Самостоятельная работа студентов. Методические указания к курсу

Методические указания к курсу

«Психология труда и инженерная психология»

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Критерии оценивания работы на семинаре ‑ выступления, готовность к нескольким вопросам, дополнение, вопросы и оппонирование выступающим, участие в дискуссиях.

№ п\п Критерий оценивания Количество баллов
1. Готовность и выступления по нескольким вопросам
2. Подготовка и выступление с докладом
3. Дополнение выступлений
4. Оппонирование выступающим
5. Вопросы к выступающим 0,5
6. Участие в дискуссиях 0,5

Семинарское занятие 1

Тема занятия: Теоретико-методологические основы психологии труда

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, задачи и методы психологии труда и психологии профессий.

2. История развития мысли в области психологии труда.

3. Психологическая структура профессиональной деятельности.

4. Психологические особенности субъекта профессиональной деятельности (когнитивные, регулятивные, коммуникативные, эмоционально-волевые процессы, мотивация, функциональные состояния).

Основная литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С.5-21, 52-56, 61-99.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда // Электронный ресурс.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.6-9, 18-42.

4. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.10-67, 81-99, 112-173, 196-236.

Дополнительная литература:

1. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2005 // Электронный ресурс. – С.24-37, 39-56.

2. Лукашевич Н.П., Сингаевская И.В., Бондарчук Е.И. Психология труда. ‑ К.: МАУП, 2004 // Электронный ресурс.

3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. ‑ М., 1992 // Электронный ресурс.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает психология труда и психология профессий?

2. Какие методы использует психология труда и психология профессий?

3. Какие этапы в своем развитии прошла психология труда?

4. Какие научные школы работали в рамках проблематики психологии труда?

5. Какие элементы включает в себя психологическая структура профессиональной деятельности?

6. Назовите основные особенности субъекта труда, в чем они заключаются?

Семинарское занятие 2

Тема занятия: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическое сопровождение профессионального становления личности.

2. Социально-психологический климат в организации и его оптимизация.

3. Психологические основы кадрового менеджмента.

4. Содержание и особенности деятельности психолога в организации (на предприятии).

Основная литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С. 21-52, 56-60, 109-121, 203-284.

2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. ‑ М., 2004 // Электронный ресурс. – С.127-138, 178-184.

3. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.Винокурова // Электронный ресурс. . СПб., 2001. – С. 21-55.

Дополнительная литература:

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 1999. – С.465-525, 239-252.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.203-221.

3. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С. 237-268, 311-325.

Контрольные вопросы:

1. Назовите стадии профессионального развития личности.

2. Назовите основные направления психологического сопровождения профессионального становления личности.

3. Что такое социально-психологический климат организации? От чего он зависит?

4. Что такое кадровый менеджмент и почему он требует психологического обеспечения?

5. Назовите основные виды деятельности психолога в организации (на предприятии).

Семинарское занятие 3

Тема: Психологическое обеспечение деятельности человека в сложных технических комплексах

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, задачи и методы инженерной психологии.

2. Психологическое обеспечение СЧМ.

3. Психологические проблемы в работе систем «человек-компьютер».

4. Роль эргономики в обеспечении профессиональной деятельности человека.

Основная литература:

1. Ломов Б.Ф. Инженерная психология // Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991 // Электронный ресурс.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.10-14, 153-195.

3. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2005 // Электронный ресурс. – С.65-72, 145-154.

4. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.74-76.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает инженерная психология?

2. В чем сущность операторской деятельности? Что такое СЧМ?

3. Основные этапы инженерно-психологического проектирования СЧМ?

4. Основные направления психологического обеспечения эксплуатации СЧМ?

5. Какие позитивные и негативные аспекты внедрения СЧК вы можете указать?

6. Что такое эргономика и чем она занимается?

Самостоятельная работа студентов

Критерии оценивания самостоятельной работы – наличие, правильность, содержательность, логичность конспекта (максимум 5 баллов).

