Экономическое, административное и социально-психологическое управление
Экономические методы управления — совокупность способов воздействия путём создания экономических условий, побуждающих работников предприятия действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Эти методы основаны на использовании экономического механизма, но конечный эффект таких методов управления проявляется не сразу и его трудно оценить. Среди экономических методов управления выделяется планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хозяйственный расчёт.
Планирование — разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как внутрипроизводственное, так и внутрифирменное планирование. Планирование может быть текущим (до 1 года) и перспективным. Па макроэкономическом уровне планирование — важный элемент системы управления обществом и средство осуществления социально-экономической политики государства. Оно охватывает собственно разработку плана, организацию и контроль его выполнения.
Финансирование — привлечение необходимого капитала для приобретения основных и оборотных фондов организации, покрытие потребности предприятия в капитале. | Источниками финансирования могут быть собственные и
| заёмные средства.
К собственным источникам финансирования относятся:
амортизационные отчисления, направляемые предприятием на простое воспроизводство основных фондов; привлечение средств в результате выпуска и продажи предприятием акций; отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, направляемые на прирост как оборотного, так и основного капитала предприятия; суммы выделяемые вышестоящими холдинговыми, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами и т.п.
С помощью ценообразования организация решает вопрос: каких целей она стремиться достичь? Такими целями могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям качества.
Экономическое стимулирование—это использование экономических стимулов в управлении. Стимулы (от лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) это побуждение к действию. Побудительные причины поведения выступают в процессе управления в качестве факторов воздействия, которые менеджер использует для достижения поставленных целей, в том числе и для согласования совместной деятельности работников.
К экономическим стимулам относится зарплата, которая должна быть адекватна вложенным силам и профессионализму специалиста.
В последнее время чётко проявилась глобальная тенденция в развитии системы оплаты труда, которая заключается в усилении индивидуализации заработной платы, т.е. её дифференциации, вызванной различием индивидуальной результативности работников. В бюджетной сфере российской экономики этот процесс существенно отстаёт по сравнению с частным сектором, где действуют механизмы свободного ценообразования, и заработная плата работников устанавливается в соответствии сих продуктивностью. Степень индивидуализации зарплаты в госсекторе России чрезвычайно низка. На вопрос: «От чего (или от кого) прежде всего зависят Ваши заработки?» лишь 0,7% респондентов указали в ответе «От результатов моей личной работы», а 62% — «От центральной власти».
Ф.Герцберг — один из известных исследователей проблем мотивации, — полагал, что какой бы хитроумной ни была система стимулирования, но она имеет свои пределы воздействия на работающего человека. Главный двигатель — это его мотивация, в которой отражаются индивидуальные особенности.
Высокий должностной оклад как основной подход в решении проблемы повышения эффективности организации отнюдь не всегда гарантирует заинтересованность и высокую результативность персонала, но создаёт реальную опасность переплаты сотрудникам за несделанную работу. Более того, нередко это приводит компанию к стагнации, причина которой заключается в том, что, привыкая к стабильной оплате, даже самые эффективные и талантливые менеджеры достаточно быстро «сваливаются» на поддержание функционирования, вместо того чтобы активно участвовать в развитии бизнеса. Если подобное отношение принимает повальные масштабы, то порой единственным средством становится почти полная замена персонала менеджеров.
Важно учитывать психологическое воздействие экономических методов управления и, в частности, таких как поощрение и наказание. Их психологическое воздействие происходит в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое воздействие поощрения рассчитано на чувство ответной благодарности поощряемого, на укрепление его уверенности в правильности совершённого им действия. Косвенное воздействие поощрения осуществляется на лиц, ещё не добившихся высоких результатов. Аналогичным образом происходит психологическое воздействие на работников и наказания.