Самостоятельная работа студентов. Методические указания к курсу
Методические указания к курсу
«Психология труда и инженерная психология»
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Критерии оценивания работы на семинаре ‑ выступления, готовность к нескольким вопросам, дополнение, вопросы и оппонирование выступающим, участие в дискуссиях.
№ п\п | Критерий оценивания | Количество баллов |
1. | Готовность и выступления по нескольким вопросам | |
2. | Подготовка и выступление с докладом | |
3. | Дополнение выступлений | |
4. | Оппонирование выступающим | |
5. | Вопросы к выступающим | 0,5 |
6. | Участие в дискуссиях | 0,5 |
Семинарское занятие 1
Тема занятия: Теоретико-методологические основы психологии труда
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, задачи и методы психологии труда и психологии профессий.
2. История развития мысли в области психологии труда.
3. Психологическая структура профессиональной деятельности.
4. Психологические особенности субъекта профессиональной деятельности (когнитивные, регулятивные, коммуникативные, эмоционально-волевые процессы, мотивация, функциональные состояния).
Основная литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С.5-21, 52-56, 61-99.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда // Электронный ресурс.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.6-9, 18-42.
4. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.10-67, 81-99, 112-173, 196-236.
Дополнительная литература:
1. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2005 // Электронный ресурс. – С.24-37, 39-56.
2. Лукашевич Н.П., Сингаевская И.В., Бондарчук Е.И. Психология труда. ‑ К.: МАУП, 2004 // Электронный ресурс.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. ‑ М., 1992 // Электронный ресурс.
Контрольные вопросы:
1. Что изучает психология труда и психология профессий?
2. Какие методы использует психология труда и психология профессий?
3. Какие этапы в своем развитии прошла психология труда?
4. Какие научные школы работали в рамках проблематики психологии труда?
5. Какие элементы включает в себя психологическая структура профессиональной деятельности?
6. Назовите основные особенности субъекта труда, в чем они заключаются?
Семинарское занятие 2
Тема занятия: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.
2. Социально-психологический климат в организации и его оптимизация.
3. Психологические основы кадрового менеджмента.
4. Содержание и особенности деятельности психолога в организации (на предприятии).
Основная литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С. 21-52, 56-60, 109-121, 203-284.
2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. ‑ М., 2004 // Электронный ресурс. – С.127-138, 178-184.
3. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.Винокурова // Электронный ресурс. . СПб., 2001. – С. 21-55.
Дополнительная литература:
1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 1999. – С.465-525, 239-252.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.203-221.
3. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С. 237-268, 311-325.
Контрольные вопросы:
1. Назовите стадии профессионального развития личности.
2. Назовите основные направления психологического сопровождения профессионального становления личности.
3. Что такое социально-психологический климат организации? От чего он зависит?
4. Что такое кадровый менеджмент и почему он требует психологического обеспечения?
5. Назовите основные виды деятельности психолога в организации (на предприятии).
Семинарское занятие 3
Тема: Психологическое обеспечение деятельности человека в сложных технических комплексах
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет, задачи и методы инженерной психологии.
2. Психологическое обеспечение СЧМ.
3. Психологические проблемы в работе систем «человек-компьютер».
4. Роль эргономики в обеспечении профессиональной деятельности человека.
Основная литература:
1. Ломов Б.Ф. Инженерная психология // Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991 // Электронный ресурс.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.10-14, 153-195.
3. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2005 // Электронный ресурс. – С.65-72, 145-154.
4. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.74-76.
Контрольные вопросы:
1. Что изучает инженерная психология?
2. В чем сущность операторской деятельности? Что такое СЧМ?
3. Основные этапы инженерно-психологического проектирования СЧМ?
4. Основные направления психологического обеспечения эксплуатации СЧМ?
5. Какие позитивные и негативные аспекты внедрения СЧК вы можете указать?
6. Что такое эргономика и чем она занимается?
Самостоятельная работа студентов
Критерии оценивания самостоятельной работы – наличие, правильность, содержательность, логичность конспекта (максимум 5 баллов).
