Чувственное» и «интеллектуальное»: обучение взрослых людей иноязычной речи как возвращение к природным истокам
Недостатки и преимущества работы головного мозга маленького человека как бы слиты воедино (то же самое, но как бы в зеркальном отражении справедливо и для человека взрослого). С одной стороны, детский мозг и порождаемые им психические процессы незрелы. С другой стороны, свежесть и яркость восприятия ребенком окружающего его мира, обусловленные абсолютной новизной и интересом, способствуют активному формированию и мозговых структур, и всех психических функций. Несовершенство интеллектуальной сферы замещается у ребенка обостренным чувственным восприятием, которое на самом деле лежит в основе работы всех когнитивных (познавательных) процессов.
Во взрослом возрасте, с утратой новизны и интереса, с появлением жизненного опыта, чувственное восприятие мира у человека сильно притупляется. Опыт, с одной стороны, позволяет вырабатывать шаблоны мышления, способствующие его скорости и снятию с него определенной нагрузки (мыслить и действовать по шаблону всегда проще и легче). С другой стороны, вместе с опытом закрепляются заскорузлые мыслительные стереотипы и установки, препятствующие рассмотрению проблемы под новым, необычным и непривычным углом и, следовательно, нахождению свежих, нестандартных творческих идей и решений.
Ребенок, лишенный жизненного опыта, действует чувством, по наитию, и это рождает в нем истинного творца. Вспомним замечательные строки Максимилиана Волошина: «Ребенок — непризнанный гений средь буднично серых людей». Взрослый человек старается пользоваться в основном логикой,
Об обучении взрослого человека иноязычной речи по модели естественного...
и это, как ни парадоксально и несмотря на зрелость психических процессов, резко ограничивает его интеллектуальный и творческий потенциал, ибо в основании всякой творческой мысли прежде всего заложено чувство.
«Мы воспринимаем внешний мир чувствами еще до того, — утверждает Д. Лапп, — как наша мысль начинает обрабатывать поступающую информацию... С помощью чувств мы улавливаем тысячи стимулов, вызывающих у нас реакции разного рода, как эмоциональные, так и интеллектуальные» [215, с. 87]. Таким образом, дети постигают и изучают мир преимущественно посредством чувств, ощущений и впечатлений. Становясь взрослыми, они изменяют стиль восприятия, ориентируясь на логику и, соответственно, интеллект, но, как мы уже говорили, интеллект от этого не столько выигрывает, сколько теряет. Известный психотерапевт М.Е. Литвак приводит следующее высказывание по этому поводу: «Люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем одаренными, потом способными, далее превращаются в посредственности» [242, с. 49].
Известно, однако, что многие люди, выдающиеся как творческим, так и мыслительным даром, обладатели феноменальной памяти, сохраняли хорошо развитую способность чувственного восприятия на протяжении всей жизни. В этой связи Д. Лапп советует воспитывать детей так, чтобы они не теряли этой такой необходимой способности и в зрелом возрасте. С другой стороны, взрослые люди могут данную утраченную способность восстановить. Этому с успехом и способствуют наши техники обучения, так как важность и первичность чувственного восприятия, которое содействует развитию всех когнитивных процессов на уровне эмоций, является одним из краеугольных камней нашего обучающего метода.
Об онтогенетических принципах такого обучения, т.е. сопоставлении моментов речевого развития ребенка и взрослого человека при овладении им иноязычной речью, мы и поговорим в следующей главе.
Глава XV
Онтогенетические
И психотерапевтические принципы
Обучения взрослого человека иноязычной
Речи через ИЛПТ