Критериальный анализ текста
В этой главе будут рассматриваться возможности качественного критериального анализа текста, чтобы в практической части разработать критерии анализа для задач данного исследования.
Обратимся к контент-анализу или анализу содержания. Это стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текста.
Контент-аналитическое исследование личности базируется на свободно порожденном тексте, т. е. субъект при его создании выбирает наиболее подходящие слова для описания психологического содержания. Однако при этом нет гарантии, что интересующие исследователя темы будут затронуты [2, с.29].
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.
Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (должно быть однозначно ясно, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.
После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа [14].
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:
§ Тема не может выходить за пределы абзаца.
§ Новая тема возникает, если происходит смена: воспринимающего, действующего, цели, категории.
Этапы работы с текстом при качественном анализе содержания [7]:
1. Предварительный этап: очищение текста, включающее выбрасывание безинформативных реплик, повторений, переформулировок, отвергнутых утверждений и т.п.. Уяснение текста, что требует представления текста в максимально определенной форме, но без изменения того значения, которое вкладывает респондент.
2. Разбиение текста на фрагменты, которые содержат отдельные высказывания или утверждения респондента, описывающие или интерпретирующие его мысли и чувства.
3. Объединение этих единиц в аналитические категории, которые относятся к одной и той же психологической идее.
4. Объединение этих аналитических категорий в более широкие и абстрактные принципы – понятия, которые выявляют структуру представлений автора о реальности (например, «Я-концепция»).
Таким образом, мы видим, что ключевым моментов в такого рода анализе текстов является формулирование категорий анализа таким образом, чтобы они отвечали задачам исследования с одной стороны, и были удобны, пригодны для того, чтобы выделять их в самом тексте. В экспериментальной части данного исследования будет предпринята попытка такие категории выделить и оформить.
Экспериментальная часть
Общая гипотеза исследования состоит в том, что в инициативных подростковых текстах проецируется мифологизированная идеальная форма данного возраста, подростковый герой.
Также выдвигаются следующие рабочие гипотезы:
· Основной сюжет подростковых инициативных текстов будет связан с темой признания – признания героя самим собой и окружающими людьми, поиск своего места в мире, самоопределение.
· Возрастная когорта не является гомогенной и в ходе исследования мы обнаружим расхождение паспортного и психологического возраста.
Объектом исследования являются авторы текстов, находящихся в подростковом возрасте.
Исследование состоит из следующих этапов:
1. Разработка анкеты на возрастные характеристики
2. Формулировка критериев, по которым можно будет идентифицировать проявления описания идеальной формы в подростковом тексте.
3. Разработка структуры анализа текстов
4. Инициирование подростков к написанию текстов. Был объявлен конкурс на подростковую сказку. Задание звучало следующим образом: «Всем известна поговорка "Сказка - ложь, да в ней намек..." и все знают, что в конце любой сказки есть какая-то мораль. Предлагаем вам написать сказку с такой моралью (намеком, уроком, жизненным правилом), которая была бы полезна для вас и ваших сверстников в сегодняшнем мире». Конкурсная форма выбрана исходя из предположения о том, что инициативный текст (порождаемый не по заданию, а по личному желанию человека этот текст написать) будет в большей степени проективен. Чтобы минимизировать риск того, что текст будет писаться ради приза, а не ради самого написания текста, призом конкурса была объявлена публикация этого текста в газете. Форма сказки была выбрана в связи с тем, что сама структура сказки аналогична описываемой Б.Д. Элькониным структуре событийности.
5. Анализ типажей героев и основных конфликтов подростковых тестов.
6. Категориальный анализ текстов.
7. Анализ полученного материала: применение U-критерия Манна-Уитни для обнаружения связи между выделенными в текстах категориями и возрастной характеристикой авторов текстов.
8. Оформление результатов исследования, подтверждение или опровержение гипотез.