Глоссарий для терминологического диктанта
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Б3.Б.2.5 СОЦИальная психология
_____________________
индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) Психология образования
наименование направленности (профиля)
бакалавр
Квалификация (степень) выпускника
Краснодар
Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направленность (профиль) Психология образования по дисциплине «Социальная психология»
Составители ____________________ Азлецкая Е.Н., канд. психол. н., доцент
«31»_августа_2015 г.
Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии
«31» августа 2015 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой _______________ В.М. Гребенникова , д. п. н., профессор
Согласовано:
Председатель УМС факультета ______________________
«___» _____________ 2015 г.
Экспертиза проведена
Паспорт фонда оценочных средств
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Социальная психология».
Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.
Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные
Задания
Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций
Код и наименование компетенций | Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания | ||
пороговый | базовый | продвинутый | |
Оценка | |||
Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | |
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4) | Знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук | Умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Владеет методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) | Знает специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях | Умеет учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях | Владеет методами регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях |
3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
Глоссарий для терминологического диктанта
(Знать значение терминов, быть готовым к терминологическому диктанту)
1. Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.
2. Атрибуция каузальная – (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
3. Аттракция – (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
4. Аффилиация– стремление человека быть в обществе других людей.
5. Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
6. Группа референтная – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.
7. Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.
8. Депривация(от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.
9. Заражение- 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию;2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.
10. Индивидуализация — развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
11. Институт социализации– социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.
12. Конформизм – изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.
13. Межгрупповая дискриминация – установление различий между собственной и другой группой и действие на этом основании в пользу своей группы.
14. Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.
15. Нормы групповые –принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
16. Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.
17. Подражание— следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.
18. Предубеждение— установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.
19. Раппорт – установление межличностного контакта.
20. Референтная группа(от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
21. Роль – социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.
22. Роль социальная – функция социального положения человека; нормативно одобренный образ поведения.
23. Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
24. Стереотип социальный(от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.
25. Установка- готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.
26. Фрустрация(от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.
27. Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.
28. Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.
29. Эффект новизны— феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
30. Эффект ореола— распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.