы может даже не поддаваться сознательному контролю.
Стимулирование отличается от мотивирования: стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в коллективе, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
Средства стимулирования действуют не сами по себе, а через их восприятие человеком, которое зависит от многих факторов: особенностей личности, структуры и специфики ее интересов и потребностей, степени их удовлетворения, форм и методов стимулирования и др. это зависит от таких личностных качеств, как пол, возраст, образование, стаж работы и др. Т.о., эффективность воздействия на работника можно обеспечить, лишь учитывая всю совокупность этих факторов.
По содержанию стимулы бывают экономическими и неэкономическими.
Экономические стимулы могут быть прямыми (денежные и неденежные) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте). К основным видам прямых стимулов относятся денежные премии за достижения в работе; многолетний добросовестный труд; единовременные надбавки к заработной плате; ценные подарки и др.
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные.
• К основным видам моральных поощрений относятся устная благодарность руководителя, благодарность, вынесенная в приказе, другие виды моральных поощрений (фотографии на память, вручение альбомов, книг и т.д.
Невысокий авторитет многих форм морального поощрения объясняется многими причинами: отсутствует последовательность в их применении - нередко допускаются формализм, будничность при вручении поощрений; низкое качество оформления и содержания средств поощрения;
• недостаточный уровень производственной информированности является причиной неправильного представления работников о премировании, зарплате, нормах, служит поводом для производственных конфликтов, ухудшающих психологический климат в коллективе.
Правильное мотивирование предполагает использование следующих принципов:
индивидуальный подход к каждому работнику (у каждого работника имеются свои потребности и интересы);
постоянное внимание к каждому подчиненному;
обоснованное сочетание материальных и моральных мер воздействия;
обоснованный выбор наиболее действенных для данного человека и для данных обстоятельств мер стимулирования, соответствие меры поощрения или наказания уровню трудового результата или тяжести проступка соответственно;
оперативность;
гласность;
праздничный, торжественный ритуал поощрения;
высокий уровень производственной информированности работников.
Механизмом поощрений и наказаний нужно пользоваться психологически обоснованно, не задевая личного достоинства работника, направляя силу стимула на его поведение и отношение к работе.
Воздействие стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория подкрепления, предлагающая такие способы воздействия на людей, как положительное и отрицательное подкрепление, гашение и наказание.
Суть положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, имеющие позитивную направленность.
При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например, прогулов.
Между положительным и отрицательным подкреплением существует определенная асимметрия. Отрицательное может вызвать не только желательные, но и непредсказуемые и негативные реакции, положительное - только желательные.
Гашение, т.е. отсутствие подкрепления отрицательных или положительных действий, происходит путем их игнорирования, и тогда они сами по себе затухают.
Наказанием является прямым воздействием с целью изменения поведения, направленным на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем и достижение положительных результатов. Оно может иметь вид материального взыскания (штрафы, санкции), снижения социального статуса в коллективе, психологической изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижения в должности и т.п.
Наказывается конкретный поступок, и мера наказания должна учитывать специфику совершаемого действия и характер человека. Наказание должно быть своевременным и немедленно приводиться в исполнение, но нельзя наказывать, находясь в состоянии возбуждения. За поступок одного человека нельзя наказывать весь коллектив.
Все эти методы должны использоваться в комбинации и взаимосвязи.
Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каждым действием. При постоянном применении это обеспечивает высокую результативность, приводит к раннему насыщению потребностей и гашению поведения или его быстрому изменению, когда стимулы прекращаются.
Перемежающееся подкрепление состоит в том, что стимул следует не за всеми результатами, а через строго определенное их число. Оно дает хороший стабильный эффект в условиях часто и регулярно повторяющихся действий.
Подкрепление с фиксированным интервалом означает, что стимулирование происходит за первым результатом по истечении определенного времени. Оно приводит к устойчивой реакции: медленной и слабой - после стимулирующего воздействия, быстрой и сильной - непосредственно перед ним.
Подкрепление с переменным интервалом предполагает, что стимулирующее действие следует за первым результатом по истечении случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная, устойчивая к гашению реакция. Иногда целесообразным бывает даже подкрепление «авансом», обязывающее человека работать лучше.
Эффективное подкрепление всегда должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано и как ему быть дальше.
Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад сотрудника, быть справедливым, создавать у него стремление в будущем работать еще лучше.
Теории мотивации