№ | Тема | Задания СР | Рекомендуемая литература | Форма отчетности |
1. Предмет психологии труда. Тема СР:Эргономика. | Изучить вопросы: 1.Понятие эргономики, история ее возникновения. 2.Основные подходы к пониманию задач и содержания эргономики. 3.Применение эргономи-ки в профессиональной деятельности человека. | 1. Пряжников Н.С., Пряж-никова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. – С.10-14. 2. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб., 2005. – С.65-72, 145-154. | План-конспект, контрольная работа, семинарское занятие 3 | |
2. История развития психологического знания о труде | Заполнить таблицу (см. Приложение 1) основных научных школ и концепций в психологии труда | 1. Климов Е.А., Нос-кова О.Г. История психоло-гии труда в России. 2. Пряжников Н.С. Психология труда и чело-веческого достоинства. – М., 2001. С. 18-41. | Таблица, семинарское занятие 1, тестовый контроль, контрольная работа | |
3. Структура профессио-нальной деятельности | Заполнить сравнительную таблицу (см. Приложение 2) основных подходов к пониманию структуры профессиональной деятельности | 1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С.52-57. 2. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.57-67. | Таблица, семинарское занятие 1, тестовый контроль, контрольная работа | |
3. Структура профессиональной деятель-ности Тема СР: Пси-хологические особенности субъекта труда | Заполнить таблицу (см. Приложение 3) основных психологических особенностей субъекта труда | Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. - М., 2003. - С.112-173, 190-236. | Таблица, семинар 1, тестовый контроль, контрольная работа | |
4. Профессио-нальное становление субъекта труда | Изучить подтему: Психологическое сопровождение профессионального становления личности | Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екате-ринбург, 2003. ‑ С. 21-52, 56-60, 109-121, 203-284. | План-конспект, семинарское занятие 2, контрольная работа | |
5. Психоло-гические особенности труда в коллективе | Изучить вопросы: 1. Менеджмент и кадровый менеджмент. 2. Основные направления работы кадрового менеджмента. 3. Кадровая политика. | 1. Почебут Л.Г., Чи-кер В.А. Организационная социальная психология. ‑ М., 2004 // Электронный ресурс. – С.178-184. 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.203-221. | План-конспект, практическое занятие 1, семинарское занятие 2, контрольная работа | |
7. Особенности профессио-нальной деятельности практического психолога | Повторить и подготовить вопросы: 1. Понятие, цель и со-держание психодиагнос-тики. 2. Профессиональная диагностика, направле-ния ее применения. 3. Оформление психодиагностического исследования. | 1. Самоукина Н. Пси-хология профессиональной деятельности. – СПб., 2003. – С.149-151. 2. Психология работы с персоналом в трудах оте-чественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.Винокурова. ‑ СПб., 2001. – С. 120-157. | План-конспект, практическое занятие 2, индивидуаль-ные протоколы диагностичес-кого исследования |
Приложение 1
Основные научные школы и концепции в психологии труда
Период существования научной школы | Название школы, концепции | Представи-тели школы | Основное содержание данного подхода | Вклад в практическое обеспечение профдеятельности |
Приложение 2
Основные подходы к пониманию структуры профессиональной деятельности
Подход | Составляющие структуры | Основная "единица" анализа структуры | Научная основа подхода |
Структурно-морфологический | |||
Функционально-динамический | |||
Структура по Климову Е. | |||
Структура по Зееру Э. |
Приложение 3
Психологические особенности субъекта профессиональной деятельности
Психологические особенности | Определение | Основные элементы | Роль в профессиональной деятельности |
Когнитивные процессы | |||
Регулятивные процессы | |||
Коммуникативные процессы | |||
Профессионально важные качества | |||
Функциональные состояния | |||
Эмоционально-волевые процессы | |||
Мотивация |
индивидуальная работа
(на выбор одно задание из предложенных трех вариантов)
1) Реферат(20-25 стр., структура: титульный лист, содержание, введение, 2-5 пунктов основной части, заключение, список литературы из 5-15 источников)
Темы рефератов
1. Эргономика: проблемы и перспективы развития.
2. Использование эргономических принципов в современном производстве.
3. Проблемы гуманизации труда в современном обществе.
4. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности.
5. Проблемы развития профессионального самосознания.
6. Психологическая помощь при профессиональных кризисах.
7. Профилактика и коррекция профессиональных деструкций личности.
8. Проблемы обеспечения оптимального психологического климата коллектива.
9. Проблемы организационного консультирования.
10. Проблема соотношения профессионального и личностного самоопределения.
11. Проблемы оптимизации взаимодействия человека-оператора с компьютерными системами.
2) Психологический анализ проблем профессиональной деятельности по художественному произведению (3-10 стр.)
1. Указать виды профессиональной деятельности, описанные в произведении;
- Определить, в чем их сложность, учитывая различные аспекты профессиональной деятельности: уровень психических процессов, операционально-технологический, личностный, социальный и др.;
- Определить возможности психологического сопровождения в данной профессиональной области;
2. Выделить и подробнее проанализировать один описанный вид профессиональной деятельности;
- Охарактеризовать описанных представителей(ля) данной профессии, их личностные и профессиональные проблемы;
- Определить специфику выделенного вида деятельности, его особенности и сложности;
- Дать психологические рекомендации по решению проблемы и направления работы организационного психолога с данными людьми.
Художественное произведение: Хейли А. Аэропорт
Профессии для анализа: пилот, управляющий аэропортом, главный механик, диспетчер, стюардесса.