№   Тема Задания СР Рекомендуемая литература Форма отчетности
1. Предмет психологии труда. Тема СР:Эргономика. Изучить вопросы: 1.Понятие эргономики, история ее возникновения. 2.Основные подходы к пониманию задач и содержания эргономики. 3.Применение эргономи-ки в профессиональной деятельности человека. 1. Пряжников Н.С., Пряж-никова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001. – С.10-14. 2. Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб., 2005. – С.65-72, 145-154.   План-конспект, контрольная работа, семинарское занятие 3
2. История развития психологического знания о труде Заполнить таблицу (см. Приложение 1) основных научных школ и концепций в психологии труда 1. Климов Е.А., Нос-кова О.Г. История психоло-гии труда в России. 2. Пряжников Н.С. Психология труда и чело-веческого достоинства. – М., 2001. С. 18-41. Таблица, семинарское занятие 1, тестовый контроль, контрольная работа
3. Структура профессио-нальной деятельности   Заполнить сравнительную таблицу (см. Приложение 2) основных подходов к пониманию структуры профессиональной деятельности 1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екатеринбург, 2003. ‑ С.52-57. 2. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. ‑ М., 2003. ‑ С.57-67. Таблица, семинарское занятие 1, тестовый контроль, контрольная работа
3. Структура профессиональной деятель-ности Тема СР: Пси-хологические особенности субъекта труда Заполнить таблицу (см. Приложение 3) основных психологических особенностей субъекта труда Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. - М., 2003. - С.112-173, 190-236.   Таблица, семинар 1, тестовый контроль, контрольная работа
4. Профессио-нальное становление субъекта труда Изучить подтему: Психологическое сопровождение профессионального становления личности Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.–Екате-ринбург, 2003. ‑ С. 21-52, 56-60, 109-121, 203-284. План-конспект, семинарское занятие 2, контрольная работа
5. Психоло-гические особенности труда в коллективе Изучить вопросы: 1. Менеджмент и кадровый менеджмент. 2. Основные направления работы кадрового менеджмента. 3. Кадровая политика. 1. Почебут Л.Г., Чи-кер В.А. Организационная социальная психология. ‑ М., 2004 // Электронный ресурс. – С.178-184. 2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001 // Электронный ресурс. ‑ С.203-221. План-конспект, практическое занятие 1, семинарское занятие 2, контрольная работа
7. Особенности профессио-нальной деятельности практического психолога Повторить и подготовить вопросы: 1. Понятие, цель и со-держание психодиагнос-тики. 2. Профессиональная диагностика, направле-ния ее применения. 3. Оформление психодиагностического исследования. 1. Самоукина Н. Пси-хология профессиональной деятельности. – СПб., 2003. – С.149-151. 2. Психология работы с персоналом в трудах оте-чественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.Винокурова. ‑ СПб., 2001. – С. 120-157. План-конспект, практическое занятие 2, индивидуаль-ные протоколы диагностичес-кого исследования

Приложение 1

Основные научные школы и концепции в психологии труда

Период существования научной школы Название школы, концепции Представи-тели школы Основное содержание данного подхода Вклад в практическое обеспечение профдеятельности
         
         
         
         

Приложение 2

Основные подходы к пониманию структуры профессиональной деятельности

Подход Составляющие структуры Основная "единица" анализа структуры Научная основа подхода
Структурно-морфологический      
Функционально-динамический      
Структура по Климову Е.      
Структура по Зееру Э.      

Приложение 3

Психологические особенности субъекта профессиональной деятельности

Психологические особенности Определение Основные элементы Роль в профессиональной деятельности
Когнитивные процессы      
Регулятивные процессы      
Коммуникативные процессы      
Профессионально важные качества      
Функциональные состояния      
Эмоционально-волевые процессы      
Мотивация      

индивидуальная работа

(на выбор одно задание из предложенных трех вариантов)

1) Реферат(20-25 стр., структура: титульный лист, содержание, введение, 2-5 пунктов основной части, заключение, список литературы из 5-15 источников)

Темы рефератов

1. Эргономика: проблемы и перспективы развития.

2. Использование эргономических принципов в современном производстве.

3. Проблемы гуманизации труда в современном обществе.

4. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности.

5. Проблемы развития профессионального самосознания.

6. Психологическая помощь при профессиональных кризисах.

7. Профилактика и коррекция профессиональных деструкций личности.

8. Проблемы обеспечения оптимального психологического климата коллектива.

9. Проблемы организационного консультирования.

10. Проблема соотношения профессионального и личностного самоопределения.

11. Проблемы оптимизации взаимодействия человека-оператора с компьютерными системами.

2) Психологический анализ проблем профессиональной деятельности по художественному произведению (3-10 стр.)

1. Указать виды профессиональной деятельности, описанные в произведении;

- Определить, в чем их сложность, учитывая различные аспекты профессиональной деятельности: уровень психических процессов, операционально-технологический, личностный, социальный и др.;

- Определить возможности психологического сопровождения в данной профессиональной области;

2. Выделить и подробнее проанализировать один описанный вид профессиональной деятельности;

- Охарактеризовать описанных представителей(ля) данной профессии, их личностные и профессиональные проблемы;

- Определить специфику выделенного вида деятельности, его особенности и сложности;

- Дать психологические рекомендации по решению проблемы и направления работы организационного психолога с данными людьми.

Художественное произведение: Хейли А. Аэропорт

Профессии для анализа: пилот, управляющий аэропортом, главный механик, диспетчер, стюардесса.

Наши рекомендации