Задачи воспитательно-образовательной работы в период адаптации ребёнка к доу.
План работы по адаптации детей
План работы по адаптации детей:
1. этап – Подготовительный
1. Сбор информации о потенциальных воспитанниках. Посещение семьи будущего воспитанника, беседа о детском саде, его традициях, режиме работы. Показ видеоролика о детском саде, группе раннего возраста, сотрудниках группы. Извещение родителей о том, какую помощь может оказать детский сад их ребёнку. Приглашение родителей и ребёнка в гости прогулку на участке детского сада.
2. Приглашение родителей в группу, знакомство с условиями пребывания детей, режимом дня. Беседа о ребёнке, его индивидуальных особенностях, навыках, привычках, любимых игрушках, способах воздействия на него. Знакомство родителей с особенностями адаптационного периода, факторами, от которых зависит его течение. Выработка единых требований к режиму дня и организации воспитательно – образовательного процесса в семье и группе.
3. Анкетирование родителей (Анкета «Давайте познакомимся») .
II этап – Организационный
1. Составление индивидуальной программы подготовки ребёнка в организованном детском коллективе, психолого-педагогического сопровождения его развития в яслях. Оговариваются сроки поступления в группу, разработка (по дням) совместно с родителями режима жизни ребёнка в адаптационный период. Консультация «Ваш ребёнок поступает в детский сад», подготовить памятку для родителей «Собираем малыша в детский сад».
2. Максимальное сближение режима ребёнка в семье и режима группы, приучение малыша к системе требований в ДОУ. Организация «Дня открытых дверей» для малышей и родителей с целью формирования положительных ассоциаций, связанных с группой и детским садом. Памятка для родителей «Режим дня в ДОУ»
3. Практические рекомендации родителям по оздоровлению детей и формированию у них коммуникативных навыков перед поступлением в ДОУ. Памятки для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Простые правила общения». Родительское (организационное) собрание.
III этап - Адаптация детей к условиям ДОУ
1. Поступление ребёнка в группу (1-2 часа с мамой, другими значимыми родственниками) Консультации: «Адаптация – что это такое», «Что происходит с ребёнком в адаптационный период», «Игра в период адаптации». Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в группе.
2. Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка. Диагностика навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на каждого ребёнка.
3. Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и забав с детьми в группе (
4. Консультирование родителей по ходу адаптации ребёнка «Идём в детский сад: нелёгки эти первые шаги».
IV этап – Аналитический
1. Диагностика умений и навыков детей, определение степени адаптации ребёнка. Выводы и рекомендации. Родительское собрание.
Структура работы по адаптации детей к условиям ДОУ
1. Работа с семьёй.
1. Знакомство с семьёй (социальный статус, тип воспитания, традиции, привычки) .
2. Информационно – методическая поддержка родителей:
3. Практические занятия.
4. Индивидуальные консультации, беседы.
5. Родительское собрание «Итоги адаптации»
2. Работа в группе.
1. Знакомство с ребёнком (индивидуально –психологические особенности, навыки, привычки, любимые игрушки, способы воздействия) .
2. Диагностика навыков при поступлении детей.
3. Игры - забавы по сближению воспитателя с детьми и друг с другом
4. Игры - забавы с учётом проведения индивидуально – психологических особенностей.
5. Диагностика навыков после адаптационного периода.
6. Определение степени адаптации, выводы, рекомендации.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДОУ.
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
3. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации. 6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя.
7. Единство системы воспитания в семье и в детском учреждении.
8. До приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета) .
9. В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
10. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
11. Консультация для родителей на тему: "Как приблизить домашние условия к особенностям детского сада" (внесение элементов режима, упражнение ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.)
12. Научить родителей придумывать игры для своих детей, используя не традиционные материалы.
13. Совместная работа воспитателей с родителями для формирования фразовой речи у детей раннего возраста, используя русские народные сказки, потешки и сказки русских писателей, а также стихи детских авторов.
14. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
15. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
16. Приучать детей к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
17. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
18. Постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.