Оценка особенностей и характера изменений уровня эмоционального контроля
Повышение чувствительности (гипофункция) уровня эмоционального контроля отмечается, когда у ребенка присутствуют:
Ø Трудности в коммуникации и чрезмерная зависимость от эмоциональной оценки других людей: низкая активность в контакте; трудности определения знака эмоциональной оценки; чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении; стремление к привычному кругу общения; повышенная ранимость во взаимоотношениях; постоянная потребность в положительной оценке, во внимании; значительная неуверенность в правильности своего поведения, потребность в подтверждении этой правильности; несамостоятельность, постоянное обращение за помощью к взрослым; чрезмерная привязанность к матери; тревога, страх, отказ от деятельности без эмоционального соучастия близких; большая ориентация на оценку, а не на собственные результаты.
Ø Следующие личностные особенности: внушаемость; легкий отказ от своего мнения; подверженность аффективному давлению других людей; мнительность, недоверчивость; излишняя зависимость от принятых норм поведения; нетерпимость нарушений во взаимоотношениях.
Ø Повышение выносливости (гиперфункция уровня) эмоционального контроля отмечается, когда у ребенка присутствует:
Ø Чрезмерная потребность в эмоциональном общении с людьми: легкость вступления в контакты с людьми; удовольствие от общения со случайными знакомыми; легкость заражения состоянием других людей; близкая дистанция в общении; отсутствие усталости от общения с людьми;
нетребовательность к качеству общения; легкость преодоления трудностей и легкость отказа от принятого решения под влиянием других; огромная потребность «симпатии» со стороны других людей.
Ø Своеобразие личностных черт: конформность; несамостоятельность; трусливость; слепое подчинение правилам, выработанным другими.
Представленная выше структурированная схема анализа была использована авторами для исследования детей с задержанным и искаженным типами . развития, других категорий детей с отклоняющимся развитием, а также для оценки индивидуально-типологических особенностей условно нормативно развивающихся детей в рамках выделяемых авторами эктра- и интропунитивных тенденций личностного развития.
На основании проведенного качественного анализа особенностей системы базовой аффективной регуляции, ее уровней, начиная с 2002 года разрабатывается опросник «Оценка особенностей аффективной сферы ребенка», который в настоящее время проходит клиническую апробацию. Конечным результатом предполагается получение валидного инструмента для качественно-количественной оценки специфики сформированности уровней аффективной регуляции. Кроме того, с помощью данного опросника может быть проанализирован характер взаимодействия с миром, особенности закрепившихся патологических механизмов, определен целостный синдром аффективной дизадапта-ции, который необходим при постановке психологического диагноза."
Следует отметить, что в случае подобного структурированного опроса родителей ребенка или работающих с ним специалистов необходимо по возможности учесть степень субъективности, «нормативного сопротивления» взрослых при оценке собственного ребенка или ребенка, в котором специалист «принимает участие». Очевидно, что любые оценки взрослых по отношению к значимому для них ребенку будут в той или иной степени «искажены». В наибольшей степени это относится к особенностям аффективно-эмоционального развития ребенка. Большинство подобных феноменов максимально подробно описано в классическом руководстве по семейной терапии Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса (1999). Там же приведены и методики для исследования подобных феноменов. Анализ «семейных мифов» и нормативных представлений (нормативных «фильтров») родителей, их «внешненормативного сопротивления» может помочь в определенной степени скорректировать субъективизм отношения к особенностям аффективного развития ребенка. Для подобной оценки Э. Г. Эйдемиллером была разработана методика «Нормативное сопротивление» (НС) (мужской и женский варианты), использование которой в рамках первичного приема, консультирования семьи по поводу особенностей психического развития ребенка представляется нам достаточно продуктивным и валидным. С целью коррекции субъективизма родительского отношения к собственному ребенку можно использовать и другие методики: Цветовой Тест Отношений (модификация для родителей), Анкету Галлахера (авторская адаптация для родителей «проблемных» детей), методику исследования уровня субъективного контроля и др.