Глоссарий для терминологического диктанта

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Б3.Б.2.5 СОЦИальная психология

_____________________

индекс и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) Психология образования

наименование направленности (профиля)

бакалавр

Квалификация (степень) выпускника

Краснодар

Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления44.03.02 Психолого-педагогическое образование – направленность (профиль) Психология образования по дисциплине «Социальная психология»

Составители ____________________ Азлецкая Е.Н., канд. психол. н., доцент

«31»_августа_2015 г.

Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии

«31» августа 2015 г. протокол № ____

Заведующий кафедрой _______________ В.М. Гребенникова , д. п. н., профессор

Согласовано:

Председатель УМС факультета ______________________

«___» _____________ 2015 г.

Экспертиза проведена

Паспорт фонда оценочных средств

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Социальная психология».

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.

Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные

Задания

Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

Код и наименование компетенций Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
пороговый базовый продвинутый
Оценка
Удовлетворительно Хорошо Отлично
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4) Знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук Умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Владеет методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1) Знает специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях Умеет учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях Владеет методами регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:

Глоссарий для терминологического диктанта

(Знать значение терминов, быть готовым к терминологическому диктанту)

1. Авторитарность – социально-психологическая характеристика стиля руководителя (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

2. Атрибуция каузальная – (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

3. Аттракция – (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

4. Аффилиация– стремление человека быть в обществе других людей.

5. Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

6. Группа референтная – реальная или воображаемая социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.

7. Деиндивидуализация – утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

8. Депривация(от англ. deprivation – лишение, отнятие) – ощущение острого дефицита, отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития индивида.

9. Заражение- 1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию;2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

10. Индивидуализация — развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.

11. Институт социализации– социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.

12. Конформизм – изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

13. Межгрупповая дискриминация – установление различий между собственной и другой группой и действие на этом основании в пользу своей группы.

14. Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.

15. Нормы групповые –принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

16. Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

17. Подражание— следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение определенных вербальных и невербальных паттернов, характерных для образца.

18. Предубеждение— установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия.

19. Раппорт – установление межличностного контакта.

20. Референтная группа(от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

21. Роль – социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе.

22. Роль социальная – функция социального положения человека; нормативно одобренный образ поведения.

23. Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

24. Стереотип социальный(от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств.

25. Установка- готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

26. Фрустрация(от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

27. Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований (общественных институтов, культуры, истории, семьи и т.д.) для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.

28. Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоцио-нального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, не отождествляясь с ним.

29. Эффект новизны— феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.

30. Эффект ореола— распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Наши рекомендации