Работа над фундаментальной ценностью

Как может быть восстановлена нарушенная фундаментальная ценность? Как человек, не ощущающий в себе «Да жизни», может прийти к нему? Поскольку это не является темой данной статьи, скажем об этом достаточно коротко.

Зачастую уже само затрагивание терапевтом темы отношения к собственной жизни позволяет пациентам осознать то, от чего они так долго страдали. Благодаря атмосфере терапевтических бесед и терапевтическим отношениям для некоторых пациентов становится действительно очевидной фундаментальная ценность.

Однако, в итоге, фундаментальную ценность нельзя найти иначе как в «прикосновении к бытию». Для этого также необходимы покой и бытие с самим собой в молчании.

Фундаментальная ценность обретается

через «прикосновение к бытию»

Прикосновение к бытию происходит, например, когда человек общается с природой, созерцает произведения искусства, слушает музыку. И в следующем за этим состоянии покоя. Или просто во время бытия с самим собой по принципу «я не делаю ничего и при этом — все». Дать себе быть, прислушиваясь к тому, что есть — к себе и к миру, — это и есть путь к соприкосновению с бытием.

Важно услышать, какой ответ приходит из собственной глубины, когда в тишине и покое задаешь себе вопрос: «Хорошо ли это — то, что я есть?» Если ответ отрицательный, то нужно понять, из-за чего он возник. Жизнь сама по себе не рождает враждебного отношения: индивидуальная жизнь не является враждебной жизни как таковой. Здесь необходима работа с биографией, потому что самым главным источником фундаментальной ценности являет личный опыт: «другие люди хотят, чтобы я был». Хотели ли этого мои родители? Из совместного бытия с людьми, которые хотят, чтобы я жил, формируется базис фундаментальной ценности. Без позитивной установки других людей, которая обрамляет жизненный путь, человеку чрезвычайно сложно и, вероятно, даже невозможно развить чувствование фундаментальной ценности.

Индукция фундаментальной ценности

Происходит благодаря Ты

Однако недостаточно узнать от других людей, что это хорошо — то, что я есть. Если человек сам в переживании бытия не найдет путь к «Да жизни», то останется зависимость от других и дефицит переживания ценностей. С точки зрения экзистенциального анализа, вопрос фундаментальной ценности настолько важен, что имеет значение второго, а именно экзистенциального рождения: «Нравится ли мне эта жизнь? Хочу ли я проживать ее?»

Переживание фундаментальной ценности самым тесным образом связано с телесностью человека. Из отношения к своему телу, из принятия своего тела вырастает та витальная сила, благодаря которой ценности могут нас близко затронуть и вызвать эмоции. Предмет или событие могут быть пережиты как ценность только благодаря тому, что человек обладает телесностью, так как ценности вызывают физические вибрации в теле. Именно поэтому мы можем пережить впечатление как эмоцию. Переживание фундаментальной ценности также связано с этой телесной вибрацией. Выше мы использовали образ виолончели, струн которой, подобно смычку, касаются ценности. Их звучание возможно только при условии резонанса от затронутых струн в корпусе виолончели. По аналогии с этим ценности только тогда могут «стать слышны» в качестве эмоции, когда они вызывают в теле колебания через нейрохимические и вегетативные связи. Конституция, энергетика, физическая тренировка и общее состояние тела создают условия переживания ценностей. Кто из нас не чувствовал после хорошего отпуска (когда приходилось много двигаться и бывать на свежем воздухе), что мир словно приобрел другие краски?

Эмоция — это пламя свечи, которое

Питается воском тела

Консультативная и психотерапевтическая работа ставит задачу способствовать развитию открытости ценностям и расширению отношений пациента с самим собой и своим миром. При уже имеющейся фундаментальной ценности относительно легко подвести его к более глубокому переживанию ценностей.

В рамках консультативной работы человеку нужен лишь толчок, лишь указание на то, где и каким образом может произойти его раскрытие ценностям. Однако следует предоставить пациенту возможность самому пройти этот путь, если у него для этого достаточно сил. В случае если у него отсутствует сила Я, ему требуется сопровождение и руководство в этом процессе. Вот в чем заключается дилемма пациента, которая одновременно представляет собой обоснование необходимости психотерапии: насколько человек может раскрыться и позволить затронуть себя тому, что он первично и спонтанно ощущает как «плохое», — потому что это причиняет боль, внушает страх, отнимает у него то, что он хочет сохранить? Могут ли быть пережиты обида, угроза, потеря, расставание? Может ли человек воспринять и вынести столько близости по отношению к тому, что переживается им как «плохое», если существует опасность пошатнуть хрупкое, тонкое, вероятно, еще не совсем осмысленное «Да жизни»? То, что переживается как «плохое», обладает силой для порождения и поддержания «Нет жизни». Естественно, что человек пытается сохранить по отношению к этому дистанцию.

Таким образом, мы описали терапевтическую ситуацию, в которой пациент не может дальше идти один. Он стоит перед дилеммой. У него такое чувство, что если он подпустит к себе жизненный опыт и полностью познает жизнь, это будет означать для него эмоциональную смерть. Поэтому он не подпускает переживания близко к себе, оттесняет опыт, уходит от реальных жизненных ситуаций, которые могли бы причинить боль. Однако до тех пор, пока человек вот так «сторонится жизни», желая защитить себя, он и не живет. Жизнь наполняет его недостаточно. Пока существует попытка не подпустить к себе жизнь, невозможно эту жизнь проживать. Можно только выживать. И вместо того, чтобы жить, человек впадает в невротическую пассивность ожидания начала «настоящей» жизни.

Экзистенциально-аналитическая психотерапия предлагает пациенту «с открытыми глазами» встретить то, что причиняет боль, то, что он первично ощущает как «плохое», — чтобы, пережив чувства, прийти к эмоциональной уверенности: «Это не настолько плохо, чтобы могло сорвать экзистенцию с петель бытия». В этой фазе нерешительности и «боязливого нащупывания» терапевт постоянно оказывает поддержку, является для пациента опорой и ресурсом. Он и передает ему эту уверенность, что все не настолько плохо. Феноменологический взгляд на то, что кажется пациенту наполненным бедой и страданием, часто приводит к пересмотру и корректировке ценностных суждений. И оказывается, что на самом деле все было не таким плохим, как казалось. Но бывает, что процесс идет в другом направлении. Когда подтверждается первичное спонтанное ощущение, что пережитое было ужасным, плохим для собственного фундаментального отношения к жизни, тогда требуется большое мужество и непосредственная поддержка психотерапевта, чтобы признать: «Все пережитое, все отношения и опыт разрушали мое отношение к бытию, препятствовали и угрожали ему». В таком случае было бы целительным распрощаться с этими людьми, с этими временами и с этими ситуациями. Для этого необходима не только поддержка психотерапевта, но и опыт надежных отношений с ним, которые помогут пережить расставание с ожиданиями, связанными с родителями, партнерами и друзьями.

Это один из самых важных вопросов психотерапии: как можно прийти к подобным расставаниям? Расстаться можно только в том случае, если ранее были установлены отношения, что само собой разумеется. Прощание означает сообщение другому, что сейчас произойдет расставание, как оно произойдет, на какой срок и почему. Конечно, вполне можно попрощаться с другим внутри себя самого, а не только в реально существующих отношениях. Так можно и следует попрощаться с уже умершими.

В терапии часто речь идет о прощании с событиями, ситуациями или людьми, которые представляют помеху для жизни. Однако страдающего человека следует сначала подвести к мешающему воздействию, помочь ему открыться и установить отношения с «плохим». Это означает действовать так, «как если бы» помеха все же являлась чем-то важным, потому что только в данном случае мы в состоянии повернуться лицом к чему-либо и ощутить близость. «Хорошее в плохом» — собственная жизнь, попавшая в западню. Если начать яростно биться, это мало поможет выпутаться из колючих зарослей, в которые попала собственная жизнь. Повреждений от шипов и сучьев будет только больше. Чтобы освободиться без дальнейших повреждений, необходим внимательный взгляд: развязывание узлов требует кропотливости и тщательности. Освобождение плененной ценности также требует внимания и терпения.

Мы предполагаем рассмотреть моменты расставания на практических примерах. Но прежде следует обобщить предыдущие рассуждения в теорию эмоций, которая будет служить основой для практических шагов.

Наши рекомендации